Основы стандартизации, сертификации и метрологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:32, реферат

Описание работы

Стандартизация, сертификация и метрология в том виде как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы стандартизации…………………………………………………….4
Цели и задачи стандартизации…………………………………………………..4
Функции стандартизации……………………………………………..…….......5
Категории и виды стандартов……………………………………………………6
Органы и службы по стандартизации……………………………………..…...8
Порядок разработки стандартов……………………………………................10
2. Важнейшие метрологические понятия……………………………………12
Основные понятия и определения метрологии…………………………..…...12
Классификация измерений………………………………………….................13
Роль метрологии в развитии различных наук………………………………....14
Метрологическое обеспечение……………………………………………….....15
3. Вопросы сертификации в законах Российской Федерации…….............16
Основы сертификации. Основные понятия…………………………………...16
Организационная структура системы обязательной сертификации………....17
Схема сертификации…………………………………………………………….18
Правовые основы подтверждения соответствия……………………………...19
Фомы подтверждения соответствия………………………………….…...…..20
Список используемой литературы……………………………………………23
Приложение 1…………………………………………………………………..24
Приложение 2…………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

метрология.docx

— 82.17 Кб (Скачать файл)

Документ, удостоверяющий соответствие объекта  этим требованиям, носит название сертификата  соответствия.

С целью  информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции  требованиям технических регламентов, используется знак обращения на рынке, который в установленном порядке  обозначается на упаковке промышленной продукции. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 19.11.2003 № 696 "О знаке обращения на рынке" утверждено описание, изображение и  варианты обозначения знака обращения  на рынке, предназначенного для маркирования продукции, которая соответствует  требованиям технических регламентов, и вариантов его изображения.

Органом по сертификации является юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном  порядке для выполнения работ  по сертификации.

 

3.2. Организационная структура системы  обязательной сертификации.

 

«Сертификация – деятельность по подтверждения  соответствия продукции установленным  требованиям.

Сертификация  осуществляется в целях:

  • Создания условий деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей ни едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • Содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
  • Защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • Контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • Подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер.»

(Ст. 1 «Закона  о сертификации продукции и  услуг»).

Полномочия  по государственной регистрации  систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ, распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации. Государственная регистрация  систем сертификации и знаков соответствия является исключительной компетенцией Госстандарта России.

Порядок государственной регистрации, согласно Закону, устанавливается Госстандартом  России. Цели государственной регистрации, объем полномочий регистрационного органа, характер и количество представляемых документов при регистрации систем обязательной и добровольной сертификации принципиально различаются.

Системы обязательной сертификации создаются  федеральными органами исполнительной власти при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих системах должны быть уполномочены или аккредитованы  на право проведения соответствующих  работ государственными органами. Некоторые  из участников сертификации обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности. Такой порядок требует всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всем предъявляемым требованиям.

«Система  сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе  в соответствии с настоящим Законом.
В систему сертификации могут входить  предприятия, учреждения и организации  независимо от их форм собственности, а также общественные объединения.
В систему сертификации могут входить  несколько систем сертификации однородной продукции.
Системы сертификации подлежат государственной  регистрации в установленные  Госстандартом России порядке.» 
(Ст. 5 «Закона о сертификации продукции  и услуг»).
3.3. Схема сертификации

 

Орган по сертификации продукции – ГОССТАНДАРТ  РОССИИ

«Комитет  РФ по стандартизации, метрологии и  сертификации (далее Госстандарт  России) в соответствии с настоящим  Законом:

  • Формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывают официальную информацию о них;
  • Проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;
  • Опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
  • Готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
  • Представляет в установленном порядке РФ в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.»

(Ст. 4 «Закона  о сертификации продукции и  услуг»).

 

3.4. Правовые основы подтверждения  соответствия

 

Формирование  высокоэффективной и социально-ориентированной  рыночной экономики предполагает создание гибкого и надежного механизма  защиты прав потребителей и поддержки  отечественных товаропроизводителей.

При этом необходимо решить несколько принципиальных задач:

  • добиться коренного повышения качества и безопасности продукции и услуг;
  • успешно осуществлять интеграцию отечественной экономики в мировую систему, добиться улучшения условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки путем вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Европейский союз. Принимая условия ВТО нужно не допустить ущемления интересов российских производителей товаров и услуг;
  • разработать гибкую систему безопасности российского потребителя продукции и услуг при усилении ответственности производителей и поставщиков за некачественную продукцию;
  • повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках.

На решение  этих задач и нацелено подтверждение  соответствия продукции или услуг (обязательное - в виде декларации о  соответствии или обязательной сертификации или добровольное - в виде добровольной сертификации).

Закон "О  техническом регулировании" определил, что подтверждение соответствия осуществляется в целях:

  • удостоверения соответствия ОТР техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
  • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Юридическую базу для подтверждения соответствия обеспечил закон "О техническом  регулировании".

В законе определены цели, принципы и формы  подтверждения соответствия, порядок  проведения сертификации и организационные  основы, условия ввоза импортной  продукции.

Недопустимо совмещение полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации, а также органа полномочий на аккредитацию и на сертификацию. Организационную  основу подтверждения соответствия составляют: федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, функции которого в настоящее время осуществляет Минпромэнерго; испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке и выполняющие функции третьей стороны (т. е. не зависящей от заявителя, осуществляющего обязательную сертификацию, от федерального органа по сертификации), а также органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия, определяет порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений и порядок оплаты за их представление.

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и  измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предъявлять  аккредитованным лабораториям сведения о заявителе. На основании представленных лабораторией протоколов испытаний  орган по сертификации принимает  решение о выдаче или отказе в  выдаче сертификата соответствия.

Государственный контроль (надзор) осуществляется органами федеральной власти и субъектов  Российской Федерации исключительно  за соблюдением требований технических  регламентов в отношении ОТР  и только на стадии обращения продукции.

Органы  госнадзора имеют право выдавать предписания об устранении требований технических регламентов в определенный срок вплоть до решения о запрете  передачи продукции; о полном или  частичном приостановлении процессов  производства, эксплуатации, хранения и др.; приостановки или прекращения  действия декларации или сертификата  соответствия, а также привлекать изготовителя к ответственности  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

  • доступности информации о порядке подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
  • недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
  • установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
  • недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
  • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией и др.

Подтверждение соответствия применяется независимо от страны и места происхождения  ОТР и лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами и т.д.

В соответствии с законом РФ полученные за пределами  территории России документы о подтверждении  соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований, испытаний  и измерений признаются в соответствии с международными договорами. При  этом соответствующие документы  на такую продукцию должны быть представлены в таможню одновременно с таможенной декларацией.

 

3.5. Формы подтверждения соответствия

 

Форма подтверждения  соответствия определяет порядок документального  удостоверения продукции или  иных объектов технического регулирования  требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательное  подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);
  • обязательной сертификации.

Приоритетной  формой обязательного подтверждения  соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое по требованиям  технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах  должна закладываться только в обоснованных случаях. Для ее применения рекомендуется  руководствоваться одним из следующих  критериев:

  • высокая степень потенциальной опасности продукции в сочетании со специальными мерами по защите рынка (например, обязательная сертификация лекарственных средств);
  • принадлежность конкретной продукции к сфере действия международных соглашений и других документов, к которым присоединилась Россия и в которых предусмотрена сертификация подобной продукции (например, система сертификации механических транспортных средств на соответствие правилам ЕЭК ООН). Этот критерий обеспечивает взаимное признание результатов подтверждения соответствия без повторной сертификации;
  • исключение случаев, когда заявитель не может реализовать положение Закона об обязательном подтверждении соответствия (например, невозможность ввоза необходимой нашей стране продукции из-за отсутствия у поставщика необходимой процедуры подтверждения соответствия).

Обязательное  подтверждение соответствия производится только в случаях, установленных  соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие его требованиям.

Объектом  обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирование соответствия) может быть только продукция, выпускаемая  в России. Формы и схемы подтверждения  соответствия устанавливаются только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей  технических регламентов третьей  стороной (не зависящей ни от изготовителя или поставщика, ни от потребителя  продукции).

Информация о работе Основы стандартизации, сертификации и метрологии