Практически все работодатели
негативно оценивают такие качества
молодых работников, как отсутствие
навыков трудовой жизни и построения
взаимоотношений в рабочей группе,
неустойчивость поведения, излишняя
эмоциональность, то есть всё
то , что свидетельствует о социальной
незрелости человека, недостаточном уровне
его социализации. Однако именно в данном
конкретном случае наблюдается наиболее
сильное влияние стереотипов представления
об обязательном наличии такого рода качеств
у всех без исключения молодых работников.
Масштабность и устойчивость влияния
стереотипов такого рода приводит к дискриминационному
отношению к молодёжи на рынке труда. Вместе
с тем, является очевидным, что социализация
человека в обществе, хотя и сопряжена
с возрастом, протекает у отдельных людей
индивидуально. Явления инфантилизма
и социальной незрелости могут сохраниться
у человека до концам его трудовой жизни,
а могут быть преодолены в достаточно
раннем возрасте, на стадии профессионального
обучения и становления. Грамотное построение
кадровой политики организации предполагает
разработку специальных программ, позволяющих
молодым специалистам адаптироваться
в новой для себя роли наёмного работника
и члена трудового коллектива.
Несовпадение представлений
работодателя с реальными характеристиками
молодёжи, выходящей на рынок
труда, сочетается с далеко
не всегда обоснованными представлениями
молодёжи о путях адаптации
в сфере труда и занятости.
Это проявляется в выборе профессии,
а в дальнейшем - в определении
перспектив собственного трудоустройства.
Например, сегодня в
России, вопреки логике
и здравому смыслу, вопрос о
престижности и рейтинге образовательного
учреждения далеко не всегда
связан в сознании молодого
человека с перспективой реального
трудоустройства по будущей профессии
(специальности). Более того,
сам выбор направления или специальности,
по которым будет осуществляться обучение,
часто делается абитуриентом исходя из
идеальных представлениях о будущей желаемой
работе, а не в результате анализа реальной
ситуации на рынке труда, информация о
которой к настоящему моменту стала широко
доступной в большинстве городов страны.
В результате выбора профессии, например,
участниками Форума, происходил самостоятельно,
как отметили 52,4% опрошенных, 24,8% респондентов
прислушались к рекомендации родителей,
11,7%- советам друзей, 11,1%- указали другие
причины выбора.
В данном случае
общество сталкивается с социально-психологическими,
а не только с экономическими
факторами, влияющими на молодого
человека в процессе выбора
будущей профессии. Современному
работнику уже мало знать и
уметь, для него важнейшим становится
момент самовыражения.
Всё это достаточно
ярко проявляется и в попытках
начального самоутверждения молодого
человека через выбор престижной
профессии. При этом реальная
возможность трудоустройства либо
игнорируется (решение проблемы
откладывается на срок завершения
обучения или осуществляется
нерыночными методами через родных
и знакомых), либо становится новым
стимулом к дальнейшему самоутверждению.
Это тем более возможно, что
именно в молодом возрасте (в
силу недостаточной социализации
и необремённости житейскими обязательствами)
человек может выдвинуть для себя на первый
план удовлетворение потребностей высшего
уровня- в самореализации и самосовершенствовании,
развитии своих способностей.
Возможно, именно это
стремление большой массы молодых
людей к формированию себя
как личности и к формированию
той экономической среды, в
которой они хотели бы и
считали для себя достойным
жить, породило устойчивую тенденцию
к овладению профессиями (специальностями),
для которых в экономической
системе страны не существовало
достаточно рабочих мест.
Прежде всего, это
касается таких направлений подготовки
специалистов с высшим образованием,
как экономика, менеджмент, юриспруденция.
Сюда были, в первую очередь,
нацелены усилия первых возникших
в России негосударственных
ВУЗов. Практически
все государственные ВУЗы иных
направлений (технические, педагогические)
открывали у себя подготовку
по непрофильным прежде для
них специальностям. В результате
количество учебных мест по
экономике, менеджменту, юриспруденции,
финансируемых как из государственного
бюджета, так и за счёт средств
обучающихся, возросло непропорционально
потребностям в них.
Те способы решения
проблем собственной занятости,
к которым прибегает молодёжь,
позволяют сделать вывод об
уже достаточно высоком уровне
её психологической адаптации
к реалиям рынка труда. Это
проявляется в готовности к
полной занятости, о чём заявили
62,8% участников Форума, при том, что
большую долю среди них составили студенты
дневных отделений ВУЗов, которые претендовали
на занятость на условиях неполного рабочего
дня-
19,6%, временную (эпизодическую)
занятость- 13,2%, каникулярную занятость-
4,4%. Среди уже имеющих
работу соответствии профессии ожиданиям
отметили
74,3% опрошенных, а не соответствие
гораздо меньше- 25,7%. Молодёжь реально
оценивает уровни оплаты труда в различных
секторах экономики: стремление работать
в частном секторе продемонстрировали
57,4% участников Форума, а в государственном-
18,2%, выдвинули в качестве критерия выбора
высокий уровень оплаты труда- 17,7%, хотят
открыть собственное дело- 6,7% опрошенных.
Сроки поиска работы
в среднем для участников Форума
оказались значительно меньше, чем
для безработных Москвы в целом:
менее одного месяца искали
работу 17,9%, от 1 до 4 месяцев- 51,2%, от 4 до
6 месяцев- 12,2%, более
6месяцев- 18,7% опрошенных. Среди
способов поиска работы предпочтение
отдано помощи родных и знакомых-
40,4%, обращение к услугам частных
кадровых агентств- 24,8%; самостоятельно
рассылают резюме по различным
организациям 19,2%, обращаются в органы
государственной службы занятости
8,4%, а пробуют найти
работу иными способами 7,2% опрошенных
участников
Форума. Однако оценки
будущих перспектив трудоустройства
пока не выглядят оптимистичными:
только 21,8% респондентов знают, где
будут работать, 40,4% находятся в
активном поиске работы, 15,4% не
видят для себя никаких перспектив
на рынке труда, а 22,4% опрошенных
затруднились с ответом на
данный вопрос.
Относительно благополучные
результаты проведённого обследования
свидетельствуют о ситуации лишь
на небольшом сегменте молодёжного
рынка труда Москвы. Характеристики
занятости и безработицы среди
лиц, не охваченных высшим профессиональным
образованием, очевидно, иные. Однако,
выявленные в ходе исследования социально-психологические
аспекты достижения эффективной занятости
молодёжи вполне могут быть реализованы
совместными усилиями всех участников
молодёжного рынка труда- государства,
работодателей и самих молодых работников.
Сдвиги в системе
профессиональной подготовки молодёжи.
В настоящее время
в системе образования и профессиональной
подготовки рабочих кадров осуществляется
качественная перестройка, призванная
привести её соответствие с
требованиями рынка труда. Сокращение
общих показателей подготовки
кадров зачастую рассматривается
с негативной стороны, как проявление
кризиса системы. Однако при это
не принимается во внимание демографическая
ситуация. Анализ изменений в возрастном
составе населения за последние 15 лет
свидетельствует о том, что численность
молодёжи, находящейся в трудоспособном
возрасте и формирующей потенциальный
контингент учащихся профессиональных
учебных заведений, неуклонно уменьшается
как а абсолютном, так и в относительном
выражении (см. табл.
1). Кроме того, в настоящее
время растёт доля молодых
людей, не желающих продолжать
учёбу после окончания средней
школы и выходящих непосредственно
на рынок труда.
Таблица 1
Изменение возрастного
состава молодого поколения
В 1985-2001гг. (в тыс.
чел.)
| |1985 |1995 |2000 |2001 |
|Численность населения по
|137410 |147022 |147997 |147938 |
|возрастным категориям |
| | | |
|16-17 лет |4875 |4053 |4288 |4313 |
|В % к общей численности |3,55
|2,67 |2,90 |2,92 |
|18-19 лет |5279 |3904 |4148 |4263 |
|В % к общей численности |3,84
|2,66 |2,80 |2,88 |
|20-24 лет |12995 |9755 |9922 |10166 |
|В % к общей численности |9,46
|6,64 |6,7 |6,87 |
|25-29 |11902 |12558 |9657 |9508 |
|В % к общей численности |8,7 |8,54
|6,53 |6,43 |
Таким образом, сдвиги
в системе профессиональной подготовки
нельзя однозначно трактовать
как кризисные. Это- процесс
её адаптации к объективным
условиям социально-демографической
и экономической ситуации.
Причём показатели, свидетельствующие
о сокращении выпуска рабочих
и специалистов, в большей степени
подвержены влиянию социально-
демографических факторов. А показатели,
характеризующие изменение типов
подготовки, структуру учебных заведений,
технологию образования, перечень
профессий, по которым ведётся
подготовка, тесно связаны с экономическими
факторами, в том числе с
состоянием рынка труда.
Что касается качественных
изменений в системе профессионального
образования, то следует отметить:
учебные заведения пытаются адаптировать
свои программы к потребностям
рынка труда. Вводятся дополнительные
к основному курсу программы,
расширяющие кругозор учащихся,
или так называемые интегрированные
программы, зачастую осуществляемые
совместными усилиями профессионально-технических,
средних специальных и высших
учебных заведений. Последние направлены
на то, чтобы научить выпускников
“обучаться”, то есть
постепенно осваивать всё более
сложные профессии и в зависимости
от уровня своих способностей
повышать квалификацию.
Однако, несмотря на
перестройку системы образования,
спрос работодателей на подготовленных
рабочих и специалистов продолжает
оставаться низким: они предпочитают
им опытных работников. Профессиональные
учебные заведения до сих пор
слабо ориентируются на потребности
рынка труда, не изучая положение
на нем своих выпускников. В
результате диспропорции между
спросом и предложением становятся
настолько привычными, что уже
в ряде регионов практикуется
направление только что окончивших
учебные заведения рабочих и
специалистов на переподготовку
чуть ли не в те же самые
учебные заведения.
Система профессионально-технического
образования испытывает в настоящее
время значительные финансовые
трудности. ПТУ практически лишились
материально-технической помощи
со стороны предприятий. Если
несколько лет назад подросток,
поступая в училище, уже знал,
где он будет работать по
его окончании, то теперь, в
условиях, когда предприятия не
имеют возможности вкладывать
средства в свои производственные
базы, предоставлять места для
производственной практики учащихся
подшефных училищ и готовить
рабочих, большинство выпускников
получают свободное распределение.
Большинство молодых людей, имеющих
среднее специальное образование,
пополняют ряды
“челноков”, уличных
торговцев, происходит отток молодёжи
в сферу нерегулируемой и теневой
занятости. В связи с этим
реально создание парадоксальной
ситуации, когда при оживлении
промышленного производства вновь
возникает потребность в высококвалифицированных
кадрах, а таковых на рынке
труда может оказаться недостаточно.
С учетом того, что
в настоящее время на рынке
труда оказалось много школьников,
не достигших 15 лет, и Федеральная
служба занятости ими не занимается,
встаёт проблема профессиональной
адаптации младших школьников
и подростков. Для этого на
базе имеющихся учебных заведений
начала создаваться сеть школ
с профессионально-трудовым уклоном:
аграрных, промышленных, технических,
лёгкой промышленности и др. По
существу, речь идёт о введение
в систему профессионального
образования нового элемента- профессиональной
адаптации подростков с неполным среднем
образованием.
Ключевой элемент в
системе подготовки квалифицированных
кадров- ВУЗы- страдает от бюджетного недофинансирования,
что не позволяет обновлять опытно-экспериментальную
базу, проводить научно-практические конференции
и семинары. Но следует отметить, что большинство
ВУЗов слабо ориентировано на новые специальности,
востребованные рынком. Необходимо ввести
изменения в учебный процесс для того,
чтобы адаптировать его к конъюнктуре
рынка труда, но в тоже время система вузовского
образования должна быть ограждена от
давления сиюминутных интересов. Она обязана
сохранить свою главную функцию- воспроизводство
высокоинтеллектуального профессионального
потенциала общества.
Необходимы меры, направленные
на снижение напряжённости на
рынке труда молодёжи, так как
в настоящее время продолжительная
безработица наиболее велика
у выпускников учебных заведений
(см. табл. 2).
Таблица 2
Распределение численности
безработных в 1999г.
(на конец ноября; в
процентах к итогу)
| |Всего |В том числе |
| | |мужчины |женщины |
|Безработные всего |100 |100
|100 |
|В том числе в возрасте
лет: | | | |
|До 20 |7,4 |6,4 |8,5 |
|20-24 |15,9 |16,2 |15,5 |
|25-29 |12,8 |13,8 |11,8 |
|30-34 |13,4 |13,2 |13,6 |
|35-39 |15,4 |16,0 |14,7 |
|40-44 |12,3 |11,5 |13,2 |
|45-49 |10,2 |8,9 |11,5 |
|50-54 |4,5 |4,6 |4,3 |
|55-59 |5,4 |6,6 |4,1 |
|60-72 |2,8 |2,8 |2,7 |
Среди них 40,5% не
работают от 6 месяцев до года,
а 33,3%- больше года.
Около 40% безработных
имеют высшее и среднее специальное
образование.
Уровень образования
влияет на способ поиска работы.
Так, безработные, имеющие высшее
образование, ищут работу самостоятельно,
используя личные связи, а безработные
с более низким уровнем подготовки
чаще обращаются в службы занятости.