Лекции по "Управление качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:05, курс лекций

Описание работы

ЯПОНСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным.

Была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:
1. Узнать запросы потребителей
2. Узнать, что будут покупать потребители
3. Определить затраты, необходимые для достижения качества

Файлы: 4 файла

Концеации и модели управления качеством.pptx

— 562.77 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Нац модели упр. качеством.pptx

— 3.99 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Показатели качества.pptx

— 4.47 Мб (Скачать файл)

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА

 

Показатель  качества — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Потребность в обеспечении качества выражается через ряд требований потребителя  к продукции. Конкретные требования к характеристикам (свойствам) продукции, дающие возможность их реализации  и проверки, называются показателями качества. Измерением показателей качества объектов (изделий, услуг) занимается квалиметрия.  
 
Проблемы управления качеством породили задачи количественной оценки качества, необходимой для принятия решений на всех стадиях производства продукции, ее стандартизации и сертификации. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования механизма управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.  
 
Показатели качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.  

В процессе  оценки качества используются следующие  термины:

 

    • градация качества

 

    • уровень качества

 

 

 

    • мера качества
    • относительное качество
    • требования к качеству

 

    • категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству
    • относительная характеристика, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей (при количественной статистической оценке)
    • при выполнении точных технических оценок

 

    • при сравнении объектов
    • выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки

Специалисты выделяют шесть основных групп показателей  качества:

 

    • Показатели качества по отношению к свойствам продукции 
    • Показатели качества по количеству отражаемых свойств
    • Показатели качества по методу определения
    • Показатели качества по стадиям определения
    • Показатели качества по размерности отражаемых величин
    • Показатели качества по значимости при оценке

 

Основные типы показателей  качества.

 

Признак классификации

Типы показателей

1.

Отношение к свойствам  продукции

1. Назначения 
2. Надежности 
3. Технологичности 
4. Эргономические 
5. Эстетические 
6. Стандартизации 
7. Патентно-правовые 
8. Экономические

2.

Количество отражаемых свойств

1. Единичные 
2. Комплексные


Основные типы показателей  качества.

 

Признак классификации

Типы показателей

3.

Метод определения

1. Инструментальные 
2. Расчетные 
3. Статистические 
4. Органолептические 
5. Экспертные 
6. Социологические 
7. Комбинированные

4.

Стадия определения

1. Проектные 
2. Производственные 
3. Эксплуатационные 
4. Прогнозируемые

5.

Размерность отражаемых величин

1. Абсолютные 
2. Приведенные 
3. Безразмерные

6.

Значимость при оценке качества

1. Основные 
2. Дополнительные


 Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

 

    • а) классификационные показатели

 

    • б) функциональные (эксплуатационные)

 

    • в) конструктивные

 

 

    • г) показатели состава и структуры

 

    • устанавливают принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
    • характеризуют полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производитель­ность стана, точность измерительного прибора и т.д.);
    • дают точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);
    • определяют содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

 

Показатели надежности характеризуют свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. 
Надежность является одним из основных свойств продукции. Чем ответственнее функции продукции, тем выше должны быть требования к надежности. Недостаточная надежность изделия приводит к большим затратам на ремонт и поддержание их работоспособности в эксплуатации. Надежность изделий во многом зависит от условий эксплуатации: влажности, механических нагрузок, температуры, давления и др. 
Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.  

Показатели  надежности

Безотказность

свойство изделия  сохранять работоспособность в  течение некоторого времени или  наработки.

Долговечность

свойство изделия  сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность 

способность продукции  подвергаться ремонту

Сохраняемость

свойство изделий  и продуктов сохранять исправное  и пригодное к потреблению  состояние в течение установленного в технической документации срока  хранения и транспортирования, а  также после него.


Например, показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Например, показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции (стекло, цемент и т.д.)

 

 

 

 

  где КД – доля продукции, сохраняющая в заданных пределах свои первоначальные свойства за время перевозок, %; 
QП – количество продукции, погружаемое в транспортное средство; 
QВ – количество выгруженной продукции, сохранившей значения показателей качества в допустимых пределах.

Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обуславливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

 

    • К показателям технологичности относятся:
      • основные (трудоемкость изготовления, уровень технологичности по трудоемкости изготовления, технологическая себестоимость изготовления, уровень технологичности по себестоимости изготовления),
      • дополнительные (коэффициент применения типовых технологических процессов, сухая масса, удельная материалоемкость, коэффициенты использования материала и др.).

 

Относительные показатели – это, например:

– коэффициент использования материалов

 

 

 

   ,

где МГ – количество материала в готовой продукции;

МВ – количество материала, введенного в технологический процесс;

- показатель  удельной  себестоимости

 

 

 

   ,

где SУД – удельная себестоимость;

S   общая  себестоимость изделия; 

B   определяющий  параметр  изделия (мощность, вес  и т.п.).

Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе "человек – изделие – среда использования". 
Под средой использования понимается пространство, в котором человек осуществляет функциональную деятельность, например кабина автобуса, салон автомобиля, помещение цеха и т.д.  

 

    • гигиенические показатели

 

 

    • антропологические показатели

 

    • физиологические показатели

 

 

    • психофизиологические показатели
    • психологические показатели

 

    • характеризуют соответствие санитарно-гигиеническим нормам, которые определяют условия жизнедеятельности и работоспособности (уровень освещенности, запыленности и температуры и т.п.);
    • характеризуют изделие, входящее в контакт с человеком, с точки зрения его соответствия размерам человеческого тела; 
    • характеризующие изделия, эксплуатация которых требует от человека использования мышечного аппарата (соответствие изделия силовым, скоростным, энергетическим возможностям человека);
    • характеризующие изделия, эксплуатация которых требует использования органов чувств человека;
    • характеризующие изделие, принимающее участие при информационном взаимодействии с человеком, и требующие использования психологических особенностей человека.

 

Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции.

К экономическим  показателям относятся:

  • затраты на изготовление и испытания опытных образцов,
  • полная себестоимость изготовления продукции,
  • затраты на расходные материалы при эксплуатации технических объектов и т.д.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ.pptx

— 386.70 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Управление качеством"