Нормативно-правовые основы государственной сертификации качества продукции животного происхождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ организации государственной сертификации продуктов животного происхождения на примере ООО «Равис» и выработка рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать нормативно-правовую базу и законодательно закрепленную процедуру государственной сертификации продуктов животного происхождения.
2. Проанализировать организацию проведения государственной сертификации продуктов животного происхождения на примере ОО «Равис»
3. Сформулировать актуальные проблемы и практические рекомендации по совершенствованию государственной сертификации продуктов животного происхождения.

Файлы: 1 файл

мясная продукция.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

– осуществляет ветеринарно-санитарную оценку продукции животного происхождения в процессе производства и реализации, результатом которой является оформление ветеринарного сертификата (свидетельства);

– осуществляет экспертизу НТД на соответствие требованиям ветеринарного законодательства на стадии согласования и постановки продукции на производство;

– принимает с учетом результатов испытаний самостоятельно или совместно с органами государственного санитарного надзора решения о дальнейшем использовании продукции животного происхождения, не отвечающей требованиям НТД по показателям безопасности;

– принимает участие в контроле безопасности при ввозе в Российскую Федерацию продуктов и сырья животного происхождения; утверждает методы ветеринарно-санитарной и токсикологической оценки продукции и методы определения ветеринарно-санитарных показателей и характеристик;

– принимает в установленном порядке решения о признании ветеринарных сертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;

– устанавливает порядок сертификации ветеринарных препаратов.

Госстандарт России и Государственная ветеринарная инспекция России берут на себя обязательства по взаимной информации в течение месяца со дня принятия решения:

Госстандарт России – об утверждении, изменениях и отмене государственных стандартов на ветеринарные препараты и животноводческую продукцию и основополагающих документов ГОСТ Р; Государственная ветеринарная инспекция России – об утверждении, изменениях и отмене положений Ветеринарного законодательства.

1.2 Процедура государственной сертификации: участники, полномочия, этапы

 

Мясо птицы, полуфабрикаты изготовленные из мяса птицы, куриные яйца подлежат обязательной сертификации – как пищевая продукция, предназначенная к употреблению населением Федерации, требования к качеству которой установлены на территории Российской Федерации.

В соответствии с документом «О разделении обязанностей между Государственной санитарно-эпидемиологической службой Минздрава России и Государственной ветеринарной службой Минсельхозпрода России по сертификации продукции животного происхождения» (согласован 30.04.1998 Департаментом ветеринарии России, Министерством здравоохранения России и Госстандартом России) разделены полномочия между органами Госсанэпиднадзора и Госветнадзора при осуществлении сертификации продукции животного происхождения.

Экспертиза  сырья отдана в компетенцию Госветнадзора, а в ведении Госсанэпиднадзора  осталась экспертиза готовой продукции. В связи с этим в орган по сертификации (ОС) предприниматели представляют два основных нормативных документа: для сырья – ветсвидетельство, а для продукции – гигиеническое заключение. Причем, если мясопродукция поступает по импорту и предназначена для промышленного использования, то получать сертификат соответствия на нее не надо. Это положение закреплено в Приказе ГТК России от 20.05.1999 №282, который вступил в силу с 1 августа 1990 года.

В данном случае обязательно наличие ветеринарного  свидетельства, которое оформляется погранветпунктом и является разрешением на ввоз продукции на территорию России.

Сертификация  продукции животного происхождения  импортного производства осуществляется органами по сертификации. Эти органы по месторасположению и виду аккредитации могут быть классифицированы следующим образом:

1. Органы по  сертификации, расположенные на  территории России и аккредитованные в Системе сертификации ГОСТ Р по соответствующей группе продукции.

2. Органы по  сертификации, расположенные за  рубежом и аккредитованные Госстандартом России или представительством Госстандарта за рубежом в Системе сертификации ГОСТ R.

3. Органы по  сертификации, расположенные за  рубежом, аккредитованные в зарубежной  национальной системе сертификации  и прошедшие проверку Госстандартом России на основе двустороннего соглашения с национальным органом по сертификации.

4. Органы по  сертификации, расположенные в России  или за рубежом, аккредитованные в международной системе сертификации, к которой присоединилась Россия.

5. Органы по сертификации, аккредитованные по правилам и процедурам, принятым 8 странах-членах Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.

Кроме того, сертификация импортной продукции может быть осуществлена Госстандартом России или, по его поручению, территориальным органом Госстандарта России при отсутствии аккредитованного в Системе сертификации ГОСТ Р органа по сертификации данной группы продукции или при необходимости решения спорных вопросов.

Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов и знаков соответствия в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двухсторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.

В настоящее  время существует несколько форм ветеринарных свидетельств.

 

Ветсвидетельство Ф-1

сопровождает экспортные грузы.

Ветсвидетельство Ф-2

выдается на партию продукции  или на определенную выработку, поставляемую из одного региона в другой.

Ветсвидетельство Ф-3

сопровождает техническое сырье животного происхождения.

Ветсправка Ф-4

выдается при отправлении  продукции в розничное торговое предприятие, расположенное в черте города.


 

Идентификация проводится органом по сертификации (раньше эту процедуру осуществлял изготовитель). Идентификация продукции проводится на соответствие названию по органолептическим и физико-химическим показателям, перечень которых приводится в нормативной документации, а также в Приложении 4.3 к Порядку сертификации мяса, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.04.1999 №2Л (далее по тексту). Например, одним из основных идентификационных показателей является маркировка оттисками клейм мяса, поступающего в тушах, полутушах и четвертинах. По оттискам клейм устанавливают направление использования мяса: реализация, промпереработка, утиль и т.п.; вид мяса (конина, верблюжатина и т.п.), а также качество мяса по категориям упитанности, половозрастным и другим признакам.

Для проведения идентификации эксперт осуществляет осмотр партии товара, производит отбор проб и образцов, которые проходят необходимые испытания в аккредитованной лаборатории. Только после этого принимается решение о дальнейших этапах сертификации. Если этап идентификации не пройден, ОС может принять решение об отказе в прохождении следующих процедур сертификации.

Дальнейшая  судьба такой мясной продукции решается Ветслужбой, которая выдает предписание, например, направить его в промпереработку.

С идентификацией продукции связана и проверка наличия информации для потребителя на маркировке продукции в соответствии с ГОСТ Р 51074–97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Требования к продукции мясной промышленности указаны в п. 4.2 ГОСТ, а к продукции птицеперерабатывающей промышленности в п. 4.3 ГОСТ.

Обязательная  сертификация мяса, мясной продукции, мяса птицы, яиц и продуктов их переработки проводится по нескольким схемам, причем каждой из них присвоен индивидуальный номер: 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5, 7, 9а, 10, 10а. Для сертификации продуктов детского питания применяются схемы 3а, 4а, 5 и 7. Основная схема сертификации в России – это сертификация серийно выпускаемой продукции (мясные полуфабрикаты, колбасные изделия, пельмени) по схеме 2а с последующим инспекционным контролем со стороны ОС.

Схематично  процедура получения сертификата  может быть представлена следующим  образом:

 

Рис. 1. – Этапы проведения государственной сертификации

 

Что касается гуманитарной помощи, осуществляемой в рамках межправительственных соглашений, то обязательной сертификации подлежат только сырье и продукция, поступающие в свободную реализацию. Проводится данная сертификация ОС, аккредитованным Госстандартом России по данному виду продукции.

Мясная продукция  не входит в перечень продукции, которая  может быть сертифицирована по Декларации о соответствии, поэтому на нее необходимо получать Сертификат соответствия.

Работа эксперта проходит в несколько этапов. Первый этап в работе эксперта – это оценка документов (например, сертификата страны-изготовителя, сертификата происхождения), представленных заявителем, второй – собственно идентификация продукции.

Например, при сертификации по схеме №7 оценивается партия продукции, перевозимая одним транспортным средством, имеющая ограниченный объем, одинаковые дату и место производства, дату забоя.

Если партия является сборной, например, в ней  одновременно имеется 
продукция из Голландии, Германии, Ирландии, произведенная на нескольких 
перерабатывающих заводах, в сопроводительных документах для крупного рогатого скота должна быть информация о номерах боен и наименовании предприятий, которые это мясо перерабатывают (четвертуют, отделяют мясо от костей, маркируют). Важно также, чтобы замороженное мясо при транспортировке и хранении не дефростировалось, так как дефростированное мясо не подлежит сертификации и реализации.

Сначала эксперт  ОС осматривает партию продукции (например, действительно ли это говядина) одновременно с ветеринаром на погранветконтроле. Затем оформляет акт идентификации и совместно с представителем таможенной службы отбирает образцы.

Количество  проб и образцов должно быть репрезентативным. Перечень показателей, подлежащих подтверждению при обязательной сертификации мяса, мясной продукции, мяса птицы, приведен в Приложении 4.1 Порядка. В данном приложении к каждому наименованию группы продукции приводится код ОКП, код ТК ВЭД, наименование показателей и нормативных документов.

Получив протокол испытаний, эксперт анализирует весь комплекс имеющейся информации.

Кроме того, когда открывается мясоперерабатывающее предприятие, необходимо пройти регистрацию в ветеринарной службе района, встать на учет, ввести в штат ветеринарного врача. Ветврач будет следить за качеством сырья, отбирать образцы, вести документацию по сырью, проверять наличие сертификатов, ветеринарных свидетельств, а также отбирать пробы готовой продукции на анализы.

Обязательна регистрация  предприятий в районных центрах  Госсанэпиднадзора. Особенно важно согласовать ассортимент, потому что для каждого вида продукции необходимо соблюдать свои условия производства.

Необходимо  иметь на предприятии гигиенические  заключения Госсанэпиднадзора на оборудование, используемое для переработки, транспортировки, реализации пищевых продуктов и сырья.

В штат мясоперерабатывающего  предприятия обязательно надо включить должность технолога. В больших морозильниках лучше применять мягкое оттаивание мяса на глубину без испарения с поверхности. Достигнуть этого можно, отключив холодильник, но не открывая его дверей.

Требования  Госсанэпиднадзора к мясоперерабатывающим предприятиям изложены в СП 2.3.4. 002–97 «Санитарных правил для мясоперерабатывающих предприятий малой мощности», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 19.05.1997 №14.

Эксперты, осуществляющие инспекционный контроль на предприятии (по плану – не реже 1 раза в полугодие, или при получении рекламации), будут проверять следующие позиции:

  • идентификация продукции;
  • отбор проб и проведение лабораторных испытаний;
  • проверка производства;
  • анализ информации о качестве продукции;
  • наличие и комплектность нормативной и технологической документации;
  • стабильность и точность основных технологических процессов, адекватность производственных мощностей;
  • организация входного контроля качества сырья и материалов;
  • организация промежуточного и выходного контроля качества продукции;
  • соблюдение санитарного режима на предприятии;
  • метрологическое состояние средств измерений;
  • проверка соблюдения условий лицензии на применение знака соответствия.

Если результат  инспекционной проверки отрицательный, действие сертификата соответствия будет приостановлено, пока не будут устранены обнаруженные несоответствия.

Таким образом, государственная сертификация продукции животного происхождения имеет достаточно обширную, однако, недостаточную нормативно-правовую основу, многие положения в настоящих рыночных условиях устарели и не соответствуют мировым стандартам, многие нормы приводят к разночтениям как у предпринимателей, так и у самих субъектов сертификации.

 

 

2. Анализ государственной  сертификации продукции животного происхождения на примере ООО «Равис»

2.1 Организация проведения государственного сертификации продукции животного происхождения на примере ООО «Равис»

 

Организацию проведения государственной  сертификации продукции животного  происхождения целесообразно рассмотреть  на примере предприятия ООО «Равис», которое регулярно проходит государственную сертификацию своей продукции.

Информация о работе Нормативно-правовые основы государственной сертификации качества продукции животного происхождения