Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является закрепление теоретических знаний по управлению качеством продукции на предприятиях.

Содержание работы

Введение
1. Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
2. Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции
3. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ, их краткая характеристика
4. Технико-экономические основы управления качеством
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КР Контрольная по упралению качеством.docx

— 90.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Качество продукции  – один из основных факторов  успешной деятельности предприятия  в условиях рыночной экономики

2. Принципы обеспечения  качества и управления качеством  продукции

3. Создание систем качества  на предприятиях, этапы работ,  их краткая характеристика

4. Технико-экономические  основы управления качеством

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

В условиях современного бизнеса  конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости  ее цены с предлагаемым качеством.

Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность  входят цена, сроки поставки, техническое  совершенство, гарантии, сервисное  обслуживание и ряд других слагаемых, качество составляет 70% весомости всех показателей конкурентоспособности.

Увеличение производства высококачественных изделий приводит к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности товаров на внутреннем и внешнем рынках.

В конечном итоге, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики  при выборе продукции. Еще совсем недавно мы говорили о маркетинговой  концепции управления бизнесом, однако сегодня наиболее современной считается  концепция Всеобщего управления качеством, главным принципом которой  остается стратегическая ориентация на потребителя.

Высокое качество продукции, удовлетворяющее ожиданиям потребителя, является важным фактором принятия решений  в пользу покупки именно Ваших  товаров или услуг. Если Вы способны внедрить современные технологии управления качеством быстрее, чем конкуренты, у Вас появится реальный шанс оставить их позади.

Руководителям современных  отечественных предприятий необходимо более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Конкурентоспособность товара означает его способность быть более  привлекательным для потребления  по сравнению с другими изделиями  аналогичного вида и назначения благодаря  лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик  требованиям данного рынка и  потребительским оценкам.

Разработать, внедрить и  обеспечить эффективное функционирование системы качества можно только при  наличии на фирме профессионально  подготовленных специалистов по качеству – инженеров и менеджеров.

Целью работы является закрепление  теоретических знаний по управлению качеством продукции на предприятиях.

 

 

1. Качество продукции  – один из основных факторов  успешной

деятельности  предприятия в условиях рыночной экономики

 

Последние три десятилетия  во всем мире большое значение придается  качеству продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха фирм в конкурентной борьбе на рынке.

Повышение качества продукции  в условиях рыночной экономики для  всех отраслей материального производства является закономерным процессом. Прежде всего в качестве продукции как в фокусе концентрируется степень технического совершенства производства: техники, технологии, применяемого сырья и материалов, уровень квалификации и общей культуры работников, их профессиональное мастерство; состояние развития и стабильность производственных отношений в обществе; способность трудовых коллективов воспринимать и применять на практике все новое, передовое, достигнутое наукой и практикой.

В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит  от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством. Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности. Не случайно практикой доказана простая истина, что высокий уровень качества продукции (работ, услуг) является самым объективным критерием научно-технического прогресса.

Кроме того, высокий уровень  качества продукции является необходимой  и достаточной характеристикой  высокой конкурентоспособности  предприятий, открывает путь к внешнему рынку. Низкий уровень качества продукции, особенно в обрабатывающих отраслях, не давал возможности конкурировать  на внешнем рынке и занимать там  ведущие позиции.

Проблема качества в условиях рыночной экономики является важнейшим  фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической  безопасности, а фактором экономической  стабильности и устойчивого развития общества в условиях транзитивной (переходной) и рыночной экономики является –  конкурентоспособность. Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики  обязывает уделять огромное внимание проблемам качества.

В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось  именно в условиях рыночной экономики.

В последние годы руководство  многих предприятий столкнулось  с необходимостью управления качеством, как средством достижения конкурентоспособности, завоевания доверия к продукции  у потребителя. И хотя кроме качества в конкурентоспособность входит цена, сроки поставки, производительность, гарантии, сервисное обслуживание и  ряд других слагаемых, качество занимает 70% «весомости» всех показателей  конкурентоспособности. В конечном счете, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции. Этот фактор заставляет российских производителей изменить традиционно  отношение к качеству товаров  и услуг.

Опытным практикам, работающим в сфере производства, известно, что именно требуется для достижения высокого качества производимых изделий. Если все это систематизировать  и обобщить, то можно утверждать, что для обеспечения необходимого уровня качества нужна не только соответствующая  материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и  хорошо отлаженная организация работ, в том числе четкое управление качеством.

Отсюда такой повышенный интерес к управлению качеством  со стороны предприятий, осознавших истину: даже имея современную технологическую  базу и квалифицированных работников, нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение  качества продукции без внедрения  четкой системы качества, отвечающей современному уровню.

Одной из основных проблем, стоящих перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к  условиям рыночной экономики. Решение  этой проблемы – необходимое условие  для их выживания и дальнейшего  развития.

Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой  продукции. В настоящее время  выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и  услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь конкурентоспособность  связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Концепция национальной политики России в области качества продукции  и услуг совершенно справедливо  подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

Качество – это авторитет  фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством  фирмы является важнейшим видом  деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции –  важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции  в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы  научно-технического прогресса, рост эффективности  производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы ведущих фирм мира.

Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством  товаров, поэтому изготовление того или иного изделия воплощает  в себе как потребительную стоимость, так и стоимость товара. Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

Усиление конкуренции  требует от руководителей всех уровней целенаправленного решения проблемы повышения качества продукции и процессов ее проектирования, производства и реализации. Для достижения этих целей широко используются идеология и положения международных стандартов серии ИСО 9000.

Основными аргументами в  пользу такого подхода является то, что указанные стандарты ориентированы  на рыночные отношения; аккумулируют положительный  опыт организации управления (менеджмента) в промышленности ведущих индустриальных держав; универсальны для применения предприятиями различных отраслей промышленности и к различным  видам деятельности; признаны практически  всеми развитыми странами в качестве основы для организации взаимовыгодных торгово-экономических взаимоотношений  предприятий.

Внедрение стандартов серии  ИСО 9000 в свою очередь создает  базу для независимой сертификации продукции, ориентированную на подтверждение  соответствующего уровня ее качества, продукции, определяющего ее конкурентные возможности. Чтобы эффективно осуществлять такую деятельность, необходимо знать как оценивать потребительские свойства продукции, какие условия и процессы и в какой мере влияют на нее, как организовать людей и управлять работой по созданию таких условий.

Качество – не абстрактная  категория, а осязаемый каждым человеком  конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда. Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг – разработка – производство – потребление – утилизация), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.

Японский специалист К. Исикава утверждал также, что безнравственно говорить о повышении цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано со стабилизацией производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, а следовательно, с уменьшением себестоимости и цены.

Исикава утверждал также, что о повышении цены можно вести речь только тогда, когда потребитель получает продукцию принципиально нового технического уровня. Но и в этом случае сразу необходимо планировать последующее снижение себестоимости за счет отладки, стабилизации и доводки производственного процесса и упорядочения деятельности в цепи «поставщик – изготовитель – потребитель». В этом залог экономического успеха фирмы, развития промышленности и состоятельности страны.

Как показывает зарубежная и отечественная практика, успех  любой сферы деятельности существенно  зависит от умных и энергичных руководителей, которые хотят и  умеют видеть в лице каждого сотрудника заинтересованного и активного  партнера. Такие руководители четко  понимают три золотые истины:

первая – невежество стоит  денег и очень дорого обходится;

вторая – качество приносит деньги (т. к. связано с резким снижением  издержек) и создает устойчивую экономическую  стабильность и авторитет; третья –  главное достояние – это люди как внутри предприятия, так и  за его пределами.

Именно поэтому в стандартах ИСО делается акцент на ответственность  руководителей, снижение издержек и  кадровую политику.

Разработка и внедрение  системы управления качеством –  одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией. Качество – это здоровье, деньги, уровень душевного комфорта и достоинство нации и государства.

Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии  развития современных компаний, поэтому  начинать внедрение системы менеджмента  качества продукции следует с  определения места этой системы  в общей стратегии компании. Принципиальная схема механизма управления качеством продукции представлена на рис. 1.

Под фактором повышения качества продукции понимается причина, конкретная движущая сила процесса создания продукции, способная улучшить один или несколько показателей качества продукции.

Под условием повышения качества продукции понимаются обстоятельства, обстановка, среда, в которых действует фактор.

Под мероприятием повышения качества продукции понимается действие или сумма действий, изменяющих фактор или условия, в которых действует фактор.

 

Рисунок 1. – Схема механизма  управления качеством продукции

 

В настоящее время внедрение  систем качества на основе международных  стандартов становится насущной необходимостью. Наличия систем качества требуют  и заказчики (потребители), и государственные  органы, рассматривающие их как гарантию получения высококачественной, безопасной продукции.

Информация о работе Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики