Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:05, курс лекций
ЯПОНСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным.
Была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:
1. Узнать запросы потребителей
2. Узнать, что будут покупать потребители
3. Определить затраты, необходимые для достижения качества
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
Показатель качества — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Потребность
в обеспечении качества выражается
через ряд требований потребителя
к продукции. Конкретные требования
к характеристикам (свойствам) продукции,
дающие возможность их реализации
и проверки, называются показателями
качества. Измерением показателей качества
объектов (изделий, услуг) занимается квалиметрия.
Проблемы управления качеством породили
задачи количественной оценки качества,
необходимой для принятия решений на всех
стадиях производства продукции, ее стандартизации
и сертификации. Оценка качества может
рассматриваться как основа формирования
механизма управления качеством продукции
на всех стадиях ее жизненного цикла.
Показатели качества —
это количественно или качественно установленные
конкретные требования к характеристикам
(свойствам) объекта, дающие возможность
их реализации и проверки.
В процессе оценки качества используются следующие термины:
Специалисты выделяют шесть основных групп показателей качества:
Основные типы показателей качества.
№ |
Признак классификации |
Типы показателей |
1. |
Отношение к свойствам продукции |
1. Назначения |
2. |
Количество отражаемых свойств |
1. Единичные |
Основные типы показателей качества.
№ |
Признак классификации |
Типы показателей |
3. |
Метод определения |
1. Инструментальные |
4. |
Стадия определения |
1. Проектные |
5. |
Размерность отражаемых величин |
1. Абсолютные |
6. |
Значимость при оценке качества |
1. Основные |
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.
Показатели надежности характеризуют свойство объекта сохранять
во времени в установленных пределах значения
всех параметров, характеризующих способность
выполнять требуемые функции в заданных
режимах и условиях применения, технического
обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Надежность является одним из основных
свойств продукции. Чем ответственнее
функции продукции, тем выше должны быть
требования к надежности. Недостаточная
надежность изделия приводит к большим
затратам на ремонт и поддержание их работоспособности
в эксплуатации. Надежность изделий во
многом зависит от условий эксплуатации:
влажности, механических нагрузок, температуры,
давления и др.
Надежность изделия в зависимости от назначения
и условий его применения включает безотказность,
долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.
Показатели надежности | |
Безотказность |
свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки. |
Долговечность |
свойство изделия
сохранять работоспособность до
предельного состояния с |
Ремонтопригодность |
способность продукции подвергаться ремонту |
Сохраняемость |
свойство изделий
и продуктов сохранять |
Например, показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Например, показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции (стекло, цемент и т.д.)
где
КД – доля продукции, сохраняющая в заданных пределах свои первоначальные свойства за время перевозок, %;
QП – количество продукции, погружаемое в транспортное средство;
QВ – количество выгруженной продукции, сохранившей значения показателей качества в допустимых пределах.
Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обуславливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Относительные показатели – это, например:
– коэффициент использования мате
,
где МГ – количество материала в готовой продукции;
МВ – количество материала, введенного в технологический процесс;
- показатель удельной себестоимости
,
где SУД – удельная себестоимость;
S – общая себестоимость изделия;
B – определяющий параметр изделия (мощность, вес и т.п.).
Эргономические показатели характеризуют удобство
и комфорт потребления (эксплуатации)
изделия на этапах функционального процесса
в системе "человек – изделие – среда
использования".
Под средой использования понимается
пространство, в котором человек осуществляет
функциональную деятельность, например
кабина автобуса, салон автомобиля, помещение
цеха и т.д.
Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции.
К экономическим показателям относятся: