Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение предприятия, как субъекта хозяйствования, основных методов управления предприятием.
Задачи:
рассмотреть предприятие, как субъект хозяйствования;
выделить основные функции управления предприятием;
рассмотреть методы и принципы управления предприятием.
Введение
3
1. Предприятие как субъект хозяйствования
4
1.1 Понятия, цели и направления деятельности предприятия
4
1.2 Классификация предприятий
6
1.3 Структура предприятия
7
2. Организация управления предприятием
10
2.1 Сущность и функции управления предприятием
10
2.2 Методы управления деятельностью предприятий
12
2.3 Основные принципы управления деятельностью предприятия
13
2.4 Организационные структуры управления предприятиями
14
3. Анализ организации управления предприятием на примере мини-отеля «Hotel»
17
3.1.Краткая характеристика предприятия
17
3.2.Организационно-административные методы управления в «Hotel»
20
3.3.Экономические методы управления «Hotel»
22
3.4.Социально-психологические методы управления «Hotel»
26
4. Влияние реализации методов управления на производительность труда «Hotel»
29
Заключение
31
Список использованной литературы
На производственную структуру
предприятия влияют такие факторы,
как масштаб производства, сложность
конструкции изделия, характер технологического
процесса. Кроме производственной структуры
на каждом предприятии существует общая
структура, в состав которой входят
не только производственные подразделения,
но и отделы аппарата управления, учреждения
культурно-бытового назначения и т.д.
Общая структура ― это
2. Организация управления предприятием
2.1 Сущность и функции управления предприятием
Особенность предприятия, как
системы состоит в том, что
оно может существовать лишь при
условии активного
Планирование — процесс определения цели деятельности, предвидение будущего развития и объединение коллективных (индивидуальных) заданий для получения ожидаемого общего результата.
Организация — это процесс формирования структуры системы, распределения заданий, полномочий и ответственности между работниками фирмы для достижения общей цели стоящей перед ней.
Мотивация — причины, которые побуждают членов трудового коллектива к общим согласованным действиям, что бы обеспечить достижение поставленной цели.
Контроль – установление параметров деятельности, сравнение их с запланированными показателями и при необходимости корректировка деятельности.
Все функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Управление предприятием отображает совокупность взаимосвязанных процессов планирования, организации, мотивации и контроль, которые обеспечивают формирование и достижение целей предприятия. Сущность управленческой деятельности состоит в осуществлении влияния на процессы посредством принятия решений.
2.2 Методы управления деятельностью предприятий
Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Основой использования методов управления являются законы, закономерности и принципы общественного производства, научно-технический уровень развития фирмы, социальные, правовые и психологические отношения между людьми.
Методы управления — это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, которые необходимы для достижения цели предприятия (организации). Методы управления делятся на: экономические, социально-психологические и организационные.
Экономические методы управления — это такие методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственных процессах (любой другой деятельности), путем использования товарно-денежных отношений. Эти методы включают: материальную ответственность, ценообразование, государственное регулирование, стимулирование, налогообложение.
Социально-психологические
методы управления реализуют мотивы
социального поведения человека. Уровень
современного производства, рост общеобразовательного
и профессионально-
Организационные методы управления базируются на мотивах принудительного характера. Их существование и практическое применение обусловлены заинтересованностью людей в совместной организации труда.
Организационные методы управления — это комплекс способов и приемов влияния на работников, основанных на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Профессионально умелое применение экономических, социально-психологических и организационных методов управления в большинстве случаев обеспечивает достаточно эффективное хозяйствование.
2.3 Основные принципы управления деятельностью предприятия
Принципы — это основные правила, требования, идеи управления.
Рассмотрим основные принципы управления: принцип целевой совместимости и сосредоточения; непрерывности и надежности функционирования системы управления; планомерности, пропорциональности и динамизма управления; демократичность в распределении прав, обязанностей и ответственности; научность и обоснованность принципиальных решений; эффективность управления; совместимости личных, коллективных и государственных интересов.
Принцип целевой совместимости и сосредоточения ― заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи.
Принцип непрерывности и надежности ― означает создание таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигаются устойчивость и непрерывность заданного режима производства.
Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма ― выражается в том, что система управления должна быть направлена на решение не только текущих, но и стратегических задач развития предприятия.
Демократический принцип распределения функций управления ― основан на методах и правилах общественного труда. Различные управленческие функции распределяются таким образом, чтобы, образно говоря, каждый делал свое дело, за выполнение которого он отвечает.
Принцип научности и обоснованности ― исходит из того, что методы, формы и средства управления должны быть научно обоснованы и выверены практикой. Важнейшим условием функционирования механизма управления является достаточная информация и технологическая вооруженность труда управленческого персонала.
Принцип эффективности управления вызван наличием многовариантных путей достижения одной и той же поставленной цели, то есть из множества альтернативных вариантов необходимо выбрать наиболее эффективный.
Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов определяется общественным характером производства.
2.4 Организационные
структуры управления
Организационная структура управления субъектом хозяйствования ― это форма системы управления, которая определяет состав взаимодействия и подчинения в иерархии ее элементов.
Известны следующие
Линейное управление ― наиболее упрощенная система, которая предусматривает отсутствие между руководителем и исполнителем промежуточных звеньев (Рисунок 1). Применяется для малых предприятий, с простейшей технологией производства. Преимущества: четкость взаимодействий, оперативность управленческих решений, надежный контроль. Недостатками является то, что руководитель должен выполнять, кроме координирующих функций, целый ряд работ: учет, работа с кадрами, контроль качества и т.д.
Рисунок 1. Структура линейного управления
Линейно-штабная форма управления используется на средних по масштабам предприятиях, а также на крупных ― в управлении цехами и отделами. При этой форме управления для подготовки решений, приказов, заданий руководитель привлекает специалистов штабов, которые осуществляют сбор информации, ее анализ и разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов. Руководитель несет ответственность за обоснованность решений, поступающих исполнителям, а специалисты отвечают только перед руководителем (Рисунок 2).
Рисунок 2. Линейно - штабная форма управления
Функциональная форма управления состоит в том, что руководитель, часть своих полномочий передает своим заместителям или руководителям функциональных отделов (Рисунок 3).
Рисунок 3. Функциональная форма управления
Матричная форма управления по своему содержанию отличается от функциональной лишь созданием главного подразделения или назначением менеджера по управлению проектом, и полномочия руководителя в этом направлении деятельности передаются созданному подразделению, чьи распоряжения становятся обязательными для всех.
Смешанная форма управления представляет собой сочетание вышеперечисленных форм, то есть в нижнем звене (на уровне бригады) действует линейная форма, в среднем (на уровне цеха, отдела) ― линейно-штабная, а на уровне предприятия ― функциональная и частично-матричная форма управления. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, набирает штат. Усовершенствование управления предприятием должно осуществляться по определенным направлениям: усовершенствование структуры управления производством; улучшить управление производственными ресурсами; усовершенствование управления научно-техническим прогрессом и качеством продукции; улучшение системы планирования. При создании рациональной структуры управления предприятием необходимо правильно установить численность занятых в сфере управления фирмой. Численность работников функциональных отделов предприятия определяется на основе соответствующих нормативов. На предприятиях чаще всего численность управленческого персонала устанавливается в процентах к численности рабочих и фиксируется в штатном расписании предприятия.
3. Анализ организации структуры управления предприятием на примере мини-отеля «Нotel»
3.1 Краткая характеристика предприятия
Целевой сегмент потребителей - бизнес туристы.
Мини-отель «Hotel» является одной из частных гостиниц Казани. Гостиница расположена в новом здании недалеко от станции метро «Суконная слобода».
Номерной фонд представлен 30 номерами. Все номера гостиницы двух и трех комнатные. В мини отеле имеется небольшой бизнес-центр для проведения тренингов, семинаров, совещаний, переговоров.
Мини отель предоставляет достаточно широкий спектр услуг:
В уютном кафетерии гостиницы можно позавтракать и пообедать, а на ужин заказать блюда из меню A La Carte или воспользоваться услугой «полупансион». Действует услуга «room-service» — доставка блюд в номера.
Организационная структура
Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью. Управление предприятием осуществляется на базе определенной бухгалтер. Вместе с директором он несет ответственность за финансовое состояние предприятия.