Организационные структуры управления качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики.

Содержание работы

Введение. 2
Понятие качества и его показатели. 3
Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством. 6
Процессы управления качеством продукции 8
Методы управления качеством. 12
Функции и субъекты управления качеством 13
Современный подход к управлению качеством 14
Заключение 17
Список литературы: 20

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 36.67 Кб (Скачать файл)

 

Используя сложившуюся  в отечественной теории и практике управления терминологию, среди таких  систем можно выделить какую-нибудь, к примеру, подсистему, например подсистему общего линейного менеджмента, целевые, комплексные, функциональные и обеспечивающие подсистемы.

 

Система управления качеством продукции, созданная  в соответствии со стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требованиям  к системе контроля и испытаний  продукции, сертификации надежности; системе  организации производства ; системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

 

Процессы управления качеством  продукции

 

Управление  качеством -- действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении  продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

 

В международном  стандарте по терминологии (ИСО 8402) обозначены два аспекта управления качеством:

 

1) «общее»  руководство качеством; 

 

2) управление  качеством как оперативная деятельность.

 

Распределение функций по обозначенным аспектам управления представляются следующим образом (рис.1):

 

Рис.1. Аспекты  и функции управления качеством

 

Сущность  всякого управления заключается  в выработке управляющих решений  и последующей реализации предусмотренных  этими решениями управляющих  воздействий на определенном объекте  управления. При управлении качеством  продукции непосредственными объектами  управления являются процессы, от которых  зависит качество продукции. Они  организуются и протекают на допроизводственной и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

 

Управляющие решения вырабатываются на основании  сопоставления информации о фактическом  состоянии управляемого процесса с  его характеристиками, заданными  программой управления. Нормативную  документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания  на разработку продукции, стандарты, технические  условия, чертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством  продукции.

 

Основной  задачей каждого предприятия (организации) является качество производимой продукции  и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или  услуг, которые:

 

отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

 

удовлетворяют требованиям потребителя;

 

соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

 

отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;

 

предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;

 

направлены на получение прибыли.

 

Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые  для управления качеством.

 

Политика  в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и должна включать:

 

улучшение экономического положения предприятия;

 

расширение или завоевание новых рынков сбыта;

 

достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

 

ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

 

освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

 

улучшение важнейших показателей качества продукции;

 

снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

 

увеличение сроков гарантии на продукцию;

 

развитие сервиса.

 

В соответствии со стандартами ИСО жизненный  цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля  качества, включает 11 этапов (рис.2).

 

Наряду с  системами управления качеством  продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит  и кружкам качества (или группам  качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества -- это форма  демократизации капитала, она создает  заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии. Принципы организации  кружков качества:

 

добровольность участия;

 

стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых предложений;

 

моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности;

 

поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием;

 

обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы.

 

Механизм  управления качеством продукции  включает в себя:

 

определение плана (заданного уровня качества), разработку программы управления, планирование повышения качества продукции;

 

организацию выполнения этого плана (получение и анализ информации о состоянии любого изделия или процесса, влияющего на качество продукции;

 

принятие решения по управлению качеством; выдача управляющих воздействий);

 

побуждение исполнителей к выполнению планов и принятых решений по качеству;

 

получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые вызваны управляющими воздействиями.

 

Программы повышения  качества и системы управления качеством  должны быть интегрированы в производство. Если система не является неотъемлемой частью производственного процесса, и он может продолжаться при ее ликвидации, значит, такая система никому не нужна.

 

Первым условием обеспечения уровня качества является проверка его соответствия стандарту, причем проверяется не только соблюдение стандарта, но и сам стандарт.

 

Объектами стандартизации являются: продукция, услуга, техническое  оборудование и производственные процессы, методы и средства измерений, научно-технические  термины, системы управления, безопасность труда и другие объекты, имеющие  перспективу многократного использования.

 

Сертификация  представляет собой действие, проводимое с целью подтверждения с необходимой  достоверностью соответствия продукции  конкретным стандартам или техническим  условиям и выдачи соответствующего документа. Она призвана создавать  определенные гарантии потребителю  продукции.

 

Кроме того, действенным средством повышения  качества в процессе изготовления продукции  являются стандарты на проведение контроля качества и его обеспечения, а  также на испытания и приемку  торговой продукции. Свидетельством высокого качества продукции является сертификат, наличие которого подтверждает ее соответствие стандартам и техническим характеристикам

 

Большое значение в стратегии качества придается  четкому определению ответственных  лиц, а также контролю реализации программы. Но, пожалуй, наиболее важным моментом считается отношение руководства  организации к проблеме качества. Незаинтересованность работников в  повышении качества продукции и  услуг рассматривается как свидетельство  низкого уровня руководства предприятием.

 

 

 

 

 

Методы управления качеством.

 

Административные  методы управления качеством включают в себя: внедрение нормативных  документов по стандартизации и соблюдение требований, изложенных в них; проведение и координацию работы по обеспечению  функционирования государственной  системы стандартизации продукции; распространение передового опыта, изобретений и рационализаторских предложений и др.

 

Экономические методы включают: технологическое обоснование  производства новой продукции, техники  и технологии; ценообразование; премирование за высокое качество; применение экономических  мер воздействия на заказчиков, поставщиков, транспортные организации в целях  соблюдения договоров и обязательств по поставкам и др.

 

Социально-психологические  методы управления: использование различных  форм морального поощрения за выпуск высококачественной продукции; воспитание у персонала ответственности  за высокое качество продукции; проведение дней качества; изучение прав потребителей и др.

 

Гарантировать качество может только система, обеспечивающая его на протяжении всего жизненного цикла продукции.

 

Система управления качеством включает в себя: требования к системе контроля и испытаний  продукции, сертификацию надежности; требования к организации производства и  управлению качеством от проектирования до эксплуатации.

Функции и субъекты управления качеством

 

Нередко случается, что в интересах экономии средств  жертвуют качеством, чтобы выйти  на намеченный экономический уровень  производства. В большинстве случаев  в низком качестве продукции виновато руководство предприятия (менеджеры  высшего уровня).

 

Конкурентоспособность товара или услуги по качеству требует  от высших менеджеров решения ряда задач -- это политика в области  качества, организация системы управления качеством.

 

В обязанности  менеджера по качеству входит обширный круг вопросов. Это и контроль за сырьем и полуфабрикатами от субпоставщиков, и анализ всех собранных материалов испытаний выпускаемых изделий, проводимый для того, чтобы сделать  выводы о необходимости внесения изменений в конструкцию и  технологию производства. Менеджеры  обязаны проводить оценку действующей  системы обеспечения качества на ее соответствие современным принципам  и нормам.

 

На менеджеров по качеству возложена и работа с  потребителями. Они обязаны анализировать  рекламации, проводить уточнения  и конкретизацию возникающих  проблем и предлагать пути их решения (например, выяснять удовлетворенность  потребителя послепродажным обслуживанием  и содействовать повышению его  эффективности). Важным аспектом работы менеджеров по качеству является составление  программ повышения качества продукции.

 

Менеджер  по качеству -- это специалист, владеющий  методами статистики и методикой  стандартизации, основами управления, маркетингом, вопросами бухгалтерского учета, обладающий определенным запасом  экономических знаний. Специалист по качеству на фирме -- это полноправный член управленческого звена, а ни в коей мере не работник вспомогательной  службы.

 

На предприятиях, в акционерных обществах, объединениях действует служба технического контроля. Отделы (ОТК) или управления (УТК), организующие работу по контролю и испытаниям качества продукции и осуществляющие контрольно-испытательные  операции.

 

Ни одна организационная  структура не будет эффективно функционировать  без систематического и целенаправленного  обучения персонала вопросам обеспечения  качества. Постижение науки о качестве пробуждает сознательность и изменяет отношение к качеству. Воздействие  на эффективность производства, перспективы  повышения качества продукции напрямую связаны с качеством труда  всех рабочих и служащих. В связи  с этим представляет интерес деятельность кружков качества.

 

Кружки качества -- это группы служащих или рабочих  одного подразделения организации, которые добровольно собираются на регулярные обсуждения проблем качества и разрабатывают предложения  по поддержанию или повышению  качества продукции или услуг. Кружки качества получили наибольшее распространение  в японской промышленности, где традиционно  много внимания уделяется задаче привлечения исполнителей к решению  общеорганизационных задач.

 

Как правило, члены кружка проходят предварительную  специализированную подготовку, нацеленную на определение проблем и выработку  проектов улучшения качества (так  называемая постоянная нацеленность на повышение качества). Периодически в работе этих кружков участвуют  представители администрации, выполняющие  в основном информационную и экспортно-поощрительную  роли.

 

 

 

 

Современный подход к управлению качеством

 

На современном  этапе понимание понятия качества не только как «соответствия техническим  условиям», но и «соответствия требованиям  клиента» и «удовлетворение клиента» приводит к расширению его функций  в производстве.

 

Современное управление качеством развивается  скорее по направлению предупреждения ошибок, чем их обнаружения и исправления. Кроме того, вопросами качества занимается не только отдел по контролю качества - они стали ответственностью каждого.

 

Управление  качеством в настоящее время  включает совершенно новый подход к  понятию качества и работе по качеству, который затрагивает всю организацию  в целом. Этому новому подходу  давали различные названия, но наиболее распространенное - это тотальное, или  общее, управление качеством (Тоtal quality management - ТQМ).

Информация о работе Организационные структуры управления качеством на предприятии