Организация защиты прав потребителей в РФ Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. А так же получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Содержание работы

1. Законодательство РФ о защите прав потребителей
1.1. Становление законодательства, регулирующего защиту прав потребителей в Российской Федерации
1.2. Общие положение законов РФ «О защите прав потребителей»
1.3. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
2. Анализ организации государственной защиты прав потребителей
2.1. Становление и развитие государственной службы по защите прав потребителей
2.2. Анализ функций федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека
3. Организация защиты прав потребителей в РФ Чувашской Республики
3.1. Организация защиты прав потребителей в РФ Чувашской Республики. Предложения по совершенствованию
3.2. Анализ деятельности общественной организации по защите прав потребителей Чувашской Республики
3.3. Предложение по совершенствованию защиты прав потребителей

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 54.53 Кб (Скачать файл)

Действовавшее законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права, в частности Руководящим принципам для защиты интересов потребителей, единогласно принятым 9 апреля 1985 г. (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248). Это несоответствие проявлялось прежде всего в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и потому носили декларативный характер. Кроме того, отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей. Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно не выгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом, и т.д.

В условиях свободы предпринимательской деятельности, тотального дефицита, отсутствия культуры потребления необходимость в специальном законодательстве стала особенно острой.

Первой попыткой создания специального законодательства была разработка осенью 1988 г. проекта Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Само появление этого законопроекта было первым шагом в создании потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия специальных норм законодательства, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей.

Проект этот не был лишен недостатков. Во-первых, он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом. Во-вторых, все его нормы были так или иначе связаны с качеством товаров, т.е. все основные права потребителей (на информацию, на возмещение вреда, право на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество. Проект широко обсуждался, но был отвергнут, т.к. большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.

Поворотным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР "О защите прав потребителей"; в связи с распадом СССР он так и не вступил в силу. Этот Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизмы реализации всех его норм, что было его несомненным достоинством. Закон не только не требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР "О защите прав потребителей" - один из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В то же время некоторые его положения, такие, как право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.

7 апреля 1992 г. в действие вступил Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон). Одним из существенных его положений стала норма, запрещавшая при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с установленными в Законе. Не менее важна норма Закона, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Юридические лица были выведены из сферы действия Закона. Тем самым законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя-непрофессионала.

Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту стали установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

Еще одним нововведением Закона стала возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей. К сожалению, из-за несовершенства законодательных формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения.

Основным органом, контролирующим соблюдение потребительского законодательства, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ). Территориальные органы МАП РФ действуют почти во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение позволяет им быть независимыми в отношениях с местной властью. В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей при местных администрациях, действующие практически в каждом населенном пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% потребительских проблем.

Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав общественных объединений потребителей, позволяющих им реально участвовать в формировании потребительской политики в государстве.

После образования СНГ и принятия входящими в него странами актов о суверенитете во многих государствах Содружества было создано собственное потребительское законодательство. Анализируя его, можно отметить различия в подходах к регулированию проблем, связанных с защитой прав потребителей. Они касаются трех аспектов:

1) права граждан на гарантированный минимум потребления. Украина, Казахстан и Кыргызстан включили это право в свое законодательство, заимствуя его из Закона СССР "О защите прав потребителей". Оно не нашло реального применения. В России при принятии Закона "О защите прав потребителей" право на гарантированный минимум потребления после бурных обсуждений было из проекта исключено;

2) степени детализации механизмов применения Закона. Так, если сравнить, например, Законы России и Молдовы, то первый подробно регламентирует все этапы реализации каждого из закрепленного им прав и не требует принятия дополнительных нормативных актов; второй же содержит значительное количество отсылочных норм. О преимуществе первого подхода свидетельствует обширная судебная практика применения Закона "О защите прав потребителей" в России, которая дважды была предметом обсуждения на Пленуме Верховного Суда РФ;

3) государственного регулирования потребительского рынка. Большинство стран СНГ предпочли передать функции по защите прав потребителей уже действующим структурам. Лишь в Белоруссии были созданы специальные государственные органы для защиты интересов потребителей и позднее на Украине в Законе появились нормы, регламентирующие создание и правовые основы деятельности специального Государственного комитета по защите прав потребителей. Российский Закон предусматривает двухуровневую систему государственной защиты потребителей: федеральными органами и специально создаваемыми органами при местной администрации. Аналогичная система государственных органов предусмотрена в Грузии.

В тех странах СНГ, где нет специального законодательства о защите потребителей, регулирование по-прежнему осуществляется общими нормами гражданского права. Ситуация осложняется еще и тем, что в большинстве этих стран действуют гражданские кодексы, принятые в 1960-е годы: они не содержат каких-либо положений, учитывающих специфику отношений с участием потребителей. Выходом из этой ситуации может стать принятие модельного закона СНГ "О защите прав потребителей", разработка которого ведется в настоящее время. Задача модельного закона - гармонизировать действующее потребительское законодательство и прекратить подзаконное нормотворчество в этой сфере.

В каждом из законов стран СНГ есть как положительные, так и отрицательные стороны. Некоторые из этих законов отличаются излишней декларативностью, другие - чрезмерной детализацией, практически не оставляющей потребителю и предпринимателю возможности для маневров.

Данное исследование не ставило свой целью выявить лучший или худший закон. Тот факт, что подобные законы в этих государствах существуют и реально применяются, свидетельствует о понимании главами государств необходимости защиты прав потребителей. Любой закон можно совершенствовать бесконечно, но он никогда не будет идеальным. Процесс изменения законов уже начался. Дважды вносились изменения в Закон "О защите прав потребителей" на Украине и в России, изменялись законы Казахстана и Республики Беларусь. Внесенные изменения позволяют сделать некоторые прогнозы относительно дальнейшего развития потребительского законодательства в странах СНГ.

Законодательство стран СНГ "О защите прав потребителей" - одно из самых жестких в мире. Для государств, в которых рыночные отношения только начинают складываться, это оправдано. На этом этапе самым важным для них является насыщение рынка товарами. Главная задача предпринимателей в это время - накопление капитала. Культура рыночных отношений отсутствует. И то, что в странах с давними традициями рынка регулируется на уровне менталитета, здесь при формировании рыночных отношений требует законодательного закрепления.

Жесткое потребительское законодательство является в этот период единственным барьером для проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров.

Сегодня в ряде бывших стран СНГ рынок уже насыщен товарами, начался другой этап. Главными стратегическими задачами для многих фирм стали привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. У предпринимателя появилась возможность привлекать потребителя не только и не столько ценами, сколько дополнительными услугами (по доставке, обслуживанию, гарантиям и т.п.). Что касается потребителей, то они, пережив первый шок от вхождения в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и одновременно более осведомленными в том, что связано с защитой их интересов. Появился даже определенный круг людей, научившихся зарабатывать деньги на Законе "О защите прав потребителей".

На этом этапе жесткая законодательная регламентация поведения предпринимателя становится тормозом дня развития нормальных рыночных отношений. Все больше норм из разряда императивных, т.е. не дающих сторонам права выбора, стало переходить в сферу договорных отношений. И это требует некоторого смягчения законодательства. Именно такое ослабление вмешательства государства во взаимоотношения между потребителями и предпринимателями началось в 1996 г. и продолжилось в 1999 г. при принятии новой редакции Закона в России.

Следует отметить, что потребительское законодательство идет по пути смягчения: защита интересов потребителей становится выгодной для предпринимателей. Уже создаются и развиваются органы саморегулирования бизнеса, одной из основных целей которых является распространение правил (кодексов поведения), устанавливающих повышенные (по сравнению с законодательством) обязательства бизнеса в отношениях с потребителями.

Кроме того, уже начался и будет продолжен процесс сближения потребительского законодательства стран СНГ. Первым шагом на этом пути стало принятие в январе 2000 г. Межгосударственного соглашения "Об основных направлениях сотрудничества государств-участников в области защиты прав потребителей".

Закон о правах потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, исполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей при приобретении товаров (работ, услуг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Общие положение законов РФ «О защите прав потребителей»

 

 

 Статья1. Законодательство о защите прав потребителей.

В статье сказано о составе Законодательства РФ о защите прав потребителей и ограничении регулировании правительством отношений по защите прав потребителей. Также правительство РФ не вправе поручать министерствам и ведомствам принимать нормативные акты по защите прав потребителей. При регулировании отношений по защите прав потребителей законодательством республик в составе РФ нормы этого законодательства не могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии из защиты, установленные этим Законом.

Статья 2. Применение законодательства о защите прав потребителей одной республики в составе РФ на территории другой республики в составе РФ.

В статье описано, где и по каким правилам применяется Законодательство о защите прав потребителей. К отношениям, возникающим при причинении потребителям вреда и при осуществлении их права на безопасность жизни и здоровья, применяется закон места рассмотрения спора, а по ходатайству потребителя - закон места причинения вреда; к отношениям, основывающимся на иных предусмотренных законодательством правах потребителей, применяется закон места приобретения товаров (работ, услуг) , если иное не предусмотрено соглашением между потребителем и продавцом (исполнителем) .

Если межреспубликанским соглашением предусмотренные иные правила применения законодательства одной республики в составе РФ на территории другой республики в составе РФ, то применяются правила межреспубликанского соглашения.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором РФ установлены другие правила о защите прав потребителей, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

Информация о работе Организация защиты прав потребителей в РФ Чувашской Республики