Накопившиеся проблемы
подготовки и переподготовки
специалистов и их дальнейшего
трудоустройства можно решить
лишь в комплексе. В федеральном
бюджете должны быть зарезервированы
средства на эти цели. Государственная
политика занятости нуждается
в более точной корректировке
и увязке с реальной действительностью,
она должна базироваться на
содействии малому бизнесу, само
занятости граждан. Особенно такая
политика необходима в трудоизбыточных,
монокультурных регионах, где следует
стимулировать создание и преобразование
новых рабочих мест с учётом выхода на
рынок труда новых поколений.
Только комплексными,
целенаправленными мерами можно
поддержать систему образования
и снять напряжение на молодёжном
рынке труда. Нельзя допустить,
чтобы прекратились воспроизводство
и поддержка интеллектуального
потенциала общества, началась обвальная
безработица среди молодёжи. Государственные
и федеральные программы должны
стимулировать создание и преобразование
рабочих мест в более перспективных
и развитых отраслях экономики,
привлекая для этого не только
бюджетные средства, но и средства
частных предприятий, инвесторов.
Подготовка молодежи
к выходу на рынок труда.
Рыночная трансформация
казахстанской экономики приводит
к изменению положения личности
в сфере занятости. Личность
становится субъектом рыночных
отношений, осуществляет самостоятельный
профессиональный и экономический
выбор, несет ответственность
за его последствия в виде:
размеров заработной платы, условий
труда, возможностей для развития
своих способностей и профессиональной
карьеры.
На основе комплексного
исследования выявлены проблемы
занятости молодежи:
. диспропорциональность
на молодежном сегменте рынка
труда,
. причины не занятости
безработной молодежи,
. конкурентоспособность
основных потоков учащейся молодежи
(учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных
центров и детских домов, учащиеся
ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном
выходе на рынок труда с
точки зрения профессионально-квалификационной
подготовки , ценностных ориентаций в
сфере труда и социально- психологической
ориентации на рынке труда города,
. факторы успешной профессиональной
карьеры, проблема координации
деятельности социальных подготовки).
. В современных социально-экономических
условиях рациональный путь решения
проблемы подготовки специалистов
в области профессиональной ориентации
- это подготовка данных специалистов
из числа безработных граждан,
имеющих высшее образование, но
чьи профессии устарели или
существует избыток данных профессий
на рынке труда города, района.
институтов, решающих задачи профессионального
самоопределения и занятости молодежи,
. несоответствие действующей
в городе системы психолого- профориетационной
работы новым экономическим реалиям и
другие особенности молодежного сегмента
рынка труда.
Как показало исследование,
молодежь не получает знаний
о современном рынке труда,
о правилах поведения на рынке
труда, слагаемых построения успешной
профессиональной карьеры о своих
правах и обязанностях в сфере
трудовых отношений. Молодежь
не готова конкурировать и
быть субъектом на рынке труда.
При первичном выходе на рынок
труда у молодежи преобладают
идеалистические представления
о будущей профессии, трудовой и
профессиональной карьере, которые
с первых шагов на рынке труда
разрушаются и приводят к возникновению
сложных социально- психических
состояний (тревога; состояние депрессии,
влияющее на коммуникативную сферу
и сопровождаемое ощущением безысходности,
комплексом вины ) в условиях невозможности
трудоустройства.
Столкновение с трудовой
реальностью приводит к переориентации
либо деградации трудовых ценностей.
Таким образом, безработица негативно
влияет на социально-психологическое
развитие молодых людей и часто
приводит к исчезновению взгляда
на труд как средство личной
самореализации, а сам процесс
нормальной социализации оказывается
нарушенным.
Вместе с тем, положение
молодежи на рынке труда определяется
и деятельностью образовательных
учреждений города, которые через
процесс подготовки и воспитания
задают профессионально-квалификационный
уровень подготовки своих выпускников,
формируют ценностные ориентации на
труд, модель поведения на рынке труда
и в сфере трудовых отношений.
В настоящее время
в системе непрерывного образования
молодежи отсутствует целенаправленная,
систематическая психолого-профориентационная
работа, которая должна содействовать
личности в профессиональном самоопределении
с учетом не только потребностей и возможностей,
но и с учетом ситуации на рынке труда;
отсутствует система комплексного взаимодействия
социальных институтов, призванных решать
задачи профессионального самоопределения
и занятости; отсутствует подготовка специалистов
для оказания качественных психолого-профориентационных
услуг молодежи с учетом специфики образовательного
учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты,
профессиональные учебные заведения разного
уровня)
Проблемы занятости
выпускников учебных заведений.
Жизненные планы выпускников
не полной и полной средней
школы характеризуются явным
преобладанием ориентации на
продолжение образования.
Однако определённая
доля учащихся, закончивших школу,
связывает свои жизненные планы
с решением пойти работать
в ближайшее время. Сюда следует
отнести: тех, кто намерен сразу
пойти работать (1 % от выпуска); тех,
кто собирается работать после
окончания краткосрочных курсов
(3%); тех, кто пойдёт работать, если
не осуществляться планы на
продолжение образования
(11%).
В среднем 15% выпускников
школ планируют, по возможности,
найти работу или устроиться
на краткосрочные курсы. Причины
снижения ориентаций на трудовую
деятельность вчерашних школьников
кроются в экономической нестабильности
и неопределённости перспектив.
Поэтому значительно чаще выпускники
школ в случае неосуществления
первоначальных планов продолжения
образования намереваются поступать
в любое другое учебное заведение.
Жизненные планы молодых
людей, закончивших профессиональные
учебные заведения, различны в
каждой социальной группе молодых
специалистов.
Преобладающей ориентацией
является намерение пойти работать.
Как видно из таблицы 3 его
разделяют в среднем три четверти
молодых специалистов: 90%- выпускники
вузов; около 80%- выпускников профтехучилищ;
69%- специалистов со среднем специальным
образованием. Часть выпускников- в среднем
каждый четвёртый- ориентируется на продолжение
образования. Следует обратить внимание
на образовательные ориентации выпускников
средних специальных учебных заведений
(ССУЗ). Они представляют интерес не только
как фактор, влияющий на рынок образовательных
услуг, но и как объект самостоятельного
изучения. Социальная категория выпускников
техникумов обладает по сравнению с выпускниками
других профессиональных учебных заведений
самым высоким потенциалом образовательных
намерений. Связано это прежде всего с
коммерциализацией высшего образования.
Четвёртая часть выпускников техникумов
изначально ориентирована на поступление
в вуз- так надёжнее и дешевле.
Таблица3
Жизненные планы выпускников
профессиональных учебных заведений
(в % от числа опрошенных
)
|Планы по окончании учебного
|Категории выпускников |всего |
|заведения | | |
| |профтехучилищ|техникумов|вузов
| |
|Пойти работать |79 |69 |90 |76
|
|Продолжить учёбу в: | | | |
|
|ССУЗе |11 |3 |- |5 |
|ВУЗе |6 |25 |1 |13 |
|Аспирантуре |- |- |6 |2 |
|Другом месте |4 |3 |3 |4 |
Ярко выраженная ориентация
на трудоустройство у большинства
молодых специалистов не означает
простой и быстрой её реализации.
Целевое распределение-
по договорам учебных заведений с предприятиями-
имеют в среднем 20%ыпускников профессиональных
учебных заведений.
Остальные, получив
”свободный диплом”, осуществляют
самостоятельный поиск работы.
В различных социальных
группах молодых специалистов
ситуация, связанная с поиском
места работы, выглядит по-разному.
Среди выпускников
профессиональных училищ к моменту
получения диплома определённой
гарантией трудоустройства располагали
30% (23% по договорам училища, 7%- по
собственной инициативе). Остальные
выпускники училищ, намеревающиеся
пойти работать, на момент окончания
учебного заведения не имели
договорённости с предприятиями
и пребывали в полной неопределённости
относительно будущей работы. Таких-
примерно половина выпуска.
Среди выпускников
средних специальных учебных
заведений к моменту получения
диплома не многие могли сообщить
место своей будущей работы (ещё
меньше, чем среди выпускников
профтехучилищ). Примерно четверть
тех, кто получил среднее специальное
профессиональное образование, имели
договорённость о трудоустройстве.
Выпускники высших
учебных заведений в подавляющем
большинстве нацелены на трудовую
деятельность (90% выпуска). Правда, по
основной специальности планируют
работать около 60% выпускников
вузов; остальные 30%- хотят работать
по другой специальности. Около
половины выпускников вузов, имея
свободный диплом, не располагали
гарантией трудоустройства.
Выпускники общеобразовательных
учебных заведений, разделяющие
трудовые намерения, имеют самые
незначительные шансы на трудоустройство.
Только 15-
16% из них к моменту
окончания школы могли сообщить
примерное место работы
(чаще это те, кто были
намерены сразу пойти работать).
Путь к трудоустройству через
краткосрочные курсы сами школьники
оценивают как временную меру,
резерв времени: “краткосрочные
курсы- ненадёжная гарантия в дальнейшей
трудовой деятельности”.
Каждые три молодых
специалиста из четырёх строят
дальнейшие жизненные планы, рассчитывая
найти работу.
Мотивация к трудовой
деятельности выпускников профессиональных
учебных заведений значительно
отличается от мотивации вчерашних
школьников; существенные отличия
наблюдаются также в различных
социальных группах молодых специалистов.
Общим является преобладание
мотивов материального достатка
(около 80% в каждой группе молодых
специалистов)- “хорошо оплачиваемая
работа”, возможность дополнительного
заработка”.
Выпускники профессиональных
училищ в поиске работы руководствуются
прежде всего следующими мотивами: хорошо
оплачиваемая работа (83%); хорошая организация
и обеспечение труда (49%); резервы времени
для досуга (31%).
Выпускники техникумов
отдают предпочтение хорошей
заработной плате (78%), относительно
свободному режиму рабочего дня
(38%); возможности профессионального
роста (29%).
У выпускников высших
учебных заведений спектр мотивов
шире: хорошая оплата и возможность
дополнительного заработка (85%); интересная
работа
(61%); возможность самостоятельного
планирования трудовой деятельности
(34%); относительно свободный
режим трудового дня (31%); резервы
времени, остающиеся для семьи
и досуга (30%). Такие мотивы, как
“возможность профессионального
роста”, “творчество в процессе
труда”, важны лишь для каждого
шестого-седьмого выпускника вуза.
В целом, структура
трудовой мотивации молодых специалистов,
закончившие профессиональные учебные
заведения, выглядит следующим
образов:
. явное преобладание “шабашников”
и “роботов” (около 50%); как
правило, первые чаще представлены
среди выпускников рабочих специальностей,
вторые- среди тех, кто готовится стать
служащим или инженерно-техническим работником;
. удельный вес типологических
групп, в которых к сильным
мотивам отнесены результаты
труда в сочетании с процессом
трудовой деятельности, равен чуть
более 20%.
Преобладающие типы
трудовой мотивации определяют
типичную стратегию поведения
молодого специалиста на рынке
труда: поиск работы с достаточно
высоким окладом, желательно- не
далеко от дома, с относительно свободным
режимом рабочего дня.
Таким образом, новые
аспекты в занятости выпускников
требуют, с одной стороны, улучшения
прогнозирования, планирования и
координации действий учреждений,
связанных с воспроизводством
и использованием трудовых ресурсов;
с другой, - тщательного учёта
в деятельности учебных заведений
реального спроса на карды,
которые в них готовятся, улучшения
профессионально-качественных характеристик
их выпускников.
Решение проблемы занятости
молодёжи.
Правовое регулирование
молодёжной политики.
Необходимость формирования
современной законодательной базы
в области государственной молодежной
политики определяется сохранением,
а нередко и нарастанием целого
ряда социальных проблем молодежи,
что негативно отражается на
социально-экономическом и культурно-духовном
аспектах ее жизнедеятельности
и перспективах ее развития. Предпринимаемые
меры по повышению образовательного
уровня молодежи, ее трудоустройству,
решению жилищной проблемы, развитию
разносторонних способностей молодых
людей недостаточно эффективны
в силу слабой координации
этих мер, их частичного характера
и недостаточной правовой обеспеченности.