Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:05, курс лекций
ЯПОНСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным.
Была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:
1. Узнать запросы потребителей
2. Узнать, что будут покупать потребители
3. Определить затраты, необходимые для достижения качества
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА
До середины 60-х годов
основное внимание уделялось обеспечению
качества продукции. Главная роль отводилась
контролю и отбраковке дефектной
продукции. Контроль и отбраковка в
производственной практике реализовывался
различными методами, которые развивались
и совершенствовались под влиянием
достижений научно-технического процесса.
Организационно система контроля качества
соответствовала структуре
Неоценимую помощь в которое
качества оказали методы
математической статистики.
Методы математической статистики позволяли
с заданной вероятностью оценивать качество
изделий с применением выборочного метода. Статистические методы контроля качества
получили широкое распространение в промышленности
развитых капиталистических стран. Они
способствовали сокращению затрат времени
на контрольные операции и повышению эффективности
контроля.
В последствии новые условия
производства потребовали поиска адекватных
и эффективных методов
Такой анализ позволял не ограничиваться
констатацией брака, а выявить и проанализировать
причины его возникновения и разработать
меры по стабилизации уровня качества.
Таким образом, появилась возможность управлять качеством.
Взаимоотношения "общего менеджмента" и менеджмента качества
Принятые сокращения на англ. языке:
MBQ – Management by Quality – Менеджмент на основе качества;
МВО – Management by Objectives – Управление по целям;
ТОМ – Total Quality Management – Всеобщий менеджмент качества;
UOM – Universal Quality Management – Универсальный менеджмент качества;
QМ – Quality Management – Менеджмент качества;
TQC – Total Quality Control – Всеобщий контроль качества;
CWQC – Company Wide Quality Control – Контроль качества в масштабе всей компании;
QС – Quality Circles – Кружки контроля качества;
ZD – Zero Defect – Система "Ноль дефектов";
QFD – Quality Function Deployment – Развертывание функции качества;
SQC – Statistical Quality Control – Статистический контроль качества.
Уолтер Эндрю Шухарт
(1891 – 1967)
Начал трудовую деятельность инженером в Bell Telephone Laboratories в 1918 г. Контроль за качеством продукции в то время ограничивается инспектирование готовой продукции и устранение неисправных элементов.
В 1924 году Уолтер Эндрю ШУХАРТ предложил метод выявления отступлений от нормы и тенденций возникновения ошибок до появления некачественного продукта. Он предложил классифицировать отклонения показателя качества по двум видам: случайные, обусловленные, как правило, большим количеством случайных факторов (вибрации, колебания питающих напряжений, температуры, влажности и т.п.), и неслучайные, вызванные особыми причинами (сдвиг шкалы измерительного прибора, станка, несоответствие сырья или комплектующих техническим условиям по номинальному значению). C помощью контрольных карт (контрольная карта Шухарта) можно выявлять неслучайные отклонения и, следовательно, воздействовать на технологический процесс.
Статистические методы, предложенные Шухартом позволили сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки покупателю, а на том, как увеличить выход годных изделий в производственном процессе.
Перед Второй мировой войной Военное ведомство США взяло на вооружение его систему контроля качества, предложенную Шухартом. Руководители Пентагона высоко оценили важнейшую характеристику системы: возможность получить уверенность в качестве продукции вовремя и с наименьшими потерями.
Уильям Эдвардс Деминг
(1900 - 1993)
Доктор философии, физик, статистик.
Знаменитый ученый
и консультант, известный в качестве
основоположника японского
В 1927 году работал в Департаменте сельского хозяйства США, где встретился с Вальтером Шухартом, специалистом в области промышленного статистического контроля. Деминг овладел теорией этого контроля и положил ее в основу своих работ.
В 1928 году получил степень доктора в области математической физики. В 1936 году отправился в Лондон для изучения статистики у Рональда Фишера. Вдохновленный книгой Шухарта «Экономический контроль качества производственных изделий» (1931 г.), инициировал мероприятия по популяризации новых идей. Он развил идеи Шухарта, приложив их к обслуживанию, финансам, прогнозированию и управленческой деятельности.
Во время войны активно участвовал во внедрении статистических методов и улучшении качества военной продукции
14 принципов
Джозеф Джуран
(1904 – 2008)
Американский
инженер электротехник и
Родился в 1904 году в Румынии. Через пять лет его отец иммигрировал в США и в 1912 году перевез в Миннесоту всю семью.
А в 1925 году получив
степень бакалавра в области
электрической инженерии и
После войны активно участвует в разработке принципов тотального управления качеством.
Первая крупная работа Джурана — книга «Руководство по управлению качеством» (Quality Control Handbook) — появилась в 1951 г. К моменту ее выхода Джуран уже давно был знаком с Эдвардом Демингом, а также с другими признанными авторитетами в области качества и начал разрабатывать собственную философию качества. Идеи Джурана, изложенные им в «Руководстве по управлению качеством», привлекли внимание японских специалистов, и с 1954 г. по приглашению Союза ученых и инженеров Японии (JUSE) он начинает не только читать лекции и проводить консультации, но также внедрять в Японии собственные разработки в области качества.
Дж. Джураном сформулированы основы экономического подхода к обеспечению качества. Если большинство специалистов до Джурана освещали лишь конкретные виды применения стоимостного анализа, то в своем «Руководстве по управлению качеством» он впервые классифицировал затраты на обеспечение качества, выделив четыре основные категории затрат: затраты на предупреждение дефектности, затраты на оценку качества, издержки вследствие внутренних отказов и издержки из-за внешних отказов.
В 1979 г. основал институт Джурана. В знак высокого признания его заслуг император Японии Хирохито наградил Джурана орденом Священного Сокровища II степени, высшей наградой для иностранных граждан.
Джуран является сторонником
подхода, который предусматривает вовлеченность
персонала в процедуры, обеспечивающие
высокое качество. Этот подход содержит
10 составляющих повышения качества:
Филипп Кросби
(1926–2001)
Американский инженер. Наибольшую известность он получил за популяризацию концепции «Нулевых дефектов» (Zero Defect).
Начал свою деятельность в 60-х годах младшим техником в отделе качества в американской корпорации Мартин Мариетта.
В 1979 году Филипп Кросби опубликовал книгу «Качество бесплатно», которая стала бестселлером. В книге Кросби доказывает, что повышение качества не требует больших затрат, так как повышение качества одновременно повышает и производительность, поскольку одновременно снижаются многие статьи затрат, связанные с устранением выявленных дефектов, с переработкой некачественной продукции, предотвращением возврата продукции потребителем и т. д.
Вторым бестселлером стала его книга «Качество без слез», вышедшая в 1984 г.
По Кросби основами качества являются четыре абсолютных постулата:
1. Качество
определяется как
2. Качество
является результатом
3. Основное
правило работы – «ноль
4. Качество
измеряется ценой
План Ф.Кросби, состоящий из 14 компонентов совершенствования качества