Основы стандартизации, сертификации и метрологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:32, реферат

Описание работы

Стандартизация, сертификация и метрология в том виде как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы стандартизации…………………………………………………….4
Цели и задачи стандартизации…………………………………………………..4
Функции стандартизации……………………………………………..…….......5
Категории и виды стандартов……………………………………………………6
Органы и службы по стандартизации……………………………………..…...8
Порядок разработки стандартов……………………………………................10
2. Важнейшие метрологические понятия……………………………………12
Основные понятия и определения метрологии…………………………..…...12
Классификация измерений………………………………………….................13
Роль метрологии в развитии различных наук………………………………....14
Метрологическое обеспечение……………………………………………….....15
3. Вопросы сертификации в законах Российской Федерации…….............16
Основы сертификации. Основные понятия…………………………………...16
Организационная структура системы обязательной сертификации………....17
Схема сертификации…………………………………………………………….18
Правовые основы подтверждения соответствия……………………………...19
Фомы подтверждения соответствия………………………………….…...…..20
Список используемой литературы……………………………………………23
Приложение 1…………………………………………………………………..24
Приложение 2…………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

метрология.docx

— 82.17 Кб (Скачать файл)

Руководство и координацию работ по стандартизации в области строительства осуществляет Госстрой России. Работы по государственной  стандартизации планируются. Составление  планов находится в ведении Госстандарта РФ и Госстроя РФ.

Госстандарт определяет стратегические направления  по стандартизации, анализирует все  заказы, планы работы технических  комитетов, предложения субъектов  хозяйственной деятельности и разрабатывают  годовые планы по стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). Они специализируются в зависимости  от объекта стандартизации.

Основные  функции ТК:

  • определение концепций развития стандартизации в своей области;
  • подготовка данных для годовых планов по стандартизации;
  • составление проектов новых стандартов и обновление действующих;
  • оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности по анализу эффективности стандартизации;
  • привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Научно-технической  базой для создания ТК служат предприятия  или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации  ТК.

Другие  службы по стандартизации.

Другие  субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие НД (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей  организационной структуре специальные  службы, которые координируют работу по созданию стандартов.

 

1.5. Порядок разработки стандартов.

 

Работа  технического комитета по стандартизации начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические  общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в технический  комитет.

На основе заявок Госстандарт РФ формирует  годовой план государственной стандартизации России.

Разработке  проекта стандарта предшествует организационная работа технического комитета по стандартизации. На этой стадии технический комитет стремится  более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта.

Разработка  проекта проходит две стадии. Вначале  создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и  нормам, национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности  этих документов и более высокого научно-технического уровня.

Проект  в первой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на специальном  заседании, либо путем переписки, чтобы  удостоверится в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требования российского законодательства и положениям Государственной системы  стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее  заинтересованным организациям

Вторая  стадия разработки заключается в  анализе полученных отзывов, составлении  окончательной редакции проекта  нормативного документа и подготовки его к принятию. Окончательная  редакция должна быть рассмотрена членами  ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта. Если с  окончательной редакцией проекта  согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен  в Госстандарт РФ и заказчику  нормативного документа.

Принятие  стандарта осуществляет Госстандарт  РФ. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим  правилам и нормам, терминологическим  стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-2001 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Далее стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежегодном Информационном указателе.

Стандарт  не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

При необходимости  обновления стандарта ТК разрабатывает  проект изменения, проект пересмотренного  стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа  и вносит предложения в Госстандарт  РФ.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей  качества продукции и затрагивает  ее совместимость и взаимозаменяемость.

Отмена  стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так  и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции  либо принятие нового стандарта.

Принятие  решений о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта, а также соответствующая  публикация в Информационном указателе  находящихся в ведении Госстандарта РФ. Решение о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта отрасли  принимает орган государственного управления, утвердивший нормативный  документ.

Обновление  или отмена стандарта предприятия  осуществляется по решению руководства  субъекта хозяйственной деятельности, принявшего стандарт. Стандарты научно-технических  обществ пересматриваются с целью  внесения в них новых результатов  научных исследований или производственных достижений. Отмена этой категории  нормативных документов связана  с моральным устареванием объекта  стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым  предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов обязаны  информировать о проделанной  работе и ее результатах Госстандарт  РФ.

Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации»  устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации  работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными  для всех предприятий независимо от их формы собственности, а также  для частных предпринимателей. Закон  распространяется на изготовителей  продукции, продавцов, исполнителей услуг  и другие организации и предприятия.

Закон о  стандартизации принят в нашей стране впервые. Ранее вопросы стандартизации регулировались на правительственном  уровне. Отсутствие основ законодательства вело к необходимости принятия большого количества актов различного уровня, отражавших текущие потребности, к  их несогласованности, к проблемам  в регулировании некоторых основных вопросов. С принятием Закона эти  недостатки во многом устраняются, создаются  возможности целенаправленного  развития законодательства в столь  важной для населения и государства  области.

Отношения в области стандартизации регулируются настоящим Законом и издаваемыми  в соответствии с ним актами законодательства РФ (ст. 2 Закона РФ «О стандартизации»)

 

2. Важнейшие метрологические  понятия

 

2.1. Основные понятия и определения  метрологии.

 

Метроло́гия (от греч. μέτρον — мера, измерительный  инструмент) — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения  их единства и способах достижения требуемой точности (РМГ 29-99). Предметом  метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью. Средством метрологии является совокупность измерений и метрологических  стандартов, обеспечивающих требуемую  точность.

Метрология  состоит из 3 разделов:

  • Теоретическая
  • Прикладная
  • Законодательная

Физическая  величина – одно из свойств физического  объекта, общее в качественном отношении  для многих физических объектов, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них.

Единица физической величины – физическая величина фиксированного размера, которой  условно присвоено числовое значение, равное 1, и применяемая для количественного  выражения однородных с ней физических величин.

Технические измерения определяют класс измерений, выполняемых в производственных и эксплуатационных условиях, когда  точность измерения определяется непосредственно  средствами измерения.

Измерение – совокупность операций по применению технического средства, хранящего единицу  физической величины, обеспечивающих нахождение соотношения измеряемой величины с ее единицей и получения  значения этой величины.

Единство  измерений - состояние измерений, при  котором их результаты выражены в  узаконенных единицах и погрешности  известны с заданной вероятностью. Единство измерений необходимо для  того, чтобы можно было сопоставить  результаты измерений, выполненных  в разное время, с использованием различны методов и средств измерений, а также в различных по территориальному расположению местах.

Единство  измерений обеспечивается их свойствами: сходимостью результатов измерений; воспроизводимостью результатов измерений; правильностью результатов измерений.

Сходимость - это близость результатов измерений, полученных одним и тем же методом, идентичными средствами измерений, и близость к нулю случайной погрешности  измерений.

Воспроизводимость результатов измерений характеризуется  близостью результатов измерений, полученных различными средствами измерений (естественно одной и той же точности) различными методами.

Правильность  результатов измерений определяется правильностью как самих методик  измерений, так и правильностью  их использования в процессе измерений, а также близостью к нулю систематической  погрешности измерений.

Процесс решения любой задачи измерения  включает в себя, как правило, три  этапа: подготовку, проведение измерения (эксперимента) и обработку результатов. В процессе проведения самого измерения  объект измерения и средство измерения  приводятся во взаимодействие.

Средство  измерения - техническое устройство, используемое при измерениях и имеющее  нормированные метрологические  характеристики.

Результат измерения - значение физической величины, найденное путем ее измерения. В  процессе измерения на средство измерения, оператора и объект измерения  воздействуют различные внешние  факторы, именуемые влияющими физическими  величинами.

Эти физические величины не измеряются средствами измерения, но оказывают влияние на результаты измерения. Несовершенство изготовления средств измерений, неточность их градуировки, внешние факторы (температура окружающей среды, влажность воздуха, вибрации и др.), субъективные ошибки оператора  и многие другие факторы, относящиеся  к влияющим физическим величинам, являются неизбежными причинами появления  погрешности измерения.

Точность  измерений характеризует качество измерений, отражающее близость их результатов  к истинному значению измеряемой величины, т.е. близость к нулю погрешности  измерений.

Погрешность измерения - отклонение результата измерения  от истинного значения измеряемой величины.

Под истинным значением физической величины понимается значение, которое идеальным образом  отражало бы в качественном и количественном отношениях соответствующие свойства измеряемого объекта.

Основные  постулаты метрологии: истинное значение определенной величины существует и  оно постоянно; истинное значение измеряемой величины отыскать невозможно. Отсюда следует, что результат измерения  математически связан с измеряемой величиной вероятностной зависимостью.

Поскольку истинное значение есть идеальное значение, то в качестве наиболее близкого к  нему используют действительное значение. Действительное значение физической величины - это значение физической величины, найденное экспериментальным путем  и настолько приближающееся к  истинному значению, что может  быть использовано вместо него. На практике в качестве действительного значения принимается среднее арифметическое значение измеряемой величины.

Рассмотрев  понятие об измерениях, следует различать  и родственные термины: контроль, испытание и диагностирование.

Контроль - частный случай измерения, проводимый с целью установления соответствия измеряемой величины заданным пределам.

Испытание - воспроизведение в заданной последовательности определенных воздействий, измерение  параметров испытуемого объекта  и их регистрация.

Информация о работе Основы стандартизации, сертификации и метрологии