Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ организации государственной сертификации продуктов животного происхождения на примере ООО «Равис» и выработка рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать нормативно-правовую базу и законодательно закрепленную процедуру государственной сертификации продуктов животного происхождения.
2. Проанализировать организацию проведения государственной сертификации продуктов животного происхождения на примере ОО «Равис»
3. Сформулировать актуальные проблемы и практические рекомендации по совершенствованию государственной сертификации продуктов животного происхождения.
Проведение внеплановых проверок возможны в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством продукции. Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертификатов соответствия. Документы и материалы, подтверждающие сертификацию продукции, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия, не менее, чем срок действия сертификата.
Таким образом, процедура сертификации в ООО «Равис» представляет собой процесс подачи заявителя комплект документов на каждую партию производимой продукции с обязательным приложением заключения ветеринарно – санитарной службы. Так как сертификат качества требуется на каждую партию товара, то заключение ветеринарного эксперта необходимо предоставлять на каждую партию продукцию, подготовленную на реализацию. В связи с этим представляется целесообразным в целях предотвращения попыток сговора ветеринарного эксперта с компаниями проходящими государственную сертификацию, обеспечить участие различных ветеринарных экспертов при работе с предприятием.
В ходе анализа нормативно-правового регулирования государственной сертификации качества продукции животного происхождения и процедуры ее реализации был выявлен ряд проблемы и выработаны практические рекомендации по их разрешению.
Во-первых, все продукты, подлежащие сертификации, проходят проверку на безопасность в ходе обязательной сертификации по параметрам, предусмотренным «Медико-биологическими требованиями к качеству сырья и продукции». Тем не менее установить подобную замену в рамках обычных исследований при проведении обязательной сертификации не представляется возможным. Однако в практике при определении качества и сертификации мясного продукта нередко возникает необходимость не только установления типа и сорта продукта, но и проведения идентификации его реального состава. Целью подобной идентификации является определение и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара, а также соответствия определенным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводительных документах
В мировой практике для выяснения состава компонентов пищевых продуктов опробовано использование методов электрофореза и иммунодиффузии, но и их большая длительность служит серьезным ограничением для широкого распространения. Весьма перспективно использование методов хроматографического анализа, обладающих высокой чувствительностью, точностью и быстротой исследования. Однако они требуют дорогостоящего прецизионного оборудования и на сегодняшний день недостаточно адаптированы для таких сложных многокомпонентных систем, как мясопродукты. Также прорабатывалась возможность применения в этих целях и иммуноферментного анализа, обладающего высокой специфичностью и чувствительностью. Наиболее удобен данный метод для установления видовой принадлежности мяса, определения наличия и количества добавок растительных белков, таких, как, например, соевые. Тем не менее при всех несомненных достоинствах перечисленные методы не позволяют выявить замену мяса другими животными компонентами – выменем, легкими, печенью или другими субпродуктами.
Широкое применение точных, но усредняющих методов исследования (химических, физико-химических, биохимических и т.п.) позволяет получать только часть необходимой информации о качестве мясопродуктов. Другую не менее ценную часть информации о них предлагает гистологический метод – прямой метод определения состава сырья и продукции. Микроструктурные исследования позволяют судить как о структуре продукта в целом, так и об изменениях, происходящих в отдельных участках и компонентах исследуемых объектов, дифференцировать особенности различных тканевых и клеточных структур. Этот метод давно известен и широко применяется в биологии и медицине. Однако работа с биологическими тканями в пищевых продуктах имеет определенную специфику по сравнению с нативными тканями, поскольку в нашем случае исследованию подвергаются материалы после механического, термического и других видов технологического воздействия.
В России на настоящий момент узаконен в положениях ГОСТ Р59372–92 метод гистологического анализа только по отношению к мясному сырью. В то же время расширение потока разнообразных мясопродуктов на потребительском рынке, часто имеющих нетрадиционный или же не предусмотренный технологическими документами состав, настоятельно требует подведения юридического основания для широкого внедрения гистологического метода идентификации реального состава мясопродуктов в виде соответствующего государственного стандарта Возросшие за последние годы технические возможности гистолога позволяют проводить подобные исследования на достаточно высоком уровне.
В связи с этим представляется целесообразным узаконить применение метода гистологического анализа не только по отношению к мясному сырью, но и мясопродуктам, в том числе и куриного мяса.
Во-вторых, Госветинспекция и Центр Госсанэпиднадзора Челябинской области никак не могут прийти к консенсусу по поводу сертификации мяса и мясной продукции. Первая считает, что согласно Федеральному закону «О ветеринарии» для такого товара требуется только ветеринарный сертификат. Вторая руководствуется «своими» законами: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов». А посему обязует поставщиков и производителей мясной продукции получать еще гигиенические сертификаты.
ООО «Равис», на всякий случай, работает с той и с другой, стараясь избегать проблем с контролирующими службами. Заключить соглашения с ветеринарной службой по этим вопросам пока не получается и ООО «Равис», так же как и другие предприниматели из-за этого вынуждены бегать по кругу.
В целях совершенствования процедуры государственной сертификации продукции животного происхождения целесообразно разработать и утвердить Соглашение между Госветинспекцией и Центром Госсанэпиднадзора Челябинской области.
Кроме того, наличие обширной разрозненной базы нормативных актов, регулирующих государственную сертификацию качества продукции животного происхождения, приводит к различным толкованиям ее субъектами государственной сертификации, что ставит предпринимателей в затруднительное положение.
В связи с этим необходимо провести мониторинг законодательства о государственной сертификации качества продукции животного происхождения и выпустить методические рекомендации для субъектов и объектов государственной сертификации качества продукции животного происхождения по ее проведению.
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В современной России, в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, признается основополагающее значение охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества. Законодательно закреплена ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации. Только государство устанавливает правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. В его деятельности в качестве приоритетов определены защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.
Государственная политика в области охраны здоровья населения основывается на ряде принципов и подразделяет несколько важнейших направлений. Среди основных принципов охраны здоровья граждан следует выделить:
Данные принципы лежат в основе одного из направлений деятельности органов власти – государственной сертификации продукции животного происхождения.
То есть государственная сертификация продукции животного происхождения является одним из важнейших направлений реализации государственной политики в сфере защиты здоровья населения.
Процедура государственной сертификации продукции животного происхождения регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов Российской Федерации международных договоров. Кроме того, действует целый рад подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру сертификации продукции животного происхождения.
Анализ практики организации государственной сертификации продукции животного происхождения, проведенный на примере ОО «Равис» позволил выявить ряд проблем.
Во-первых, широкий круг нормативно-правовых актов, в том числе приказов различных министерств и ведомств, приводит к различному толкованию отдельных процедур сертификации.
В связи с этим необходимо
провести мониторинг законодательства
о государственной сертификации
качества продукции животного
Во-вторых, в настоящее время при проведении государственной сертификации законодательно закреплен метод гистологического анализа только в отношении мясного сырья. При этом мясопродукты, которое получили в настоящее время на рынке широкое распространение он в Российской Федерации не применяется, в отличие от сложившейся мировой практики.
Для решения данной проблемы представляется целесообразным узаконить применение метода гистологического анализа не только по отношению к мясному сырью, но и мясопродуктам, в том числе и куриного мяса.
В-третьих, Госветинспекция и Центр Госсанэпиднадзора Челябинской области никак не могут прийти к консенсусу по поводу сертификации мяса и мясной продукции. Первая считает, что согласно Федеральному закону «О ветеринарии» для такого товара требуется только ветеринарный сертификат. Вторая руководствуется «своими» законами: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов». А посему обязует поставщиков и производителей мясной продукции получать еще гигиенические сертификаты.
Для решения данной проблемы необходимо законодательно закрепить единые требования при получения сертификата на мясо и мясную продукцию, а также подписать Соглашение по этому вопросу между Госветинспекцией и Центром Госсанэпиднадзора Челябинской области.
Также можно порекомендовать сформировать Единые методические рекомендации по проведению сертификации продукции животного происхождения.
Размещено на Allbest.ru