Молодёжный рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

Файлы: 1 файл

Анализ рынка труда молодёжи.docx

— 52.64 Кб (Скачать файл)

 

 Практически все работодатели  негативно оценивают такие качества  молодых работников, как отсутствие  навыков трудовой жизни и построения  взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя  эмоциональность, то есть всё  то , что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодёжи на рынке труда. Вместе с тем, является очевидным, что социализация человека в обществе, хотя и сопряжена с возрастом, протекает у отдельных людей индивидуально. Явления инфантилизма и социальной незрелости могут сохраниться у человека до концам его трудовой жизни, а могут быть преодолены в достаточно раннем возрасте, на стадии профессионального обучения и становления. Грамотное построение кадровой политики организации предполагает разработку специальных программ, позволяющих молодым специалистам адаптироваться в новой для себя роли наёмного работника и члена трудового коллектива.

 

 Несовпадение представлений  работодателя с реальными характеристиками  молодёжи, выходящей на рынок  труда, сочетается с далеко  не всегда обоснованными представлениями  молодёжи о путях адаптации  в сфере труда и занятости.  Это проявляется в выборе профессии,  а в дальнейшем - в определении  перспектив собственного трудоустройства.  Например, сегодня в

 России, вопреки логике  и здравому смыслу, вопрос о  престижности и рейтинге образовательного  учреждения далеко не всегда  связан в сознании молодого  человека с перспективой реального  трудоустройства по будущей профессии

(специальности). Более того, сам выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлениях о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной в большинстве городов страны. В результате выбора профессии, например, участниками Форума, происходил самостоятельно, как отметили 52,4% опрошенных, 24,8% респондентов прислушались к рекомендации родителей, 11,7%- советам друзей, 11,1%- указали другие причины выбора.

 

 В данном случае  общество сталкивается с социально-психологическими, а не только с экономическими  факторами, влияющими на молодого  человека в процессе выбора  будущей профессии. Современному  работнику уже мало знать и  уметь, для него важнейшим становится  момент самовыражения.

 

 Всё это достаточно  ярко проявляется и в попытках  начального самоутверждения молодого  человека через выбор престижной  профессии. При этом реальная  возможность трудоустройства либо  игнорируется (решение проблемы  откладывается на срок завершения  обучения или осуществляется  нерыночными методами через родных  и знакомых), либо становится новым  стимулом к дальнейшему самоутверждению.  Это тем более возможно, что  именно в молодом возрасте (в  силу недостаточной социализации  и необремённости житейскими обязательствами) человек может выдвинуть для себя на первый план удовлетворение потребностей высшего уровня- в самореализации и самосовершенствовании, развитии своих способностей.

 

 Возможно, именно это  стремление большой массы молодых  людей к формированию себя  как личности и к формированию  той экономической среды, в  которой они хотели бы и  считали для себя достойным  жить, породило устойчивую тенденцию  к овладению профессиями (специальностями), для которых в экономической  системе страны не существовало  достаточно рабочих мест.

 Прежде всего, это  касается таких направлений подготовки  специалистов с высшим образованием, как экономика, менеджмент, юриспруденция.  Сюда были, в первую очередь,  нацелены усилия первых возникших  в России негосударственных

 ВУЗов. Практически  все государственные ВУЗы иных  направлений (технические, педагогические) открывали у себя подготовку  по непрофильным прежде для  них специальностям. В результате  количество учебных мест по  экономике, менеджменту, юриспруденции,  финансируемых как из государственного  бюджета, так и за счёт средств  обучающихся, возросло непропорционально  потребностям в них.

 

 Те способы решения  проблем собственной занятости,  к которым прибегает молодёжь, позволяют сделать вывод об  уже достаточно высоком уровне  её психологической адаптации  к реалиям рынка труда. Это  проявляется в готовности к  полной занятости, о чём заявили  62,8% участников Форума, при том, что большую долю среди них составили студенты дневных отделений ВУЗов, которые претендовали на занятость на условиях неполного рабочего дня-

19,6%, временную (эпизодическую)  занятость- 13,2%, каникулярную занятость-

4,4%. Среди уже имеющих работу соответствии профессии ожиданиям отметили

 74,3% опрошенных, а не соответствие гораздо меньше- 25,7%. Молодёжь реально оценивает уровни оплаты труда в различных секторах экономики: стремление работать в частном секторе продемонстрировали 57,4% участников Форума, а в государственном- 18,2%, выдвинули в качестве критерия выбора высокий уровень оплаты труда- 17,7%, хотят открыть собственное дело- 6,7% опрошенных.

 

 Сроки поиска работы  в среднем для участников Форума  оказались значительно меньше, чем  для безработных Москвы в целом:  менее одного месяца искали  работу 17,9%, от 1 до 4 месяцев- 51,2%, от 4 до 6 месяцев- 12,2%, более

6месяцев- 18,7% опрошенных. Среди  способов поиска работы предпочтение  отдано помощи родных и знакомых- 40,4%, обращение к услугам частных  кадровых агентств- 24,8%; самостоятельно  рассылают резюме по различным  организациям 19,2%, обращаются в органы  государственной службы занятости

8,4%, а пробуют найти  работу иными способами 7,2% опрошенных  участников

 Форума. Однако оценки  будущих перспектив трудоустройства  пока не выглядят оптимистичными: только 21,8% респондентов знают, где  будут работать, 40,4% находятся в  активном поиске работы, 15,4% не  видят для себя никаких перспектив  на рынке труда, а 22,4% опрошенных  затруднились с ответом на  данный вопрос.

 

 Относительно благополучные  результаты проведённого обследования  свидетельствуют о ситуации лишь  на небольшом сегменте молодёжного  рынка труда Москвы. Характеристики  занятости и безработицы среди  лиц, не охваченных высшим профессиональным  образованием, очевидно, иные. Однако, выявленные в ходе исследования социально-психологические аспекты достижения эффективной занятости молодёжи вполне могут быть реализованы совместными усилиями всех участников молодёжного рынка труда- государства, работодателей и самих молодых работников.

 

 Сдвиги в системе  профессиональной подготовки молодёжи.

 

 В настоящее время  в системе образования и профессиональной  подготовки рабочих кадров осуществляется  качественная перестройка, призванная  привести её соответствие с  требованиями рынка труда. Сокращение  общих показателей подготовки  кадров зачастую рассматривается  с негативной стороны, как проявление  кризиса системы. Однако при это не принимается во внимание демографическая ситуация. Анализ изменений в возрастном составе населения за последние 15 лет свидетельствует о том, что численность молодёжи, находящейся в трудоспособном возрасте и формирующей потенциальный контингент учащихся профессиональных учебных заведений, неуклонно уменьшается как а абсолютном, так и в относительном выражении (см. табл.

1). Кроме того, в настоящее  время растёт доля молодых  людей, не желающих продолжать  учёбу после окончания средней  школы и выходящих непосредственно  на рынок труда.

 

 Таблица 1

 Изменение возрастного  состава молодого поколения

 В 1985-2001гг. (в тыс.  чел.)

| |1985 |1995 |2000 |2001 |

 |Численность населения по |137410 |147022 |147997 |147938 |

 |возрастным категориям | | | | |

|16-17 лет |4875 |4053 |4288 |4313 |

|В % к общей численности |3,55 |2,67 |2,90 |2,92 |

|18-19 лет |5279 |3904 |4148 |4263 |

|В % к общей численности |3,84 |2,66 |2,80 |2,88 |

|20-24 лет |12995 |9755 |9922 |10166 |

|В % к общей численности |9,46 |6,64 |6,7 |6,87 |

|25-29 |11902 |12558 |9657 |9508 |

|В % к общей численности |8,7 |8,54 |6,53 |6,43 |

 

 Таким образом, сдвиги  в системе профессиональной подготовки  нельзя однозначно трактовать  как кризисные. Это- процесс  её адаптации к объективным  условиям социально-демографической  и экономической ситуации.

 Причём показатели, свидетельствующие  о сокращении выпуска рабочих  и специалистов, в большей степени  подвержены влиянию социально-  демографических факторов. А показатели, характеризующие изменение типов  подготовки, структуру учебных заведений,  технологию образования, перечень  профессий, по которым ведётся  подготовка, тесно связаны с экономическими  факторами, в том числе с  состоянием рынка труда.

 

 Что касается качественных  изменений в системе профессионального  образования, то следует отметить: учебные заведения пытаются адаптировать  свои программы к потребностям  рынка труда. Вводятся дополнительные  к основному курсу программы,  расширяющие кругозор учащихся, или так называемые интегрированные  программы, зачастую осуществляемые  совместными усилиями профессионально-технических,  средних специальных и высших  учебных заведений. Последние направлены на то, чтобы научить выпускников

 “обучаться”, то есть  постепенно осваивать всё более  сложные профессии и в зависимости  от уровня своих способностей  повышать квалификацию.

 

 Однако, несмотря на  перестройку системы образования,  спрос работодателей на подготовленных  рабочих и специалистов продолжает  оставаться низким: они предпочитают  им опытных работников. Профессиональные  учебные заведения до сих пор  слабо ориентируются на потребности  рынка труда, не изучая положение  на нем своих выпускников. В  результате диспропорции между  спросом и предложением становятся  настолько привычными, что уже  в ряде регионов практикуется  направление только что окончивших  учебные заведения рабочих и  специалистов на переподготовку  чуть ли не в те же самые  учебные заведения.

 

 Система профессионально-технического  образования испытывает в настоящее  время значительные финансовые  трудности. ПТУ практически лишились  материально-технической помощи  со стороны предприятий. Если  несколько лет назад подросток,  поступая в училище, уже знал, где он будет работать по  его окончании, то теперь, в  условиях, когда предприятия не  имеют возможности вкладывать  средства в свои производственные  базы, предоставлять места для  производственной практики учащихся  подшефных училищ и готовить  рабочих, большинство выпускников  получают свободное распределение.  Большинство молодых людей, имеющих  среднее специальное образование,  пополняют ряды

 “челноков”, уличных  торговцев, происходит отток молодёжи  в сферу нерегулируемой и теневой  занятости. В связи с этим  реально создание парадоксальной  ситуации, когда при оживлении  промышленного производства вновь  возникает потребность в высококвалифицированных  кадрах, а таковых на рынке  труда может оказаться недостаточно.

 

 С учетом того, что  в настоящее время на рынке  труда оказалось много школьников, не достигших 15 лет, и Федеральная  служба занятости ими не занимается, встаёт проблема профессиональной  адаптации младших школьников  и подростков. Для этого на  базе имеющихся учебных заведений  начала создаваться сеть школ  с профессионально-трудовым уклоном:  аграрных, промышленных, технических,  лёгкой промышленности и др. По  существу, речь идёт о введение  в систему профессионального  образования нового элемента- профессиональной адаптации подростков с неполным среднем образованием.

 Ключевой элемент в  системе подготовки квалифицированных  кадров- ВУЗы- страдает от бюджетного недофинансирования, что не позволяет обновлять опытно-экспериментальную базу, проводить научно-практические конференции и семинары. Но следует отметить, что большинство ВУЗов слабо ориентировано на новые специальности, востребованные рынком. Необходимо ввести изменения в учебный процесс для того, чтобы адаптировать его к конъюнктуре рынка труда, но в тоже время система вузовского образования должна быть ограждена от давления сиюминутных интересов. Она обязана сохранить свою главную функцию- воспроизводство высокоинтеллектуального профессионального потенциала общества.

 Необходимы меры, направленные  на снижение напряжённости на  рынке труда молодёжи, так как  в настоящее время продолжительная  безработица наиболее велика  у выпускников учебных заведений  (см. табл. 2).

 Таблица 2

 Распределение численности  безработных в 1999г.

(на конец ноября; в  процентах к итогу)

| |Всего |В том числе |

| | |мужчины |женщины |

 |Безработные всего |100 |100 |100 |

|В том числе в возрасте  лет: | | | |

 |До 20 |7,4 |6,4 |8,5 |

|20-24 |15,9 |16,2 |15,5 |

|25-29 |12,8 |13,8 |11,8 |

|30-34 |13,4 |13,2 |13,6 |

|35-39 |15,4 |16,0 |14,7 |

|40-44 |12,3 |11,5 |13,2 |

|45-49 |10,2 |8,9 |11,5 |

|50-54 |4,5 |4,6 |4,3 |

|55-59 |5,4 |6,6 |4,1 |

|60-72 |2,8 |2,8 |2,7 |

 

 Среди них 40,5% не  работают от 6 месяцев до года, а 33,3%- больше года.

 Около 40% безработных  имеют высшее и среднее специальное  образование.

 Уровень образования  влияет на способ поиска работы. Так, безработные, имеющие высшее  образование, ищут работу самостоятельно, используя личные связи, а безработные  с более низким уровнем подготовки  чаще обращаются в службы занятости.

Информация о работе Молодёжный рынок труда