Основы стандартизации, сертификации и метрологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:32, реферат

Описание работы

Стандартизация, сертификация и метрология в том виде как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы стандартизации…………………………………………………….4
Цели и задачи стандартизации…………………………………………………..4
Функции стандартизации……………………………………………..…….......5
Категории и виды стандартов……………………………………………………6
Органы и службы по стандартизации……………………………………..…...8
Порядок разработки стандартов……………………………………................10
2. Важнейшие метрологические понятия……………………………………12
Основные понятия и определения метрологии…………………………..…...12
Классификация измерений………………………………………….................13
Роль метрологии в развитии различных наук………………………………....14
Метрологическое обеспечение……………………………………………….....15
3. Вопросы сертификации в законах Российской Федерации…….............16
Основы сертификации. Основные понятия…………………………………...16
Организационная структура системы обязательной сертификации………....17
Схема сертификации…………………………………………………………….18
Правовые основы подтверждения соответствия……………………………...19
Фомы подтверждения соответствия………………………………….…...…..20
Список используемой литературы……………………………………………23
Приложение 1…………………………………………………………………..24
Приложение 2…………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

метрология.docx

— 82.17 Кб (Скачать файл)

 

В России установлены следующие категории  нормативно-технической документации, определяющей требования к объектам стандартизации:

  • государственные стандарты (ГОСТ);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • республиканские стандарты (РСТ);
  • стандарты предприятий (СТП);
  • стандарты общественных объединений (СТО);
  • технические условия (ТУ);
  • международные стандарты (ИСО/МЭК)
  • региональные стандарты;
  • межгосударственные стандарты;
  • национальные стандарты.

Государственные стандарты (ГОСТ) разрабатывают на продукцию, работы, услуги, потребности в которых  носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России. В стандартах содержатся как обязательные требования, так и рекомендательные. К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы, техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий, единство методов контроля и единство маркировки. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности. Рекомендательные требования стандарта становятся обязательными, если на них есть ссылка в договоре (контракте).

Отраслевые  стандарты (ОСТ) разрабатываются применительно  к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить  обязательным требованиям государственных  стандартов, а также правилам и  нормам безопасности, установленным  для отрасли. Принимают такие  стандарты государственные органы управления (например, министерства), которые  несут ответственность за соответствие отраслевых стандартов обязательным требованиям  ГОСТ Р.

Диапазоном  применяемости отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомственными  государственному органу управления, принявшему данный стандарт. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Республиканские стандарты (РСТ) устанавливаются по согласованию с Госстандартом и  соответствующими ведущими министерствами и ведомствами по закрепленным группам  продукции, на отдельные виды продукции, изготовляемой предприятиями.

РСТ устанавливают  требования к продукции, которая  может выпускаться находящимися на территории республики предприятиями, но не является объектом государственной  и отраслевой стандартизации.

РСТ устанавливаются  также на товары народного потребления, изготавливаемые предприятиями, находящимися на территории республики, независимо от их подчиненности, в тех случаях, когда на продукцию отсутствуют  государственные стандарты или  отраслевые стандарты.

РСТ обязательны  для всех предприятий, находящихся  на территории республики, выпускающих  и потребляющих данную продукцию.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются  и принимаются самими предприятиями. Объектами стандартизации в этом случае являются составляющие организация  и управление производством, продукция, составные части продукции, технологическая  оснастка, общие технологические  нормы процесса производства. Эта  категория стандартов обязательна  для предприятия принявшего этот стандарт.

Стандарты общественных объединений (научно-технических  обществ, инженерных обществ и др.). Эти нормативные документы разрабатывают  на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые  методы испытаний, а также нетрадиционные технологии и методы управления производством. Общественные объединения преследуют цель распространения перспективных  результатов мировых научно-технических  достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

Эти стандарты  служат важным источником информации о передовых достижениях, и по решению самого предприятия они  принимаются на добровольной основе для использования отдельных  положений при разработке стандартов предприятия.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру  соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут  касаться порядка согласования норм документов, предоставления информации о принятых стандартах отраслей, общественных и других организаций в Госстандарт  РФ, создание службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований ГОСТ и других вопросов организационного характера. ПР и Р разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту РФ и Госстрою РФ.

Технические условия (ТУ) разрабатываются предприятиями  и другими субъектами хозяйственной  деятельности в том случае, когда  стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция  разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов. Особенность процедуры  принятия ТУ состоит в том, что  во время приемки новой продукции  происходит их окончательное согласование с приемочной комиссией. Перед этим предварительно рассылается проект ТУ тем организациям, представители  которых будут на приемке продукции. ТУ считаются окончательно согласованными, если подписан акт приемки опытной  партии (образца).

Международные стандарты (ИСО/МЭК) разрабатываются  международными организациями по стандартизации для того, чтобы устранить технические  барьеры в торговле, то есть гармонизировать  требования, предъявляемые к продукции, услугам в соответствие с требованиями международных стандартов.

Если  стандарт гармонизирован с международным  стандартом, то по нему можно проводить  сертификацию продукции.

Региональные  стандарты разрабатываются региональными  органами по стандартизации. Например, такой организацией является ЕОКК (европейская  организация по контролю качества).

Национальные  стандарты разрабатываются национальными  организациями по стандартизации. Например, Госстандартом России. Национальные стандарты действуют только на территории России.

Межгосударственные  стандарты обязательны для стран  членов СНГ.

Виды  стандартов.

Существуют  следующие виды стандартов:

  • основополагающие стандарты;
  • стандарты на продукцию;
  • стандарты на работы и процессы;
  • стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;
  • технические условия.

Основополагающие  стандарты, в свою очередь, делятся  на:

  • общетехнические стандарты;
  • организационно-методические стандарты.

Общетехнические стандарты, регламентирующие термины  определения, обозначения, номенклатуру показателей качества выполняют  функцию обеспечения информационной совместимости однозначности понимания  объекта стандартизации. Общетехнические  стандарты, регламентирующие общие  требования и (или) нормы выполняют  функцию обеспечения технического единства и взаимосвязи объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства, испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные (общие), положения устанавливают  общие требования, обеспечивающие организационно-техническое  единство объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие порядок (правила) обеспечивают единство и взаимосвязь процессов  управления в различных областях деятельности. Стандарты, регламентирующие построение (изложение, оформление, содержание) обеспечивают информационную совместимость  документации.

Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся на:

  • стандарты общих технических требований;
  • стандарты общих технических условий;
  • стандарты технических условий.

Стандарты общих технических требований и  общих технических условий устанавливают  всесторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и потреблению (эксплуатации).

Стандарты, регламентирующие параметры и (или) размеры, типы, марки, сортамент, конструкцию  устанавливают требования к типоразмерным  и параметрическим рядам, обеспечивающим унификацию и взаимозаменяемость продукции.

Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции выполняют  функцию по обеспечению заданного  качества продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании  и хранении, полноценного использования  продукции при потреблении, восстановление продукции.

Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе однородной продукции, а к конкретной выпускаемой  продукции.

Стандарты на работы и процессы устанавливают  правила проведения различного рода работ, процессов. Главным их требованием  является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при  проведении данных работ (процессов).

Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа  регламентируют требования к методам  испытаний, проведению научно-исследовательских  работ, испытаниям при сертификации продукции.

Технические условия – это нормативный  документ, который имеет отраслевое подчинение, имеет временное значение до введения ГОСТа на данную продукцию.

 

    1. . Органы и службы по стандартизации.

 

Государственный комитет по стандартизации.

Согласно  Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие  органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Основная функция такого органа – разработка и утверждение норм документов, доступных широкому кругу потребителей.

Национальным  органом по стандартизации в России является Государственный комитет  Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Госстандарт России выполняет следующие  функции:

  • координирует деятельность государственных органов управления, касающихся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;
  • взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;
  • направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;
  • подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;
  • устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;
  • принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации.;
  • осуществляет государственную регистрацию норм, документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;
  • руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;
  • осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;
  • представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в межгосударственном совете СНГ;
  • сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;
  • руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ГОСТов, правил обязательной сертификации;
  • участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;
  • устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;
  • при разработке ГОСТов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативные документы;
  • организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

Информация о работе Основы стандартизации, сертификации и метрологии