Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:47, контрольная работа
Целью работы является закрепление теоретических знаний по управлению качеством продукции на предприятиях.
Введение
1. Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
2. Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции
3. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ, их краткая характеристика
4. Технико-экономические основы управления качеством
Список используемой литературы
При обнаружении какой-либо проблемы по выполнению требования стандарта или процедуры аудитору необходимо обсудить ее с теми, кого это непосредственно касается, и выяснить причину невыполнения данного требования. Если выполнение этого требования действительно необходимо, то руководитель подразделения принимает меры (корректирующие действия) по его выполнению работниками подразделения. Возможно, что данное требование не является необходимым, и его невыполнение никак не влияет на качество работы, тогда корректирующее действие выражается в виде внесения изменений в документированную процедуру. По результатам внутреннего аудита составляется отчет, в котором указывается, какие несоответствия и недостатки были обнаружены. Одна из задач проведения внутренних проверок состоит в обеспечении возможности улучшения СМК.
При внедрении СМК руководство предприятия проводит анализ эффективности ее функционирования на основании отчетов, подготовленных службой качества. Служба качества осуществляет сбор, обработку и анализ зарегистрированных данных о качестве, предоставляемых всеми подразделениями предприятия. Для анализа данных о качестве применяются различные методы, рекомендуемые ИСО. Анализ функционирования СМК осуществляется на всех уровнях по определенным направлениям (см. табл. 1) с целью установления причинно-следственных связей и оценки альтернативных предложений по предупреждающим и корректирующим действиям, которые могут относиться к различным аспектам деятельности предприятия. По результатам анализа вносятся соответствующие изменения в документацию СМК.
На пятом этапе проводятся работы, связанные с сертификацией СМК. Ввиду того, что сертификацию действующих СМК проводят различные международные и национальные органы, предприятию необходимо сделать выбор сертифицирующего органа с учетом пожеланий заказчика.
С выбранным сертифицирующим
органом заключается контракт и
подается заявка по установленной форме.
Предприятие передает в орган
сертификации требуемый пакет документов
СМК для предварительной
Таблица 1. – Перечень мероприятий, выполняемых при разработке, внедрении и сертификации СМК
на предприятиях
Наименование этапов |
Виды работ |
Мероприятия |
1. Подготовка к созданию СМК |
1. Определение политики предприятия в области качества |
Разработка и утверждение политики предприятия в области качества. Определение целей, обязательств и задач в области качества и способов их достижения |
2. Формирование оргструктуры СМК |
Назначение представителя руководства, ответственного за качество. Создание службы качества. Формирование команды по разработке СМК | |
3. Обучение персонала |
Обучение руководителей предприятия и производственных подразделений требованиям МС ИСО 9001 :2000. Обучение членов команды по разработке СМК требованиям МС ИСО 9001 :2000 и методологии создания СМК | |
4. Оценка сроков и стоимости разработки и внедрения СМК |
Разработка программы проведения работ. Составление сметы расходов на создание СМК (при необходимости) | |
5. Привлечение консультантов |
Выбор консультантов. Заключение договора на консультационные услуги | |
II. Проведение комплексного анализа управления качеством продукции, услуг и разработка концептуальной модели СМК |
1. Анализ существующей
системы управления |
Выявление видов деятельности
предприятия. Рассмотрение организационной
структуры и функций Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества. Анализ и оценка соответствия фактических результатов по качеству положениям политики в области качества и требованиям МС ИСО 900 1 :2000 |
2. Разработка концептуальной модели |
Определение функции СМК. Установление перечня бизнес -процессов | |
3. Разработка предложений
по совершенствованию |
Внесение изменений в оргструктуру Рассмотрение и утверждение оргструктуры. Разработка плана мероприятий по повышению качества продукции (услуг). | |
III. Разработка документации |
1. Подготовка к разработке документации СМК 2. Разработка документации СМК |
Составление план-графика разработки документированных процедур. Подготовка заданий (при необходимости). Назначение ответственных за разработку процедур. |
IV. Внедрение СМК |
1. Подготовка к внедрению СМК |
Ознакомление персонала с документацией СМК. Обучение персонала работе в условиях функционирования СМК |
2. Внедрение СМК |
Апробация документации СМК.
Осуществление бизнес- | |
3. Проведение внутреннего аудита СМК. |
Разработка вопросника для оценки функционирования СМК. Проведение внутреннего аудита Проверка соответствия разработанной СМК требованиям МС ИСО 900 1 :2000 | |
4. Анализ |
Выявление несоответствий, функционирования СМК Доработка СМК (внесение соответствующих изменений в документацию) | |
V. Сертификация СМК |
1. Выбор сертифицирующего органа |
Определение сертифицирующего органа. Подача заявки на проведение сертификации. Заключение договора |
2. Передача пакета документов |
Подготовка требуемого пакета документов. Передача документации в сертифицирующий орган | |
3. Внешний аудит |
Подготовка к внешнему аудиту. Проведение сертификационного аудита. Выявление несоответствий | |
4. Устранение несоответствий |
Анализ несоответствий. Внесение изменений в документацию СМК. Передача исправленного пакета документов в сертификационный орган. Получение сертификата |
Рекомендуемый перечень мероприятий, выполняемых при разработке, внедрении и сертификации СМК на предприятиях в соответствии с вышеизложенными этапами приведен в табл. 1
После того, как организация успешно пройдет сертификацию и получит сертификат соответствия работы по системе качества на этом не заканчиваются, хотя их объем конечно уже может быть меньше. Система качества должна поддерживаться в рабочем состоянии и должна непрерывно совершенствоваться. Это означает что любые изменения в продуктах (услугах) организации, процессах или в самой системе должны оперативно анализироваться и фиксироваться в документации системы качества. Кроме того, для подтверждения результативности и эффективности работы системы качества организация должна проводить периодические внутренние аудиты. Такие аудиты должны проводиться в организации не реже чем будут проходить наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации. Как правило, наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации проводятся один раз в год.
качество продукция управление
4. Технико-экономические основы управления качеством
Качество – сложная, многоаспектная и одновременно универсальная категория объекта. В зависимости от целей использования и назначения отмечают различные аспекты качества.
Технический аспект качества обусловлен количественными значениями и изменениями определенных показателей объекта, которые в совокупности придают ему качественный характер.
Экономический аспект качества характеризует потребительскую стоимость объекта. При этом потребительская оценка качества решается в конструктивном противоборстве между экономической и технической сторонами качества.
Для отражения экономической сущности качества через технические характеристики и свойства необходима система показателей качества продукции.
Показатель качества – это количественное выражение одного или нескольких характеристик или свойств объекта применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации.
Меры, направленные на повышение качества продукции, должны быть комплексными и охватывать мероприятия по улучшению качества сырья и исходных материалов, совершенствование технологии, послепродажного обслуживания и т.д. Наиболее широко в практике оценки уровня качества используются единичные показатели, имеющие отношение к одному из свойств (характеристик) качества продукции. Единичные показатели легко поддаются сравнению и контролю. Классификация единичных показателей на рис. 3.
Рисунок 3. – Классификация единичных показателей
Как видно из рисунка, все
единичные показатели подразделяются
на экономические и технические, а последние,
в свою очередь, делятся на эксплуатационные
и производственно-
Структура эксплуатационных показателей включает: показатели назначения; показатели надежности; эргономические показатели; эстетические показатели; экологические показатели; патентно-правовые; прочие.
К производственно-
К экономическим показателям относятся: капиталовложения в производство; капиталовложения в эксплуатацию; себестоимость единицы продукции; отпускная или рыночная цена.
Рассмотрим отдельные показатели качества более подробно, так как нельзя говорить о качестве, не понимая содержательную сторону качества. Начнем с эксплуатационных показателей.
Показатели назначения характеризуют степень соответствия объекта целевому назначению, конструктивному исполнению, устойчивости к внешним воздействиям. К ним можно отнести коэффициент полезного действия машины, производительность, потребляемую мощность, степень автоматизации и т.д.
Больший интерес представляют показатели надежности, к которым относятся безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Эти показатели входят в число важнейших показателей качества объекта, особенно если последний работает в динамическом режиме (транспортные средства, турбины и генераторы, двигатели и т.д.).
Безотказность – свойство объекта выполнять заданные функции сохраняя свои эксплуатационные параметры в заданных пределах в течение требуемого времени (например, средняя наработка на отказ, гарантийная наработка и т.д.).
Долговечность – свойство объекта, характеризующее срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта (ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капремонта и т.д.).
Ремонтопригодность заключается в приспособленности объекта к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей (среднее время восстановления, средняя трудоемкость ремонтов и т.д.).
Сохраняемость – свойство объекта сохранять обусловленные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования (срок сохраняемости).
Эргономические показатели характеризуют в целом систему машина-человек, учитывают антропометрические, биомеханические, инженерно-психологические свойства человека, проявляющиеся в эксплуатации объекта или в производственном процессе.
Эстетические показатели характеризуются композиционной целостностью формы, функциональной целесообразностью формы (обтекаемость), товарным видом объекта.
Патентно-правовые показатели характеризуют количество и весомость новых изобретений, патентов, реализованных в объекте. Патентная чистота объекта сегодня является важным фактором конкурентоспособности продукции на международных рынках.
Набор отдельных производственно-
Блочность – характеризует сложность работы по монтажу оборудования, состоящего из сборок, и определяется отношением числа специализированных (приспособленных) сборок к общему числу частей. Показатели стандартизации и унификации имеют исключительное значение для сроков проектирования и отработки новых изделий. К их числу можно отнести коэффициенты применяемости, повторяемости, насыщенности, унификации.
Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.
Технико-экономические показатели характеризуют не само качество изделия, а затраты при его разработке и изготовлении, связанные с улучшением параметров изделия. Они характеризуют также экономическую эффективность эксплуатации изделия. В состав экономических показателей, в частности, включаются себестоимость единицы продукции или работы, выполняемой с помощью изделия (машины) улучшенного качества, отдельные статьи эксплуатационных затрат (зарплата персонала по обслуживанию, – стоимость потребляемой электроэнергии, суммы амортизационных отчислений и т. д.).
Рассматриваемые показатели
позволяют дать экономическую оценку
изделия на всех стадиях его жизненного
цикла, включая разработку, изготовление,
обращение и реализацию, эксплуатацию
или потребление, а также стадию
восстановления (ремонта). Из общей
совокупности экономических показателей
необходимо выделить наиболее часто
употребляемые при планировании
и оценке качества изделий, а именно:
себестоимость продукции; цену продукции;
приведенные за фаты па единицу продукции;
относительный экономический