Лекции по "Управление качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:05, курс лекций

Описание работы

ЯПОНСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным.

Была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:
1. Узнать запросы потребителей
2. Узнать, что будут покупать потребители
3. Определить затраты, необходимые для достижения качества

Файлы: 4 файла

Концеации и модели управления качеством.pptx

— 562.77 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Нац модели упр. качеством.pptx

— 3.99 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Показатели качества.pptx

— 4.47 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ.pptx

— 386.70 Кб (Скачать файл)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ  И СЕРТИФИКАЦИЯ

Стандартизация - это  деятельность по установлению правил, норм и характеристик в целях  обеспечения: 
1) единства измерений;  
2) качества продукции, услуг и работ в соответствии с уровнем развития техники, технологии и науки; 
3) обороноспособности и мобилизационной готовности страны и так далее. 
Стандартизация и сертификация, это две смежные системы, созданные для контроля качества услуг, продукции и оборудования. основными регламентирующими документами являются сертификат соответствия, ГОСТ (нормативный документ) и санитарно-эпидемиологическое заключение.

Сертификат  качества – это товаросопроводительный документ, который подтверждает соответствие товара показателям качества, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, техническим характеристикам, требованиям природной окружающей среды, предусмотренным условиями договора. Сертификат выдается экспортером или предприятием-изготовителем. Сертификат качества должен быть составлен в нескольких экземплярах. При импорте товаров сертификат качества применяется, как справочный документ для таможни, он дает информацию о количественных и качественных характеристиках импортируемого товара. 
 
Сертификат соответствия - необходим для идентификации товара. Он подтверждает соответствие товара всем необходимым требованиям. Сертификация продукции может производиться добровольно или на обязательной основе. Сертификация качества - это выполнение требований государственных регулирующих органов. Кроме того, сертификация услуг и товаров способствует активному продвижению их на рынке. Доверие покупателя, довольно часто, зависит от наличия сертификата качества. На сегодняшний день существует огромное количество компаний, которые помогут получить сертификат.  

Экологическую безопасность товара подтверждает гигиенический  сертификат продукции. Получение сертификата  возможно в случае прохождения товаром  экспертизы.  
 
Сертификат пожарной безопасности требуется для подтверждения товаров требованиям установленного технического регламента. Чаще всего, сертификат пожарной безопасности необходим на продукцию строительного назначения. Проверятся степень воспламеняемости и горючести того или иного вида продукции. Нужно сказать, что с введением тех. регламента о пожарной безопасности, требования к строительным материалам значительно повысились. В ряде случаев, сертификат соответствия ГОСТ не выдается без пожарного сертификата.  
 
Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается органами Роспотребнадзора на срок от 1 месяца до 5 лет. Получение сертификата входит в систему обязательной сертификации.

 

Орган по сертификации - юридическое лицо, которое аккредитовано проводить  работы по сертификации в соответствии с определенной областью аккредитации. Орган по сертификации должен иметь  все необходимые документами, разрешающими данному органу осуществлять свою деятельность на законных основаниях. Поэтому, необходимо ответственно подходить к выбору органа по сертификации.

       Глобализация экономики и развитие  международных торговых и производственных  связей повышают требования, предъявляемые  потребителями к качеству продукции.  Для подтверждения качества продукции,  предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных  стандартов качества и соответствующих  им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах  мира. До середины 80-х годов такими  стандартами являлись различные  национальные и международные  стандарты качества на товары  и услуги. На рубеже десятилетия  ситуация изменилась.

      Потребитель  получил возможность выбирать  из большого числа поставщиков  и диктовать свои требования  к качеству товаров, которые  он готов приобрести. И если  раньше потребитель довольствовался  подтверждением качества самих  товаров и услуг, то теперь  он хочет иметь подтверждение  того, что производство товаров,  за которые он собирается платить  деньги, организовано таким образом,  что оно действительно обеспечивает  декларируемое качество.

     Качество  стало одним из наиболее популярных  лозунгов конца двадцатого - начала  двадцать первого века. Качество  товаров и услуг. Качество в  технологиях и бизнес-процессах,  связанных с производством товаров  и услуг. Качество, которое существует  и которое можно доказать, потому  что оно документировано. Стандартом, позволяющим подтвердить качество  различных аспектов работы предприятия,  является группа стандартов ISO 9000 - серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира. Стандарты ISO 9000 применимы к любым предприятиям независимо от их размера и сферы деятельности.

     Стандарты ISO 9000 разработаны Международной организации по стандартизации (International Standard Organization - ISO) и образуют основу нового подхода к вопросам качества. Стандарты изложены в форме требований (ISO 9001 - 9003) и общих рекомендаций (ISO 9000 и 9004). В стандартах отсутствует описание методов, с помощью которых изложенные требования и рекомендации могут быть реализованы. Разработчики стандартов полагаются на инициативу и творчество конкретных исполнителей, которые в своих специфических условиях применят требования и рекомендации стандартов.

Требования стандартов относятся к:

 

    • Наличию стандартного языка документирования процессов управления качеством.
    •  
      Наличию системы отслеживания и получения подтверждения того, что процессы управления качеством применяются корректно на всем предприятии.
    •  
      Наличию подтверждения - аудита, сертификации - от третьей стороны.

Международная стандартизация:

 

    • Обеспечивает взамозаменяемость элементов сложной продукции
    • Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах
    • Содействует взаимообмену научно-технической информацией
    • Содействует международной торговле
    • Ускоряет научно-технический прогресс участников международных организаций

 

Принципы международной стандартизации

 

    • 1. комплексность стандартизации;
    • 2. опережающее развитие стандартизации;
    • 3. классификация.

Существуют две  разновидности стандартизации: фактическая  и официальная

 

    • Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т. д.).
    • Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.

 

     В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых Международная организация по стандартизации (International Standart Organization) или сокращенно ISO (ИСО), является наиболее представительной. Она была создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г., после ратификации ее создания 33 странами.

     ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основная цель, декларируемая Уставом ИСО, определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе». 

     Устав ИСО определяет также организационную структуру, функции основных органов и методы работы. К основным функциям ИСО относятся следующие: 

    1. установление международных стандартов с согласия всех членов ИСО;
    2. содействие внедрению и облегчению применения новых прогрессивных стандартов;
    3. организация обмена информацией о работах своих членов и технических комитетов;
    4. сотрудничество с другими международными организациями.

 

Международные организации, занимающимися  проблемами стандартизации, с которыми ISO поддерживает отношения

 

    • IЕС/СЕI — International Electronical commision — Международная электротехническая комиссия (МЭК). МЭК является второй по значимости международной организацией по стандартизации после ИСО. Сферой стандартизации МЭК являются электротехника, радиосвязь, электроника, приборостроение. ИСО занимается стандартизацией во всех прочих отраслях;
    • СЕN — Europeen Committee for Standartization — Европейский комитет по стандартизации;
    • СЕNЕLЕС — Europeen Committee for electronical Standartization — Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники;
    • ЕОQ -Europeen Organization for Quality — Европейская организация по качеству;
    • ЕТSI — Europeen Telecommunications Standarts institute — Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций;
    • ЕАSC — EuroAsia State Council for Standartization , Metrology and Certification — Евроазиатский межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
    • IAN — International Federation of Standarts Users — Международная федерация пользователей стандартов;
    • СОРАN — Pan-American Standarts Commission — Панамериканская комиссия по стандартам;
    • РАSСО — Pacific Area Standarts Congress — Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна; WHO — World Health Organization — Всемирная организация здравоохранения;
    • TWO — World Trade Organization — Всемирная торговая организация;
    • EAST — Eurasian Council on Standartization, Metrology and Certification — Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества независимых государств (МГ-С СНГ) и другие.

 

Версии  стандартов ISO 9000 

 

    • Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась.
    • 1 версия была подготовлена в 1987 году.
    • 2 версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987.
    • 3 версия была разработана в 2000 году. Версия 1994 года была радикально пересмотрена.
    • 4 версия стандарта вышла разобщенно - в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000-2005, в 2008 и 2009 годах были опубликованы стандарты ISO 9001 и 9004.
    • Несмотря на ожидавшийся полный пересмотр версии 2000 года, ТК176 решил ограничиться "косметическими" правками - исправлением неточностей и разночтений. Причинами отказа от существенных изменений и задержки с выпуском новой версии были названы желание продлить срок действия существующих сертификатов у организаций (т.е. сохранить статус-кво в сертификационном бизнесе).
    • Выход 5 версии стандартов планируется на 2012 год.

 

Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента  качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между  компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году 3 версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения  используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов  системы менеджмента качества продукции  согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 8 Принципов менеджмента  качества, а также использование  процессного подхода с целью  постоянного улучшения

Стандарты, входящие в серию 

 

    • ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
    • ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования».
    • ISO 9004. Cодержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9004:2009. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».
    • ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 19011:2003 — Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (стандарт на стадии пересмотра ISO/FDIS 19011 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента").

Информация о работе Лекции по "Управление качеством"