Оценка ассортимента качества шоколада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Шоколад – это кондитерское изделие, изготовленное из какао продуктов и сахара. Для его выработки могут также использоваться растёртые и измельчённые ядра орехов, сухое молоко, сухие сливки, сухие фрукты и другие добавки. Шоколад является высококалорийным изделием длительного срока хранения, он отличается высокой пищевой и энергетической ценностью, особым вкусом и ароматом. Шоколад легко усваивается организмом человеком. Алкалоиды – теобромин и кофеин – оказывают возбуждающее действие, снижают усталость, повышают работоспособность.
Во всем мире шоколад давно относиться к товарам повседневного потребления. В Республике Беларусь до сих пор сохранилось отношение к шоколаду как к празднику, отдыху, наслаждению. Спрос на него свидетельствует об экономической ситуации в стране. Если рынок шоколада растёт, значит, доходы людей увеличиваются, и у них появляется возможность покупать не только товары первой необходимости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШОКОЛАДА
1.1 Потребительские свойства шоколада
1.2 Классификация и современный ассортимент шоколада
1.3 Формирование качества шоколада в процессе производства
1.4 Пути совершенствования ассортимента и качества шоколада
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ШОКОЛАДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ рынка шоколада в Республике Беларусь
2.2 Анализ ассортимента шоколада, реализуемого магазином «Ассорти»
2.3 Объекты и методы исследования шоколада
2.4 Оценка качества по органолептическим показателям
2.5 Определение уровня качества шоколада
2.5.1 Разработка балльной шкалы для определения уровня качества шоколада
2.5.2 Уровень качества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ_1.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

Примечание: Источник : [7, 8].

В качестве показателей радиационной безопасности пищевых продуктов устанавливаются предельно допустимые концентрации радиоактивных изотопов кобальта и стронция, а также радионуклидов.

Санитарно – гигиеническая безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при биоповреждениях шоколада, В продуктах иногда накапливаются токсичные вещества при поражении плесенью, сальмонеллой, стафилококком и др., которые вызывают отравления человека. Также недопустимо повреждение шоколада различными насекомыми, грызунами и птицами.

Микробиологические показатели качества шоколада, указанные в Санитарных правилах и нормах СанПиН от 09.06.2009 № 63, представлены в таблице 1.6.

Таблица 1.6 - Микробиологические показатели качества шоколада

Группа продуктов

КМАФАнМ КОЕ/г, не более

Масса продукта, г, в которой не допускается

Дрожжи, КОЕ/г, не более

Плесени, КОЕ/г, не более

БГКП (колиформы)

Патогенные, в т.ч. сальмонеллы

Шоколад обыкновенный и десертный без добавлений

1х104

0,1

25

50

50

Обыкновенный и десертный с добавлениями

5х104

0,1

25

50

100

С начинками

5х104

0,1

25

50

100


Примечание: Источник [8].

Говоря о безопасности шоколада, необходимо особое внимание уделить пищевым добавкам. В нашей стране при производстве шоколада можно использовать добавки, указанные в Санитарных правилах и нормах СанПиН 13-10 РБ 2002 «Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых добавок и их применению».

С безопасностью шоколада тесно связана фальсификация. Различают ассортиментную, качественную, количественную и информационную фальсификацию.

Ассортиментная фальсификация может проводится путём подмены одного вида шоколада другим. Довольно часто вместо десертного шоколада продают обыкновенный.

Качественная фальсификация – это нарушение рецептуры при производстве (снижение доли какао – масла и тёртого какао за счёт введения повышенного количества сухого и сгущённого молока, сливок, изюма и т.п.), введение чужеродных добавок, антиокислителей, консервантов, красителей. Для увеличения массы шоколада в него могут вводить повышенное содержание воды и сахара.

Количественная фальсификация шоколада – это обман потребителя за счёт значительных отклонений массы, превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

Информационная фальсификация – это обман потребителя с помощью неточной или искажённой информации о шоколаде [15,c.26-27].

Таким образом, процесс производства шоколада – это длительный и сложный процесс, в результате которого потребитель должен получить вкусный и качественный продукт.

1.4 Пути совершенствования  ассортимента и качества шоколада

В настоящее время крупные производители стремятся предоставить потребителю что-то нестандартное, необычное, поскольку качество у всех примерно одинаковое, стараются очаровать потребителя новой упаковкой, новым имиджем брэнда.

Заставить потребителя попробовать можно, но уговорить его остаться приверженцем продукции достаточно сложно. Нужно производить качественный и интересный продукт, соответствующий запросам покупателя, которые он возлагает на импульсный товар. А для дальнейшего продвижения определяющую роль играет качество.

Основными направлениями в разработке новых видов кондитерских изделий являются совершенствование ассортимента товаров для детского и диетического питания, увеличение количества белка, снижение содержания углеводов, и в первую очередь сахаров, а так же выпуск витаминизированных сахарных кондитерских изделий. В связи с тем, что белок является не только полноценным, но и дефицитным компонентом продуктов питания, на современном этапе ведется изыскание новых видов белково-содержащего сырья, которое может быть успешно использовано в производстве кондитерских изделий.

Изделия для детей необходимо изготавливать из натурального высококачественною сырья, не содержащего консервантов, гидрированных жиров, спирта, кофе, искусственных красителей и ароматических веществ. В рецептуру этих изделий вводить такие биологически полноценные продукты, как молоко, сливочное масло, фрукты и ягоды, орехи; содержание какао-продуктов ограничивать из-за наличия в них теобромина и кофеина.

К витаминизированным относят изделия, обогащенные в процессе приготовления витаминами, полученными синтетически, либо естественными витаминными препаратами в виде порошка или пюре шиповника, хвойного экстракта, дрожжей и др. Все виды витаминизированных изделий вырабатывают по утвержденным рецептурам и технологическим схемам. Витамины вводятся по возможности на такой стадии производства, чтобы исключить неблагоприятное воздействие на них высокой температуры. Чаще всего для витаминизации используют витамины С и B (как требующиеся в наибольших количествах), в некоторые изделия вводят также витамины В2, РР, Е, A, D и др.

Для повышения биологической ценности изделий используют также такое ценное сырье, как плоды и овощи. С целью сохранения белка, витаминов, ферментов и других биологически-активных веществ изыскиваются также новые технологические процессы производства кондитерских изделий. [16]

Изделия с повышенным содержанием фосфатидов также относят к группе диетических продуктов, которые рекомендуются для питания лиц среднего и пожилого возраста и детей. Фосфатиды принимают участие в жировом обмене, препятствуют развитию атеросклероза, а фосфатид лецитин благоприятно действует на рост и развитие молодого организма. С добавлением фосфатидов необходимо вырабатывать диетические сорта шоколада.

В связи с этим в последние годы большое внимание уделяется созданию подсластителей. Главная трудность при использовании большинства подсластителей в кондитерской промышленности - высокая интенсивность их сладких веществ, превышающих сладость сахарозы в сотни раз, и обусловлено этим отсутствие весового объёма, замещающего эквивалентный объём сахара. Кроме того, во многих кондитерских изделиях сахар-структурообразующий компонент. Поэтому в качестве сахарозаменителей в кондитерском производстве чаще всего используют сорбит, ксилит, фруктозу, сладость которых близка данному показателю сахара. Исследованиями последних лет выявлены токсичные свойства ксилита и сорбита, из-за этого предпочтительнее применение фруктозы - натурального заменителя сахара. При обмене веществ в организме человека фруктоза наряду с сахарозой является источником энергии. По калорийности равная сахарозе. Она эффективно усваивается, и её могут употреблять диабетики в качестве ежедневного компонента пищи.

Одна из особенностей рынка шоколада — он постоянно требует новинок.

Крупные производители стремятся представить что-то нестандартное, необычное, поскольку качество у всех примерно одинаковое, стараются очаровать потребителя новой упаковкой, новым имиджем брэнда. Упаковка и позиционирование шоколадной продукции играет значительную роль, и 50% успеха продаж зависит именно от упаковки шоколада. Упаковка помогает бренду не затеряться на полке, служит способом его идентификации, а, следовательно, способствует повышению лояльности потребителя к тому или иному бренду.

Очень важно, чтобы на рынке все время появлялись новинки. Это относится и к новым маркам, и к новым видам упаковки, и, конечно, к созданию принципиально новых продуктов. Необходимо регулярное обновление дизайна и модернизация уже ставшихпопулярными продуктов. Одно из основных условий успеха брэнда — это рекламная поддержка, и, она должна включать как телевизионную, печатную рекламу так и наглядные дисплеи, промо-акции в местах торговли.

Ассортимент кондитерских изделий расширяется за счет внедрения прогрессивных технологий, приобретения современного упаковочного оборудования.

Как сообщает интернет-агентство «Минск новости», фабрика Коммунарка отправила в Соединенные Штаты Америки отправлено 20 тонн сладостей, в том числе и новинки предприятия - наборы фигурного шоколада, конфеты «Созвездие», изготовленные на основе меда и орехов, «Воздушный поцелуй» с добавлением какао.

За последнее полугодие на фабрике освоено более 30 видов новой продукции. Ассортимент кондитерских изделий расширяется за счет внедрения прогрессивных технологий: недавно предприятие приобрело современное упаковочной оборудование. Значительная часть изделий «Коммунарки» отправляется на экспорт - в Россию, Чехию, Латвию, Монголию. А теперь уже и в Америку [21].

Но не только Белорусские производители стремятся улучшить и разнообразить шоколадную продукцию а и зарубежные тоже, вот например один из крупнейших австрийских производителей шоколада разработал технологию изготовления новой разновидности этого деликатеса. Теперь на мировом рынке появится шоколад, в котором основным компонентом будет верблюжье молоко.

Австрийские производители шоколада заключили контракт с одной из арабских верблюжьих ферм на поставку молока для производства нового сладкого деликатеса. Верблюжье молоко – прекрасная альтернатива коровьему, так как оно содержит меньше жира и сахара. Поэтому специалисты в процессе изготовления продукта могут использовать дополнительные сладкие добавки, в том числе и мед, получая в результате вкусный высококачественный деликатес.

Российская фабрика «Русский шоколад» придумал оригинальное решение – производство розового шоколада. В белый молочный шоколад добавляется натуральный йогурт и ароматная клубника. Лёгкий, воздушный, натуральный коктейль из фруктов, йогурта и шоколада – замечательное и интересное решение, которое, несомненно понравится покупателям[ 21].

Второй пример от того же «Русского шоколада» - образец выхода на принципиально новую целевую группу – шоколад для мужчин «Полярная экспедиция». Это пример привлечения новацией потребителей к уже известным продуктам.

Развивающиеся розничные сети несут новые стандарты торговли и обслуживания, в частности обязательную фасовку продукции. Развитие розничной торговли, и особенно крупных сетей магазинов, работающих в формате самообслуживания, приводит к тому, что продажи упакованной продукции начинают преобладать над развесной. Успех того или иного продукта и компании-производителя определяться в первую очередь наличием известного брэнда и качеством упаковки. Супермаркеты и сети "магазинов у дома" — это именно те каналы распределения, через которые продается основная масса шоколадных изделий большинства производителей. На сети приходится все больший объем торгового оборота. Кроме того, они хороши тем, что в них лучше соблюдаются условия хранения, а шоколад - товар капризный, не любит резких перепадов температуры. Вполне возможно, что в будущем весь шоколад будет продаваться через торговые сети, пока же сладкая продукция представлена в организованных и неорганизованных форматах. При этом надо отметить, что чем дороже продукция, тем больше ее продаж приходится на супер- и минимаркеты, дешевая в основном продается на открытых рынках. Еще одной важной особенностью торговли шоколадом является ее сезонность. Пик сезонности приходится на холодное время года, накануне таких праздников, как Новый год, Рождество, День влюбленных, 8 Марта. Пик продаж также наблюдается в последнем квартале года. В этот момент продается до 50% годового объема шоколада. Летом показатели резко падают. Во-первых, не все магазины оборудованы системой кондиционирования, во-вторых (это касается региональных клиентов), транспортировка рефрижераторами летом обходится достаточно дорого, особенно когда речь идет о небольших партиях. В сезон шоколадную продукцию можно увидеть практически во всех магазинах, ларьках и на рынках. Однако на постоянной основе она всегда есть в супермаркетах и специализированных магазинах, которые присутствуют во всех крупных городах.

Для рынка изделий из шоколада рекламная поддержка в целом очень важна. Но формы ее, в зависимости от ценового сегмента и целевых групп, на которые ориентирована та или иная марка, разумеется, должны быть совершенно различны. Так, для массовых сегментов и продуктов импульсного спроса (таких как шоколадные плитки, недорогие наборы конфет) особенно эффективна реклама в СМИ в национальном масштабе на телевидении. Целесообразно проведение периодических программ стимулирования, направленных на покупателя. Для продуктов сегмента premium поддержка должна носить более утонченный, деликатный и ненавязчивый характер — спонсирование культурных, спортивных и иных мероприятий, организация локальных презентаций, проведение фестивалей и другие подобные мероприятия. [17]

Отечественные шоколадные бренды порой слишком уповают на традиции. Но уровень, закреплённый традицией нужно постоянно подтверждать и повышать.

Основные направления расширения ассортимента шоколада - увеличение количества сортов и сортовых сочетаний, форм фасовки и наполнителей. Новинки востребованы на любом рынке, и рынок шоколада не исключение.

Оригинальность новой продукции, а в частности, упаковки может также позволить расширить ассортимент шоколада. Можно оформлять упаковку в зависимости от праздников («Новый год», «8 марта», «23 февраля»).

Все интересные новинки могут позволить новым производителям найти себе место на отечественном рынке шоколада.

 


2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА  И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ШОКОЛАДА.

2.1 Анализ рынка  шоколада Республики Беларусь

Беларусь не относится к крупнейшим производителям и потребителям шоколада. На каждого жителя нашей страны приходится приблизительно 1,3 кг шоколада в год, в то время, как, например, на швейцарца – 9,4 кг, на немца – 8,6 кг.

Кондитерская отрасль Республики Беларусь состоит из семи специализированных предприятий республиканского подчинения (концерн “Белгоспищепром”) и семи предприятий и цехов коммунальной собственности. Еще семь предприятий принадлежит частным или иностранным собственникам. Предприятия кондитерской отрасли республики выпускают практически весь ассортимент изделий из шоколада от шоколадной пасты до шоколадной плитки. Предприятия, выпускающие шоколадную продукцию: ОАО «Спартак», ОАО «Коммунарка», СП ОАО «Ивкон», ОАО «Красный мозырянин», ОАО «Красный пищевик», «Викос – продукты питания», «Михаэлла», «Евровита», СООО «Первая шоколадная компания».

Две трети белорусского шоколадного рынка на шестёрку крупнейших компаний: три международные - «Kraft Food», «Mars», «Nestle» и две отечественные - «Коммунарка», «Спартак» и «Первая шоколадная компания», прочим остаются чуть меньше трети.

Основными производителями шоколадных изделий в Беларуси являются ОАО “Коммунарка” г. Минск, ОАО “Спартак” г. Гомель и СООО «Первая шоколадная компания» г.Брест. Ими выпускаются практически все виды шоколада и шоколадных изделий.

Информация о работе Оценка ассортимента качества шоколада