Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:10, курсовая работа
Шоколад – это кондитерское изделие, изготовленное из какао продуктов и сахара. Для его выработки могут также использоваться растёртые и измельчённые ядра орехов, сухое молоко, сухие сливки, сухие фрукты и другие добавки. Шоколад является высококалорийным изделием длительного срока хранения, он отличается высокой пищевой и энергетической ценностью, особым вкусом и ароматом. Шоколад легко усваивается организмом человеком. Алкалоиды – теобромин и кофеин – оказывают возбуждающее действие, снижают усталость, повышают работоспособность.
Во всем мире шоколад давно относиться к товарам повседневного потребления. В Республике Беларусь до сих пор сохранилось отношение к шоколаду как к празднику, отдыху, наслаждению. Спрос на него свидетельствует об экономической ситуации в стране. Если рынок шоколада растёт, значит, доходы людей увеличиваются, и у них появляется возможность покупать не только товары первой необходимости.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШОКОЛАДА
1.1 Потребительские свойства шоколада
1.2 Классификация и современный ассортимент шоколада
1.3 Формирование качества шоколада в процессе производства
1.4 Пути совершенствования ассортимента и качества шоколада
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ШОКОЛАДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ рынка шоколада в Республике Беларусь
2.2 Анализ ассортимента шоколада, реализуемого магазином «Ассорти»
2.3 Объекты и методы исследования шоколада
2.4 Оценка качества по органолептическим показателям
2.5 Определение уровня качества шоколада
2.5.1 Разработка балльной шкалы для определения уровня качества шоколада
2.5.2 Уровень качества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Структура рынка шоколадных изделий предполагает разделение, как минимум на три ценовых сегмента – низкий, средний и премиум. К первым двум относится продукция с невысокой стоимостью, доступная для широкой потребительской аудитории. Премиальные кондитерские изделия отличаются высоким качеством и экзотическими добавками, а потому и цена у них более высокая.
В Беларуси основной упор делается на производство продукции, доступной для широкой потребительской аудитории. Продукты класса премиум, к сожалению, представлены не широким ассортиментом.
Производство кондитерских изделий в республике увеличивается ежегодно. Объём производства кондитерской продукции за 2007-2009 гг. представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Производство кондитерских изделий за 2007-2009 гг. в Республике Беларусь.
Продукция |
Годы | ||
2007 |
2008 |
2009 | |
Кол-во тонн |
Кол-во тонн |
Кол-во тонн | |
Кондитерские изделия |
127,4 |
137,4 |
139,2 |
Примечание: Источник: [1, с.352].
Исходя из таблицы 2.1 видно, что производство кондитерских изделий в 2008 г. увеличилось на 10 т по сравнению с 2007 г, а в 2009 г – увеличилось на 1,8 т по сравнению с 2008г.
С каждым годом реализация кондитерской продукции в нашей стране также незначительно увеличивается. Объём продаж кондитерских изделий торговыми организациями республики Беларусь за 2007-2010 гг. приведён в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Продажа кондитерских изделий торговыми организациями Республики Беларусь за 2007-2010 гг.
Продукция |
Годы | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Кол-во тонн |
Кол-во тонн |
Кол-во тонн |
Кол-во тонн | |
Кондите-рские изделия |
139 |
146 |
151 |
170 |
Примечание: Источник [2, с.6].
Анализируя таблицу 2.2 можно сделать вывод, что реализация кондитерских изделий в 2007-2010 гг увеличивалась по сравнению с предыдущим годом: в 2008 г на 7 т, в 2009 г на 5 т, в 2010 на 19 т.
Товарооборот кондитерских изделий по «Белкоопсоюзу» за 2007-2009 гг. приведён в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Товарооборот кондитерских изделий по «Белкоопсоюзу» за 2007-2009 гг.
Продукция |
Белкооп- союз |
В том числе облпотребсоюз | |||||
Брестск. область |
Витебск. область |
Гом. область |
Гродн. область |
Минск. область |
Могилёв. область | ||
Кондитерские изделия |
2007 год | ||||||
169886,2 |
32308,0 |
26506,9 |
29969,0 |
19948,5 |
36893,0 |
22936,2 | |
2008 год | |||||||
235942,3 |
44640,0 |
36753,6 |
40443,5 |
28971,6 |
52199,0 |
31636,1 | |
422861,9 |
67460,0 |
72499,6 |
82764,1 |
64558,4 |
61101,9 |
74477,5 |
Примечание: Источник - [3].
Из таблицы 2. 3 видно, что товарооборот по Белкоопсоюзу за 2009 год увеличился почти в 2,5 раза, чем в 2007 году и почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом.
Наибольшим спросом (60,7 %) среди любителей шоколада пользуется молочный. На втором месте горький шоколад (42,3%) и наименьшим спросом пользуется белый шоколад (13,6 %).
Не стоит забывать, что в шоколадной плитке не последнюю роль играет начинка. Самый популярный шоколад с фундуком (61,8 %), далее шоколад без начинки (38,8 %), замыкает тройку потребительских предпочтений шоколад с миндалём (32,6 %)[ 21 ].
Во многом от торговой марки шоколада, способов его изготовления, продвижения и позиционирования зависит, какое место он сможет занять в сердцах потребителей.
Лидерами продаж в нашей стране, к сожалению, являются зарубежные бренды «Nestle» и «Alpen Gold». Активные рекламные компании, проведённые этими брендами, помогли им занять верхние позиции рейтинга. Отечественные «Спартак», «Коммунарка» и «Ideal» пока отстают от зарубежных брендов в продажах, на качество продукции у них нисколько не хуже, а иногда даже лучше известных брендов.
На сегодняшний день потребление шоколадных изделий на душу населения в Беларуси остается одним из самых низких в Европе. Однако в течение последних нескольких лет оно быстро и довольно стабильно растет, и, по оценке большинства участников рынка, в ближайшие несколько лет высокие темпы роста сохранятся. Наиболее важная тенденция последних лет — рост потребления шоколадных изделий класса remium и super premium (значительно опережающий рост потребления в целом) и снижение потребления дешевой продукции низкого качества.
2.2 Анализ ассортимента шоколада, реализуемого в магазине «Ассорти»
Магазин «Ассорти» расположен по адресу: г. Гомель, ул. Б.Царикова,1.
В магазине «Ассорти» реализуется шоколад отечественных и импортных производителей.
Белорусский шоколад представлен следующим ассортиментом:
-кондитерская фабрика «Коммунарка»: шоколад без начинки («Коммунарка молочный» 50, 20 г, «Красная шапочка» 100 г, «Горький охлаждающий» 20, 50, 100 г, «Горький с тёртым миндалём 100, «Мишка на поляне» 100 г, «Любимая Алёнка» 20, 50, 100 г, «Коммунарка классический» 100 г); шоколад с начинкой («Столичный» 100 г, «для Вас» 100 г, «Беловежская пуща» 100г);
- кондитерская фабрика «Спартак»: шоколад без начинки - горький («Горький элитный 90%» 100 г, «Горький элитный 72%» 100 г, «Горький элитный 59%» 20, 50, 100 г, «Guarana Energy», 100 г, «Люкс», 20, 50, 100 г); десертный(«Детский» 20, 50, 100 г, «Весёлые ребята» 20, 50, 100 г , «Алёнка» 20, 50, 100 г); молочный («Молочный» 20, 50, 100 г); пористый («Пористый горький элитный 72%» 80 г, «Пористый с коньяком» 75 г, «Пористый кофе с молоком» 80 г, «Пористый молочный» 75 г, «Пористый молочно-ореховый» 80 г, «Пористый с ромом» 80 г, «Пористый Спартак» 75 г); шоколад с крупными добавками («Спартак с арахисом» 100 г, «Спартак с цельным фундуком» 100 г, «Спартак с изюмом»100 г, «Спартак с кешью»100 г, «Спартак с цельным миндалём»100 г); шоколад сувенирный («Горький 59%», 500, 1000 г, «Горький 572%», 500, 1000 г, «Горький 90%», 500, 1000 г);
-кондитерская
фабрика «Первая шоколадная
Российский шоколад представлен следующим ассортиментом:
- компания «Nestle»: молочный шоколад с клубничной начинкой «Nesquik» 100 г, молочный шоколад с молочной начинкой «Nesquik» 100 г, молочный шоколад «Nestle» 100 г, «Молочный шоколад с лесными орехами» «Nestle» 100 г, «Молочный шоколад с миндалём и изюмом» «Nestle» 100 г, «Молочный и белый шоколад» «Nestle» 100 г, «Молочный шоколад с начинкой со вкусом йогурта и черники» «Nestle» 100 г;
- кондитерская фабрика «Русский шоколад»: шоколад без начинки («Молочный пористый шоколад» 100 г, «Элитный горький пористый шоколад» 100 г, «Черный пористый шоколад» 100 г, «Белый пористый шоколад» 100 г, «Пористый шоколад «Кофе со сливками» 100 г);
- компания "Крафт Фудс": шоколад без начинки («Alpen Gold «Два шоколада», «Alpen Gold «Фундук», «Alpen Gold «Фундук и Изюм», «Alpen Gold «Молочный шоколад»,«Alpen Gold «Арахис и кукурузные хлопья», «Воздущный тёмный», «Воздушный молочный», «Воздушный белый»), шоколад с начинкой («Alpen Gold «Черника с йогуртом», «Alpen Gold «Клубника с йогуртом»).
- компания «Марс»: шоколад без начинки («Dove «Молочный шоколад с инжиром» 100 г, «Dove «Молочный шоколад с грецким орехом и грильяжем» 100 г, «Dove «Горький шоколад с фундуком» 100 г, «Dove «Молочный шоколад» 100 г, «Dove «Молочный шоколад с изюмом и фундуком» 100 г, «Dove «Молочный шоколад с цельным фундуком».
Лидерами продаж в магазине «Ассорти» являются шоколад «Детский», «Весёлые ребята», «Алёнка» производства ОАО «Спартак» и «Любимая Алёнка», », «Элитный горький» производства ОАО «Коммунарка».
В таблице 2.4 представлен анализ продаж наиболее популярных марок шоколада за 2008-2010 гг.
Таблица 2.4 – Анализ продаж популярных марок шоколада за 2008-2010 гг. в магазине «Ассорти»
Наименование шоколада |
Годы | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Кол-во, т. |
Кол-во, т. |
Кол-во, т. | |
«Детский» |
0,9 |
0,9 |
0,7 |
«Веселые ребята» |
1,0 |
1,0 |
0,8 |
«Аленка» |
1,3 |
1,1 |
1,1 |
«Элитный горький» |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
«Любимая Аленка» |
2,1 |
2,1 |
2,0 |
Примечание: Источник – собственная разработка.
Из данной таблицы видно, что наибольшей популярностью у горожан г. Гомеля пользуется шоколад «Элитный горький». За последние 3 года его потребление остается достаточно стабильным и колеблется в интервале 2,3-2,4 т. Меньше всего пользуются спросом шоколад «Детский» и «Веселые ребята», за последние 3 года спрос на данные виды снизился почти на 20%.
Если говорить о производителях, то лидерами продаж являются зарубежные компании «Nestle» и "Крафт Фудс". Их бренды «Alpen Gold» и «Nestle» являются самыми востребованными у покупателей.
Анализ продаж шоколада в магазине «Ассорти» по производителям за 2008-2010 гг. приведён в таблице 2.5 .
Таблица 2.5 – Анализ продаж шоколада по производителям за 2008-2010 гг. в магазине «Ассорти»
Наименование производителя |
Годы | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Кол-во, т. |
Кол-во, т. |
Кол-во, т. | |
Компания «Крафт Фудс», Россия |
6,8 |
6,7 |
6,6 |
Компания «Nestle», Россия |
6,2 |
6,0 |
5,8 |
«Спартак», Беларусь |
5,9 |
5,7 |
5,3 |
«Коммунарка», Беларусь |
5,5 |
5,3 |
5,0 |
Примечание: Источник – собственная разработка.
Из данной таблицы видно, что наибольшей популярностью у горожан г. Гомеля пользуется шоколад «Alpen Gold» от компании "Крафт Фудс», его продажи колеблются от 6,6 до 6,8 т в год.
Если анализировать продажи по видам шоколада, то лидером является молочный шоколад, на втором месте – горький, белый шоколад пользуется наименьшим спросом.
Анализ продаж по видам за 2008-2010 гг приведён в таблице 2.6 .
Таблица 2.6 – Анализ продаж шоколада по видам за 2008-2010 гг. в магазине «Ассорти».
Вид шоколада |
Годы | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Кол-во, т. |
Кол-во, т. |
Кол-во, т. | |
Молочный |
10,8 |
10,3 |
9,9 |
Горький |
8,3 |
8,1 |
8,5 |
Белый |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
Примечание: Источник – собственная разработка.
Из данной таблицы видно, что самый популярный – молочный шоколад, хотя горький тоже активно покупают, а в 2010 году его продажи выросли по сравнению с предыдущими годами.
ассортимент качество шоколад
2.3 Объекты и методы исследования шоколада
Наиболее часто в торговой практике и на предприятиях — изготовителях применяют органолептический и измерительный методы определения и анализа показателей качества.
Органолептический и измерительный методы предусматривают оценку качества партии шоколада, по пробам или образцам, отобранным из однородной партии. При поступлении шоколада большими партиями невозможно проанализировать каждую единицу упаковки, для этого из партии отбирают небольшую ее часть, называемую средней или объединенной пробой.
Под однородной партией понимают определенное количество шоколада одного вида, наименования, выработанных на одном предприятии в течение одной смены, оформленных одним документом о качестве и доставленных одним транспортным средством. Размеры проб (образцов), как правило, зависят от размера партии. Полученные результаты оценки качества отобранной пробы распространяются на всю однородную продукцию. Поэтому важнейшее требование при отборе — представительность и достаточность пробы.
При органолептическом методе оценка качества шоколада осуществляется с помощью органов чувств человека: зрения, обоняния, вкуса, осязания, слуха. При оценке качества шоколада этот метод имеет преимущественное значение.
Измерительные методы применяются в торговой практике в том случае, когда партия шоколада при приемке не соответствует требованиям стандарта по органолептическим показателям. Они обязательно применяются при сертификации.
Измерительные методы исследования качества применяют в лабораториях с помощью различных средств измерения. Эти исследования дают более широкое представление о качестве товара, его химическом составе, безопасности. Они отличаются точностью, поскольку результаты исследования выражают в определенных единицах измерения.
Оценку качества шоколада следует проводить в определённой последовательности. Сначала определяют состояние маркировки и упаковки. Внешний вид шоколада определяют также в числе первых показателей качества. Затем последовательно определяют консистенцию, структуру, запах и вкус.
Хранение шоколада производится в магазине «Ассорти» – на складе, с соблюдением правил указанных на упаковке.
Все образцы упакованы в фольгу и художественно оформленную этикетку. Видимые повреждения на упаковке отсутствуют. Упаковка соответствует требованиям ГОСТ 6534-89 Шоколад. Общие технические условия.