Основы стандартизации, сертификации и метрологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:32, реферат

Описание работы

Стандартизация, сертификация и метрология в том виде как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы стандартизации…………………………………………………….4
Цели и задачи стандартизации…………………………………………………..4
Функции стандартизации……………………………………………..…….......5
Категории и виды стандартов……………………………………………………6
Органы и службы по стандартизации……………………………………..…...8
Порядок разработки стандартов……………………………………................10
2. Важнейшие метрологические понятия……………………………………12
Основные понятия и определения метрологии…………………………..…...12
Классификация измерений………………………………………….................13
Роль метрологии в развитии различных наук………………………………....14
Метрологическое обеспечение……………………………………………….....15
3. Вопросы сертификации в законах Российской Федерации…….............16
Основы сертификации. Основные понятия…………………………………...16
Организационная структура системы обязательной сертификации………....17
Схема сертификации…………………………………………………………….18
Правовые основы подтверждения соответствия……………………………...19
Фомы подтверждения соответствия………………………………….…...…..20
Список используемой литературы……………………………………………23
Приложение 1…………………………………………………………………..24
Приложение 2…………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

метрология.docx

— 82.17 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОУ «ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СТОИТЕЛЬСТВЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Основы стандартизации, сертификации и метрологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга, 2008

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Основы стандартизации…………………………………………………….4

Цели и  задачи стандартизации…………………………………………………..4

Функции стандартизации……………………………………………..…….......5

Категории и  виды стандартов……………………………………………………6

Органы и  службы по стандартизации……………………………………..…...8

Порядок разработки стандартов……………………………………................10

  1. Важнейшие метрологические понятия……………………………………12

Основные  понятия и определения метрологии…………………………..…...12

Классификация измерений………………………………………….................13

Роль метрологии в развитии различных наук………………………………....14

Метрологическое обеспечение……………………………………………….....15

  1. Вопросы сертификации в законах Российской Федерации…….............16

Основы сертификации. Основные понятия…………………………………...16

Организационная структура системы обязательной сертификации………....17

Схема сертификации…………………………………………………………….18

Правовые  основы подтверждения соответствия……………………………...19

Фомы подтверждения  соответствия………………………………….…...…..20

Список используемой литературы……………………………………………23

Приложение 1…………………………………………………………………..24

Приложение 2…………………………………………………………………..26

 

Введение.

 

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг –  важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема  качества актуальна для всех стран  независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических  отношений необходимо совершенствование  национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание  национальных систем стандартизации и  сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные  предприятия, производящие верхнюю  одежду, в условиях современной конкуренции  не только на внешних рынках, но и  на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий  легкой промышленности. Право предприятий  на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей  практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом  уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными  нормами.

 Стандартизация, сертификация и метрология в  том виде как это было в  плановой экономике, не только  не вписывались в новые условия  работы, но и тормозили либо  просто делали невозможной интеграцию  России в цивилизованное экономическое  пространство. Особенно ярким примером  служит тому условие вступления  нашего государства в ГАТТ/ВТО.

Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств  измерений» создали необходимую  правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших  для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию  торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так  и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает  статус рыночного стимула. Таким  образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях  управления.

Стандартизация  основывается на последних достижениях  науки, техники и практического  опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные  решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему  внедрению научных достижений в  практическую деятельность.

Стандартизация  создает организационно-техническую  основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт  – это образец, эталон, модель принимаемые  за исходные для сопоставления с  ними других подобных объектов. Как  нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт  разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Итак, переход  страны к рыночной экономике с  присущей ей конкуренцией, борьбой  за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

 

1. Основы стандартизации

 

1.1. Цели и задачи стандартизации.

 

Стандартизация  – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в  целях обеспечения:

  • безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем единства измерений;
  • Экономии всех видов ресурсов;
  • Безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • Обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

(ст. 1 Закона  РФ «О стандартизации»)

Теоретическая метрология занимается вопросами фундаментальных  исследований, созданием системы  единиц измерений, физических постоянных, разработкой новых методов измерения.

Прикладная (практическая) метрология занимается вопросами практического применения в различных сферах деятельности результатов теоретических исследований в рамках метрологии.

Законодательная метрология включает совокупность взаимообусловленных  правил и норм, направленных на обеспечение  единства измерений, которые возводятся в ранг правовых положений (уполномоченными  на то органами государственной власти), имеют обязательную силу и находятся  под контролем государства.

В процессе трудовой деятельности специалисту  приходится решать систематически повторяющиеся  задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической  и управленческой документации; измерение  параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т. д. Существуют различные варианты решения этих задач.

Цель  стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность  достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности  в действительность необходимо, чтобы  найденное решение стало достоянием большего числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого  решения существующих и потенциальных  задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Цели  стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие  цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей  для российской стандартизации связана  с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих:

  • безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;
  • совместимость и взаимозаменяемость изделий;
  • качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;
  • единство измерений;
  • экономию всех видов ресурсов;
  • безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;
  • обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Конкретные  цели стандартизации относятся к  определенной области деятельности, отрасли производства товаров и  услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т. д.

Основными задачами стандартизации являются:

  • установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;
  • развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
  • обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;
  • разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
  • принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях народного хозяйства;
  • формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

 

1.2. Функции стандартизации.

 

Для достижения социальных и технико-экономических  целей стандартизация выполняет  определенные функции.

  1. Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами.
  2. Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции и услуг, изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.
  3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативных документах обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
  4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
  5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Стандарты отражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации.
  6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами – эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной творческой и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).
  7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

 

    1. . Категории и виды стандартов.

Информация о работе Основы стандартизации, сертификации и метрологии