Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 08:58, курсовая работа
Когда разработаны планы функционирования организации, спроектирована идеальная организационная структура, наступает время для выполнения управленческой функции – отбора и адаптации кадров.
В условиях рыночной конкуренции актуальность отбора персонала и последующая их адаптация стали одним из главнейших факторов, определяющих выживание и экономическое положение предприятий.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Значение и специфика человеческих ресурсов в современной организации
1.2 Роль и место кадровой службы в системе управления организации
1.3 Система найма и отбора персонала организации
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ В ОАО «Ростелеком»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ персонала ОАО «Ростелеком»
2.3 Исследование системы найма и отбора в ОАО «Ростелеком»
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ НАЙМА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ОАО «Ростелеком»
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы найма и отбора персонала
3.3.1 Рекомендация по использованию источников набора персонала
3.3.2 Рекомендация по найму дополнительной штатной единицы в качестве менеджера по персоналу
3.3.3 Рекомендация по введению системы повышающих и понижающих коэффициентов премирования
3.3.4 Рекомендация по введению надбавки за выслугу лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
На место уволившегося (уволенного) работника быстро находится замена. В основном на вакантные места набирают персонал «по связям», т.е. по рекомендациям знакомых. В технический же отдел принимают работников по объявлениям.
Здесь работают люди разных возрастов: в отделе по работе с населением в основном сидят молодые девушки приятной внешности, полы же моет относительно пожилая женщина. Большинство работников состоят в браке и имеют детей (Приложение 2). При приеме на работу основным требованием является наличие высшего юридического или экономического образования (за исключением тех, кто устраивается в технический отдел). В Обществе не существует курсов повышения квалификации, однако сотрудники некоторых отделов (кадровый отдел, бухгалтерия) должны самостоятельно изучать по своей профессии дополнительную литературу, которую Общество выписывает по почте. В Обществе в основном работают опытные сотрудники с большим стажем, которые успели зарекомендовать себя с хорошей стороны.
2.3 Исследование системы найма и отбора в ОАО «Ростелеком»
Как и любая организация,
Общество сталкивается время от времени
с такой проблемой как
При наборе кадров учитывается положительный и отрицательный опыт, который организация приобрела при решении такой задачи, как создание слаженного хорошего коллектива.
Ответственность за отбор сотрудников и итоговое решение о приеме того или иного кандидата целиком ложится на плечи руководителя. Самим же процессом занимается юрисконсультант. Именно он и ответил на мои вопросы в интервью, на основании ответов на которые и был проведен анализ отбора и приема персонала на ОАО «Ростелеком». Список вопросов, заданных в интервью, выглядит следующим образом:
1. Каким образом вы составляете объявление о приеме на работу, из каких блоков оно состоит, какую информацию содержит?
2. Каковы этапы процедуры отбора персонала при приеме на работу?
3. Каковы принципы отбора кадров?
4. Как проводится собеседование, каковы его функции, кто проводит собеседование, какие цели ставятся перед теми, кто проводит собеседование, что выявляется в ходе собеседования, каковы причины отказа при приеме на работу, кто принимает решение о приеме кандидата на работу?
При выполнении своей работы юрисконсультант руководствуется следующей литературой:
- штатное расписание (Т-3);
- положение об оплате труда (положение 1);
- правила внутреннего трудового распорядка (правила ВТР);
- график отпусков (Т-7);
- график сменности;
- положение о структурном подразделении;
- должностная инструкция;
- регистрационная книга;
- трудовой договор;
- документы личного дела, а также другие документы;
- основания к приказам по личному составу и информационно-справочные документы.
Процедура отбора кадров в ОАО «Ростелеком» состоит из нескольких этапов:
1. Составление и подача объявления – объявление о наличии вакантной должности составляется юрисконсультантом и затем подается в печатные издания, на радио и телевидение. Текст объявления включает следующие блоки:
1) должность;
2) обязанности;
3) требования:
- обязательные;
- желательные;
4) условия труда.
2. Собеседование по телефону – на данном этапе происходит первичный отсев кандидатов, после которого остается примерно 30-40% от числа откликнувшихся. Образец (вариант) бланка телефонного интервью выглядит следующим образом (Таблица 1):
Таблица 1 - Бланк телефонного интервью
Вакансия |
Бухгалтер |
Имя |
|
Телефон для связи |
|
Образование Дополнительное образование |
|
Аттестат профессионального бухгалтера |
Да ____ Нет ____ |
Опыт работы в бухгалтерии, лет |
|
Бухгалтерия, сколько лет |
Опт ___ Розница ___ Производство___ Торговля___ |
Налоговые проверки |
Да ____ Нет ____ |
С какими компьютерными программами работали? |
|
График работы |
|
Ожидаемая зарплата |
Если на половину из
3. Заполнение анкеты-резюме – на данном этапе происходит максимальный отсев лиц, чьи личные качества и наклонности не подходят для вакантной должности. Образец анкеты-резюме представлен в Приложении 3.
4. Собеседование с
5. Заключительный этап, на котором
руководитель совместно с
Далее кандидат на должность заполняет заявление о приеме на работу, оформляет в отделе кадров трудовой договор на основе следующих документов:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2) трудовая книжка;
3) документ об образовании;
4) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
5) документы воинского учета;
6) ИНН;
7) направление о пройденном медицинском осмотре.
Принятый на работу сотрудник ознакамливается с положением о порядке найма персонала и предоставленной ему должностной инструкцией, а юрисконсультант знакомит работника с персоналом предприятия, с которым ему предстоит работать. На нового работника сразу заводят личную карточку, которая содержит следующие сведения:
1. Общие сведения: ФИО, дата и место рождения, гражданство, знание иностранного языка, образование, специальность по диплому, профессия, стаж работы (общий, непрерывный, дающий право на надбавку за выслугу лет, дающий право на другие льготы и др.), семейное положение, состав семьи с указанием года рождения каждого члена семьи, данные паспорта, домашний адрес, телефон.
2. Сведения о воинском учете, которые заполняются на основании военного билета.
3. Прием на работу, переводы на другую работу – в данном разделе указываются сведения о том, где, кем и когда работал претендент на вакансию, его оклад на занимаемой должности, а также куда и в связи с чем он был переведен на другое место работы.
4. Аттестация – дата, решение комиссии, дата и номер документа, основание.
5 Повышение квалификации – дата, вид повышения квалификации, наименование образовательного учреждения, свидетельство, дата и номер.
6. Профессиональная переподготовка – дата, специальность, документ, основание.
7. Поощрения и награды – наименование награды, документ.
8. Отпуск, – за какой период, основание, количество рабочих дней основного отпуска, дополнительный отпуск, дата начала основного и дополнительного отпуска, дата окончания основного и дополнительного отпуска.
9. Социальные льготы, на которые работник имеет право в соответствии с законодательством.
10. Дополнительные сведения – этот раздел заполняется для полноты учета сведений о сотрудниках, обучающихся в учебных заведениях, учета работающих инвалидов и т.д.
11. Основание увольнения – дата увольнения, приказ.
Юрисконсультант осуществляет контроль над организацией и проведением внутрифирменной подготовкой кадров.
Значимость правильного решения проблемы найма на работу связана с высокой стоимостью кадров (рабочей силы). Поэтому, решая проблему отбора, в первую очередь ОАО «Ростелеком» определяет, нужен ли данный человек или нет (намного дороже будет стоить ошибка (например, через три месяца данный работник заявит о своем уходе)).
Определенную помощь в том, чтобы избежать ошибок при отборе кадров, оказывают различные источники информации:
1) заявление о приеме (первое общее впечатление о кандидате); фотография (внешность);
2) биография (процесс становления, детали личности);
3) личная анкета (систематизация самой важной информации о поступающем, хранение данной информации);
4) диплом (успеваемость в ВУЗе, относительные сведения о квалификации);
5) трудовая книжка (место работы в биографии, прежние сферы деятельности, квалификационная характеристика);
6) рекомендации (профессиональная пригодность);
7) разговор с поступающим (заполнение пробелов в информации, дает личное представление о поступающем);
8) пробная работа (умения и навыки в работе).
При отборе кадров Общество
руководствуется рядом
Другим принципом является
обеспечение соответствия требованиям,
предъявляемых содержанием
При наборе извне в первую очередь рассматривается бланк заявления кандидата, резюме, в котором указывается, где кандидат работал до подачи заявления в Общество, если нет трудового стажа (т.е. это может быть и выпускник ВУЗа), то где учится или учился и с какой успеваемостью. В дальнейшем проводится собеседование.
Основная цель отборочного
собеседования в ОАО «
- информирование кандидатов о деятельности Общества и объяснение им преимуществ работы в ней;
- реалистичное описание работы;
- выяснение, подойдут ли кандидаты для выполнения работы и какими качествами, значимыми для этой работы, они обладают;
- прояснение ожиданий обеих сторон, включая реалистичное обсуждение возможных трудностей (это бывает уместно);
- предоставление кандидатам возможности оценить, действительно ли они хотят получить предлагаемую работу.
Юрисконсультант отводит определенное количество времени для беседы с каждым кандидатом и не старается встретиться со слишком большим количеством кандидатов в один день, т.к. проведение собеседования – достаточно утомительное занятие, и встреча в один день с более чем с шестью кандидатами может означать, что он не сумеет их всех справедливо оценить.
При проведении собеседования юрисконсультант составляет определенный план собеседования. Он же готовит вопросы, которые необходимо будет задать кандидату во время собеседования. Основные вопросы к кандидату он формулирует заранее. Форма допроса здесь неприемлема, в то же время необходимо уметь задавать «трудные» вопросы. В сложных ситуациях инициатива должна исходить от юрисконсульта. При этом нужно обладать не только умением слушать, но и умением вести собеседование в нужном русле, по заранее намеченному плану и временному интервалу. От юрисконсульта зависит не только оценка соответствия кандидата предъявляемым требованиям. Сегодня необходимо уметь донести до соискателя, что это именно та компания, которую он ищет, что в ней он сможет не только самореализоваться, но и обогатиться дополнительными знаниями и опытом. Результатом интервью должна стать определенная информация о кандидате. Юрисконсультантом выявляются:
-
сильные и слабые стороны
- профессиональный опыт, навыки и знания;
- готовность к обучению, ориентация на развитие;
- готовность к сотрудничеству;
- мотивация, трудовые ценности;
- инициативность, готовность брать на себя ответственность;
- ориентация на достижения;
- уровень самооценки, уровень притязаний.
Иногда в Обществе практикуется
собеседование напрямую с руководителем
структурного подразделения. Оно может
проводиться сразу после
В основном в Обществе отбирают по следующим критериям:
-
отбирают работников, оценивая их
по полученному ими