Организация управления производством. Сущность, методы и принципы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение предприятия, как субъекта хозяйствования, основных методов управления предприятием.
Задачи:
рассмотреть предприятие, как субъект хозяйствования;
выделить основные функции управления предприятием;
рассмотреть методы и принципы управления предприятием.

Содержание работы

Введение
3
1. Предприятие как субъект хозяйствования
4
1.1 Понятия, цели и направления деятельности предприятия
4
1.2 Классификация предприятий
6
1.3 Структура предприятия
7
2. Организация управления предприятием
10
2.1 Сущность и функции управления предприятием
10
2.2 Методы управления деятельностью предприятий
12
2.3 Основные принципы управления деятельностью предприятия
13
2.4 Организационные структуры управления предприятиями
14
3. Анализ организации управления предприятием на примере мини-отеля «Hotel»
17
3.1.Краткая характеристика предприятия
17
3.2.Организационно-административные методы управления в «Hotel»
20
3.3.Экономические методы управления «Hotel»
22
3.4.Социально-психологические методы управления «Hotel»
26
4. Влияние реализации методов управления на производительность труда «Hotel»
29
Заключение
31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.Организация управления производством.docx

— 121.32 Кб (Скачать файл)

Согласно штатному расписанию на предприятии действует следующая  организационная структура, представленная на Рисунке 4.

Рисунок 4. Организационная структура управления мини-отелем «Hotel»

При этом бухгалтерия выполняет  одновременно  функции  кадровой службы, а менеджер  службы приема и размещения отвечает за  номерной фонд, т.е   в мини-отеле   многие отделы совмещаются, что целесообразно и экономически обоснованно.

Представленная организационная  структура является линейной. Линейная структура управления (ЛСУ) является самой простой по построению и  обеспечивает непосредственное, прямое воздействие на объект управления –  персонал гостиницы (исполнителей) и  бизнес-процессы со стороны линейного руководителя, возглавляющего определенный участок гостиницы.

Под участком в данном случае следует понимать определенную доходообразующую сферу бизнеса гостиничного предприятия, например: номерной фонд, кафетерий, бизнес центр.

В ЛСУ в полной мере выполняется  принцип единоначалия, т.к. все исполнители  внутри подразделения подчиняются  одному-единственному человеку –  линейному руководителю, который  решает вопросы широкого круга, но только в рамках своего участка. Подобные взаимодействия обеспечивают высокую скорость и  достоверность движения информации, непротиворечивость заданий, а также  способствуют сокращению числа управленческого  персонала в отеле. Система управления также обеспечивает возможность  контроля над исполнением поручений, т.к. линейный менеджер несет полную персональную ответственность за результаты работы своего подразделения.

С другой стороны, руководитель подразделения в ЛСУ должен быть высоко квалифицирован и компетентен во всех вопросах, касающихся непосредственно его участка. Действительно, например, менеджер кафетерия помимо знаний в области общественного питания и общих навыков руководства должен обладать знаниями в области продаж и маркетинга, логистики продовольствия и складирования, бухгалтерского учета, а также технического и компьютерного обеспечения. Несмотря на простоту построения самой структуры, слишком усложненным представляется производство и предоставление услуг внутри участков гостиницы, что приводит к увеличению числа линейного персонала.

Организационная структура  управления обеспечивает гостиничное  предприятие соответствующей базой  для планирования, организации, выполнения и контроля работы персонала. И хотя правильно спроектированная организационная  структура сама по себе не является достаточным условием для успешной деятельности гостиницы, ее отсутствие делает невозможной организацию эффективной работы всего предприятия независимо от уровня квалификации и компетентности менеджеров и персонала.

 

3.2 Организационно-административные методы управления в «Hotel»

 

 Организационно-административные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею.

Такие методы делятся на рассматриваемом  гостиничном  предприятии  можно разделить на 3  три группы:

  1. Организационно–стабилизирующие – устанавливают долговременную связь в системах управления между людьми (концепция управления организацией, организационная структура управления, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор).
  2. Организационно-распорядительные – обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (данные методы реализуются в форме договоров, приказов, распоряжений, указаний, постановлений).
  3. Организационно– дисциплинарные – предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности персонала за выполнение обязанностей; к ним относятся правила и нормы поведения работников и системы контроля за их поведением, а также разработка и применение поощрительных мер (за выполнение работниками установленных правил) и мер наказания (за выполнение работниками установленных правил).

Перечисленные методы применяются  на любом предприятии, часть из них  является  обязательными, например  трудовой договор с работниками, штатное расписание и др. Больший  интерес представляют стандарты  предприятия, которые относятся к группе организационно- дисциплинарных  методов. Рассмотрим более подробно стандарты «Hotel».

В настоящее время  международные  гостиницы, гостиничные цепи разрабатывают  свои стандарты обслуживания, что  является  гарантией предоставления качественных услуг и обеспечивает  конкурентоспособность  предприятия  на рынке.

Стандарт определяет критерии, по которым оценивается уровень  обслуживания клиентов и деятельность персонала любой службы гостиничного предприятия.

Несмотря на то, что  рассматриваемый нами  мини-отель «Нotel»  является небольшим предприятиям, тем не менее,   руководитель предприятия разработал и внедрил в гостинице стандарты обслуживания гостей.

Основные группы стандартов:

• Время ответа на звонок о получении информации или бронировании (30 секунд);

•Время оформления в службе размещения.  15 минут;

•Время, затрачиваемое на оказание конкретной услуги. Например, багаж доставляется в номер не позднее 3 минут после заселения  клиента; стирка и чистка личных вещей  проживающих укладывается в сутки и т.д.;

•Внешний вид персонала и наличие униформы;

•Знание иностранных языков персоналом ресторанно-гостиничного предприятия.  

Квалификационные  требования к различным группам  работников гостиничного предприятия

  Всех сотрудников  отеля с точки зрения квалификационных  требований можно разделить на  три большие группы – руководящий состав (менеджеры  службы приема и размещения,  менеджер кафетерия и др.) персонал, работающий с гостями (официанты, горничные,  портье) и поддерживающие отделы (инженер, техник, складской рабочий.)

 Руководящие работники: соответствие навыков занимаемой должности; профессиональная эффективность – выполнение поставленных задач при максимальном использовании имеющихся ресурсов; способность принимать решения,  межличностная и коммуникативная компетентность, умение убеждать, способность обучать и профессионально развивать своих коллег; делегирование задач; организационные навыки и планирование.

Персонал отеля: общее отношение к работе – вежливость, дружелюбие, энтузиазм; взаимодействие с коллегами, отношения с гостями; гибкость, адаптируемость; принятие ответственности, инициативность; дисциплинированность, пунктуальность; знание работы, качество работы, внимание к деталям; работа с нагрузкой, при стрессе; владение иностранным языком.

 

3.3 Экономические методы  управления «Hotel»

 

Экономические методы гостиницы предполагают  разработку руководителем общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Генеральный директор «Hotel» осуществляет оценку  положения предприятия на рынке,  выбор целевого сегмента потребителей, разрабатывает  стратегию  продвижения гостиницы на рынке.

Генеральный директор в процессе  планирования   разрабатывает  следующие планы и рассчитывает показатели:

  1. План объема реализации гостиничных номеров осуществляется на основе экстрополяции сложившихся темпов и пропорций
  2. Расчет точки самоокупаемости и запаса финансовой прочности
  3. План (баланс) доходов и расходов
  4. План денежных поступлений и выплат
  5. Баланс активов и пассивов (плановый = расчетный баланс)
  6. План по источникам и использованию инвестиционных ресурсов
  7. Сводный финансовый план.

Огромное значение  для  предприятия имеет ценовая политика, так как предприятие не так  давно вышло на рынок гостиничных  услуг и  руководством была выбрана  ценовая  стратегия «прорыва на рынок», т.е установление более низких цен по сравнению с конкурентами. В связи с этим  генеральный директор  особое внимание уделяет управлению затратами, что особенно актуально в условиях экономического кризиса. Грамотная политика управления затратами позволяет предприятию не только  выживать   на рынке, но и эффективно функционировать.

Основу управления затратами  на предприятии  составляет планирование. Осуществляет планирование затрат административно- управленческий персонал – генеральный  директор и главный бухгалтер.

На предприятии  для управления затратами  на основе плана реализации на год составляется   смета расходов.

Контроль затрат осуществляет  генеральный директор  и главный  бухгалтер путем сравнения  произведенных  затрат с расходами предусмотренными сметой, выявления причин и  мест возникновения отклонений. Схематически контроль затрат представлен на Рисунке 5.


                                                                 


                                   


                                                Главный  бухгалтер - составляет 


                                                          Генеральный директор - утверждает                                      

                                           


 


                                                         Главный бухгалтер


                                   


                                                          Главный бухгалтер



                                                          Генеральный директор


                                           

Рисунок 5. Контроль затрат

Контроль является одним  из важных этапов   управления затратами.

При   выявлении мест отклонений,  определяется ответственное  лицо и причина отклонения. Например,  бар и кухня кафетерия , где осуществляется  приготовление блюд, напитков и др., являются  местами возникновения материальных затрат  сырья. В случае  перерасхода сырья выявляется  причина, которая может быть вызвана свойствами сырья, либо нарушением технологии приготовления.  После выявления причины, определяется ответственное лицо, и принимаются   соответствующие меры. Они могут включать в себя как экономические - штрафы, так и административные- выговор, предупреждение.

Применение штрафов, их  сумма, зависят от причин отклонения и размеров этих  отклонений от норм.  Например, при  перерасходе сырья  в случае нарушений технологии приготовления  генеральной директор   может  в качестве   мер лишить виновного  сотрудника  переменной части заработной платы, или  взыскать стоимость перерасходованного сырья.

 Проводимый генеральным  директором анализ  затрат  позволил  выявить недостатки  в ранее   существовавшей схеме управления  затратами. 

Одной из проблем   управления  затратами   на  предприятии был   недостаточный контроль за   затратами в процессе производства  продукции (кафетерий)  и оказании услуг размещения и проживания. То есть  главный бухгалтер   производил сопоставление затрат со сметой тогда  когда затраты произведены, что делало  невозможным  их корректировку, своевременное принятие мер.

В результате  часть полномочий по контролю за затратами была делегирована менеджеру службы приема и размещения и  менеджеру кафетерия.

Для  достижения целей  плана, адаптации  планов к меняющемся условиям внешней и внутренней среды гостиничного предприятия решающее значение  имеет экономический анализ, который включает в себя финансовый и управленческий анализ. Объектом   анализа является:

  1. Имущество предприятия, в т.ч. реальных активов.
  2. Источники  формирования имущества предприятия.
  3. Финансовая  устойчивость предприятия.
  4. Платежеспособность  предприятия.
  5. Кредиторская и дебиторская  задолженность.
  6. Анализ движения денежных средств.
  7. Анализ прибыли, рентабельности.
  8. Комплексный финансовый анализ. 
  9. Анализ объема предоставляемых услуг , % загрузки гостиницы
  10. Анализ материальных ресурсов.
  11. Анализ трудовых ресурсов, анализ з/п.
  12. Анализ себестоимости и издержек.

Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование дохода каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:

— взаимосвязь и согласованность  целей экономического стимулирования с целями развития гостиницы;

— сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;

Информация о работе Организация управления производством. Сущность, методы и принципы управления предприятием