Определение, разработка и требование к Политике в области качества СМК и СЭМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 06:38, контрольная работа

Описание работы

Наличие в организации системы менеджмента качества, созданной в соответствии с требованиями стандартов ИСО семейства 9000, является лицом организации, гарантом качества ее продукции, свидетельствует о высоком уровне культуры производства. Именно с такими организациями хотят иметь дело заказчики и инвесторы. Именно такие организации являются конкурентоспособными. Система менеджмента качества рассматривается как гарантия того, что изготовитель способен выполнить требования контракта (договора) и обеспечить нормируемое качество продукции (услуг).

Содержание работы

Введение

Теоретические основы СМУ и СЭМ

Определение в области качества СМК

Определение в области качества СЭМ

2. Разработка и требования к Политике в области качества

2.1. СМК

2.2. СЭМ

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Черевханов. Управление документацией СМК и СЭМ. Контрольная..doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Понятно, что практически любое  предприятие создается с целью  получения прибыли за счет производства и/или реализации каких-либо видов продукции (услуг). Это миссия предприятия. Приступая к внедрению системы менеджмента, высшее руководство должно принять решение о том, какая часть этой бизнес-деятельности будет являться основополагающей для формирования области ее действия. Это может быть, например, один из нескольких видов бизнес-деятельности или производство отдельного вида продукции.

Определение области действия СЭМ  предприятия начинается с момента  идентификации объектов (экологических  аспектов) деятельности (миссии, бизнес-деятельности), выбранной высшим руководством, и служит основой для определения субъектов области действия СЭМ, т. е. тех элементов системы, на которые она будет распространяться.

Процесс определения области действия СЭМ можно разделить на шесть  этапов.

1. Идентификация экологических  аспектов деятельности предприятия и определение их воздействий на окружающую природную среду.

2. Анализ идентифицированных экологических  аспектов, необходимый для определения  существенности аспектов и/или  их воздействий (в зависимости  от выбранной методики ранжирования).

3. Определение того, существуют ли на сегодняшний день способы контроля и управления данными аспектами и их воздействиями.

И, следовательно, какие подразделения, ответственные лица и другие субъекты деятельности предприятия могут  влиять, контролировать или управлять ими.

4. Определение области применения  стандарта ISO 14001:2004.

В соответствии с требованиями раздела 1, данный стандарт «…применим к тем  экологическим аспектам, которые  организация определяет как аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять». Другими словами, может возникнуть ситуация, когда существуют экологические аспекты, на которые организация не может влиять, например, их управление осуществляет другая организация.

Это значит, что управление данными  аспектами не может происходить так, как это требуется в стандарте ISO 14001:2004. И соответственно действие стандарта также не может распространяться на те работы, операции, оборудование и т. д., в результате которых возникли данные аспекты.

5. Определение границ области действия СЭМ.

Согласно требованиям  стандарта ISO 14001:2004: «Организация обладает свободой и гибкостью в определении границ и может внедрить требования данного международного стандарта для всей организации или в ее определенных функциональных подразделениях…

Определение области  действия призвано прояснить границы  организации, к которым применяется система экологического менеджмента…» и Руководящим указаниям ISO 14004:2004 пп. 4.1.3: «Высшее руководство обязано определить область действия системы экологического менеджмента организации. Это значит, что высшее руководство должно определить границы организации, в которых будет применяться система экологического менеджмента».

Таким образом, первый руководитель предприятия устанавливает границы  области действия СЭМ. Граница может  проходить по основным видам бизнес-деятельности, продукции и производственным площадкам. Этот выбор должен быть основан на:

- оценке существенности экологических аспектов;

- возможности применения требований стандарта ISO 14001:2004;

- требованиях заинтересованных сторон.

Другими словами, в силу вышеописанных причин первоначально планируемая область действия может быть либо расширена, либо сужена.

6. Определение субъектов  области действия СЭМ.

Согласно требованиям  стандарта ISO 14001:2004 : «После определения области действия все виды деятельности, продукция и услуги организации, входящие в область действия, должны быть включены в систему экологического менеджмента». Иными словами, все субъекты (подразделения, продукция, работы, оборудование и т. п.), которые характеризуют или влияют на образование, контроль и управление объектами (экологическими аспектами), находящимися внутри определенных высшим руководством границ, должны войти в область действия СЭМ.

Также это означает, что в область действия системы могут входить отдельные виды деятельности (продукция, оборудование и т. п.) других заинтересованных сторон (подрядчиков, потребителей и т. д.). Например, если предприятие может контролировать аспекты подрядчиков при захоронении промышленных отходов на полигоне, ему не принадлежащем, то область действия СЭМ может распространяться на отдельные работы данной подрядной организации.

На рисунке представлена граница деятельности предприятия  и область действия СЭМ, которая на данном этапе своего развития частично затрагивает экологические аспекты заинтересованных сторон, контролируемые и управляемые данным предприятием. Из рисунка также видно, что постоянное улучшение системы возможно за счет расширения границ области ее действия, а значит, и степени влияния предприятия не только на последствия своей деятельности, но и деятельности других заинтересованных сторон на окружающую природную среду.

 

2. Разработка и требования  к Политике в области качества

 

2.1. СМК

 

 

 

 Любая организация функционирует в  соответствии с целью или системой целей, определяющих направление ее деятельности. Основная цель, ради достижения которой создается организация, называется миссией. Она имеет комплексный характер и включает как внешние, так и внутренние ориентиры деятельности организации, природу этой деятельности, причину существования. Характер миссии определяется такими факторами, как история организации, ее культура и структура, качество руководства. Цели (в отличие от миссии) выражают конкретные направления деятельности организации. Новая философия качества – это стратегическое решение для всей организации. Ключевые моменты этой философии должны, найти отражение в какой - либо системе целей. В современных условиях такая система целей составляет основное содержание политики в области качества. По ГОСТ Р ИСО 9000–2001, такая политика – это общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством организации. Необходимо отметить, что основные цели в соответствии с политикой качества дополняются другими целями (например, охрана труда, капитальное строительство, программа социальной поддержки и др.).

Политика в области  качества – это небольшой по объему документ, в котором в виде смысловых  тезисов в доступной всем сотрудникам  организации форме отражаются концептуальные основы философии качества организации. Перед разработчиками документа встает сложная задача – сформулировать цели таким образом, чтобы сотрудник мог ясно представлять не только суть новых стратегических рубежей деятельности руководства в области качества, но и реальность достижения этих целей, возможность их оценки. Содержание политики в области качества немаловажно и для заказчиков, проводящих оценку деятельности организации как поставщика.

Политика не только определяет цели в области качества для всех сотрудников организации, но и должна продемонстрировать следование этим целям самого высшего руководства организации. В тексте документа, раскрывающего политику в области качества, обязательно должны быть указаны прямые обязательства высшего руководства организации (например, о том, что оно в своей деятельности следует определенным принципам, соответствующим духу новой философии качества). Документальное оформление политики в области качества – необходимое подтверждение ответственности высшего руководства, его стратегии, направленной на повышение культуры производства и качества выпускаемой продукции (услуг). 
      Текст документа, в котором сформулирована политика в области качества, не должен быть излишне детализирован и перегружен смысловыми повторами. Оптимальное количество смысловых тезисов – от 5 до 15. При их формулировании следует исключить декларативные заявления типа: поддерживать, достигать, стремиться к постоянному улучшению качества, улучшать качество своей работы и т. д. Связь политики качества с правовой регламентацией конкретных вопросов должна быть отражена в корректной форме. В организациях часто расплывчато толкуется термин «высшее руководство организации». Поэтому политика в области качества может быть принята к руководству приказом руководителя организации. На основе утвержденной высшим руководством политики в области качества каждое структурное оперативное подразделение организации устанавливает свои цели и задачи в области качества. По сути это – подцели главных целей организации, важное дополнение при формировании культуры качества, способствующее гибкости организации и требующее самого серьезного отношения. 
 
      Простое опубликование целей и задач организации в области качества не даст положительных результатов. Огромное значение имеет проведение широкой разъяснительной работы среди сотрудников организации о ценности политики, ее важности для развития организации. Необходимо, чтобы и сами сотрудники организации смогли принять участие в разработке политики. В целом детальных требований к политике организации в области качества нет. Многое зависит от правильного понимания особенностей философии качества, учета специфики организации. Это творческий процесс. 
      Согласно ГОСТ Р ИСО 9004–2001 (п. 5.3), при разработке политики в области качества высшему руководству следует учитывать:

• уровень и вид  будущих улучшений, необходимых  для успешной деятельности организации;

• ожидаемую или желаемую степень удовлетворения потребителей;

• развитие работников организации;

• потребности и ожидания других заинтересованных сторон;

• ресурсы, необходимые  для развития;

• потенциальный вклад  поставщиков и партнеров. 
      Содержание смысловых тезисов политики в области качества можно условно разделить на следующие блоки:

1) ориентация на общество;

2) ориентация на покупателя (клиента, заказчика);

3) ориентация на работника;

4) ответственность руководства  организации.

 

2.2. СЭМ

 

Политика является первичной по отношению СЭМ. Политика задает принципы и направления деятельности в рамках СЭМ. Роль высшего руководства, таким образом, в соответствии с требованиями ISO 14001, состоит в определении этих принципов и направлений (в рамках требований, дополнительно накладываемых стандартом), обеспечении ее реализации в рамках СЭМ. Распространение и доступность политики означает информирование об этих приоритетах сотрудников предприятия (а в требованиях 2004 г. — еще и всех подрядчиков), а также обеспечение ее доступности широкому кругу заинтересованных сторон.

Нередко в российской практике экологическая политика разрабатывается  в качестве формального документа, включающего несколько строчек, требуемых параграфом 4.2. стандарта. Принципиально, такая политика отвечает и требованиям пунктов a) и d), в частности, поскольку отсутствуют четкие критерии в отношении содержания политики. Формальный характер политики приводит и к формальному участию руководства, поскольку никаких серьезных решений при ее разработке и утверждении не принимается. Индивидуальность политики обеспечивается путем упоминания в тексте названия организации, упоминания основных направлений деятельности или наименований продукции.

Нам такой подход кажется  неправильным: при нем реальные цели и приоритеты руководства остаются неизвестными персоналу, в том числе, специалистам, осуществляющим деятельность по разработке и обеспечению функционирования СЭМ. В результате отсутствует возможность для делегирования полномочий по принятию решений, зачастую, поскольку реальные цели политики не сформулированы, принимаются не скоординированные и противоречивые решения. Политика должна реально соответствовать «характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции и услуг», то есть определять принципиальные направления деятельности в рамках СЭМ с учетом характеристик воздействия на окружающую среду, по возможности — формулировать стратегические цели организации. Помимо этого, политика должна ставить приоритеты в отношении применяемых методов и подходов (помимо предотвращения загрязнения). Только тогда политика будет обеспечивать «основу для установления и анализа экологических целей и задач» на соответствие ей.

Разработка такой политики перестает быть делом формальным: необходимо принятие стратегических решений  в отношении направлений природоохранной  деятельности (определяющих цели и  приоритеты политики), основных проблем ее осуществления и доступных ресурсов (влияющих на принципы и приоритеты в отношении методов деятельности). Именно поэтому политика разрабатывается после проведения ОИС, которая дает необходимую информацию в отношении проблем и возможностей организации. Решения, принимаемые при разработке политики, носят принципиальную важность для организации, и должны учитывать стратегические приоритеты ее развития. Именно поэтому мы рекомендуем вовлечение в разработку проекта политики, помимо группы экологического менеджмента, представителей высшего руководства. В зависимости от организационной культуры, может иметь смысл также публикация и обсуждение проекта политики с персоналом. После анализа замечаний и предложений, должна быть подготовлена окончательная редакция политики. Текст политики должен быть однозначным, кратким, простым и понятным, но в то же время, основные приоритеты должны в нем быть определены.

Окончательно политика утверждается высшим руководством, распространяется в организации (вскоре требованием станет и обязательное ознакомление с ней подрядчиков организации). Доступность политики общественности обеспечивается либо за счет предоставления по запросу (имеет смысл для организаций, не привлекающих внимания общественности вследствие небольших размеров, невысокой социально-экономической значимости, незначительного воздействия на окружающую среду) или публикуется в Интернет или периодических изданиях (обычно местной или региональной газете). В том случае, если процесс разработки, утверждения и распространения политики оказывается сложным, или в его ходе возникают какие-либо затруднения, может оказаться целесообразным разработка и последующее совершенствование соответствующей процедуры, которая бы, например, скоординировать пересмотр стратегических программ и разработку экологической политики.

Поскольку положения  политики отражают стратегические направления  и приоритеты организации, доступные  ресурсы и ограничения, периодический  пересмотр политики приобретает  реальный смысл, а изменение политики требуется при достижении или снятии поставленных целей, изменении возможностей организации, приобретении опыта в применении тех или иных подходов.

 

 

Заключение

 

Работающая система менеджмента  качества может стать реальным инструментом непрерывного совершенствования деятельности предприятия и источником экономических выгод. За счет документированности, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта обеспечивается прозрачность, лучшая управляемость и непрерывное совершенствование деятельности предприятия.

Информация о работе Определение, разработка и требование к Политике в области качества СМК и СЭМ