Основные принципы и факторы конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является определение основных принципов и факторов конкурентоспособности товаров и услуг.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1) определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2) выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
3) определить основные принципы оценки конкурентоспособности товара.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке
1.1 Общая характеристика видов конкуренции
1.2 Понятие и сущность конкурентоспособности
2 Основные принципы и факторы конкурентоспособности товаров и услуг
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
2.2 Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

управление качеством услуг ГОТОВО.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(НАЦИОНАЛНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ)

в г. Миассе

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы и  факторы конкурентоспособности 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: «Управление качеством услуг»

 

 

 

 

 

Проверил, к.и.н., доцент

__________ Е.Н. Слесарев 

________________2013 г.

 

Автор работы ТЗМ-636

__________С.С. Потапова

________________2013 г.

 

 

 

Работа защищена с  оценкой

________________________

__________________2013 г.

 

 

 

 

Миасс 2013

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 Методологические  основы изучения конкурентоспособности  товаров и услуг на внутреннем рынке

1.1 Общая  характеристика видов конкуренции

1.2 Понятие  и сущность конкурентоспособности

2 Основные принципы и факторы конкурентоспособности товаров и услуг

2.1 Факторы,  определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг

2.2 Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих  однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Выпуск конкурентоспособной  продукции и ее реализация завершают  кругооборот хозяйственных средств  предприятия, что позволяет ему  выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Данная тема актуальна, т.к. успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

Целью данной работы является определение основных принципов и факторов конкурентоспособности товаров и услуг.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1) определить  понятие и сущность конкурентоспособности  товара;

2) выявить факторы,  за счет которых формируется  конкурентоспособность товара;

3) определить  основные принципы оценки конкурентоспособности  товара.

В работе рассмотрено 2 раздела.

В первой главе  рассматриваются методологические основы изучения конкурентоспособности  товаров и услуг на внутреннем рынке, а именно общая характеристика видов конкуренции, понятие и  сущность конкурентоспособности.

Во второй главе описаны основные принципы и факторы конкурентоспособности товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Методологические  основы изучения конкурентоспособности  товаров и услуг на внутреннем  рынке

1.1 Общая характеристика  видов конкуренции

Конкуренция – (от лат. Concurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.

В экономической  литературе можно выделить ряд подходов и типологий к конкуренции. В  зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции.

По состоянию  рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной  собственности и хозяйственной  обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

1) объём производства  отдельной фирмы является незначительным  и не оказывает влияния на  цену реализуемого этой фирмой  товара;

2) реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

3) покупатели  хорошо информированы о ценах,  и если кто-то повысит цену  на свою продукцию, то потеряет  покупателей;

4) продавцы действуют  независимо друг от друга;

5) доступ на  рынок никем и ничем не ограничен.

Последнее условие  предполагает возможность каждому  гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли  хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и  иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет, в основном, теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей» [1].

Регулирующая  конкуренция. Для того, чтобы устоять  в конкурентной борьбе, предприниматель  должен предлагать изделия, которые  предпочитает потребитель (суверенитет  потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая потребность.

По способам соперничества выделяют: ценовую  и неценовую. Ценовая конкуренция  происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При  этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1) продавец должен  быть монополистом или обладать  некоторой степенью монопольной власти;

2) продавец должен  быть способен выделять покупателей  в группы, которые имеют разную  покупательскую способность;

3) первоначальный  покупатель не может перепродавать  товар или услугу.

Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации. Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

Главным фактором ценовой и неценовой конкуренции  является конкурентоспособность товаров  и услуг, поскольку на конкурентоспособность, главным образом влияют такие  факторы, как качество товаров и  услуг и их цена. Ее мы рассмотрим в следующем параграфе данной работы [1].

1.2 Понятие и  сущность конкурентоспособности

Конечная цель любой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под  конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько  важных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием  как таковым и в значительной  мере сводится к качеству. Вторая  связана как с экономикой создания  сбыта и сервиса товара, так  и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

Информация о работе Основные принципы и факторы конкурентоспособности