Особенности разработки управленческих решений в условиях неопределенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Произошедшие в экономике России за последние годы изменения выявили ряд дискуссионных и актуальных проблем, носящих теоретический и прикладной характер и имеющих чрезвычайно важное значение для устойчивого функционирования и развития экономики. К приоритетным проблемам относятся вопросы теории, методологии и практики принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

Содержание работы

Введение
1 Понятие неопределенности и риска.
2 Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернативных решений в сфере государственного (муниципального) управления.
3 Организационные методы уменьшения неопределенностей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: «Разработка управленческих решений»

Тема: «Особенности разработки управленческих решений в условиях неопределенности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2012

Содержание

Введение

    1. Понятие неопределенности и риска.
    2. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернативных решений в сфере государственного (муниципального) управления.
    3. Организационные методы уменьшения неопределенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Произошедшие в экономике России за последние годы изменения выявили  ряд дискуссионных и актуальных проблем, носящих теоретический  и прикладной характер и имеющих  чрезвычайно важное значение для устойчивого функционирования и развития экономики. К приоритетным проблемам относятся вопросы теории, методологии и практики принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

Рыночная ориентация все больше требует от хозяйственных руководителей  умения видеть перспективы, принимать  эффективные стратегические управленческие решения в сложившихся рискованных  условиях хозяйствования. Кроме того, в целях обеспечения устойчивости функционирования предприятий в  изменяющихся, неопределенных условиях хозяйствования необходимо соблюдение и использование основных принципов  стратегического менеджмента, реализация которых должна осуществляться, прежде всего, через принятие эффективных  управленческих решений, основанных на системном подходе, анализе внешних  и внутренних факторов, прямо или  косвенно влияющих на деятельность предприятия.

В этой связи существенно возрастает роль концептуальных и практически  значимых разработок по проблемам принятия управленческих решений с учетом факторов риска и неопределенности

Принятие решений – основная часть работы менеджеров любого звена  любого предприятия. Поэтому понимание  всех тонкостей процесса принятия решений  в различных условиях, знание и  применение различных методов и  моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности  работы организации.

В данной работе будут рассмотрены  понятия, связанные с принятием  решений в различных условиях. Такие, например, как «риск», «определенность», «неопределенность». Будут рассмотрены  некоторые примеры принятия решений в условиях риска и неопределенности. Также будут рассмотрены некоторые методы и модели принятия решений.

Целью данной курсовой работы является анализ принятия оптимального управленческого  решения с учетом фактора неопределенности и риска на примере конкретной организации (ЗАО «Молочный рай»).

Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в  следующем:

·      рассмотреть понятия неопределенности и риска;

·          рассмотреть процесс влияния неопределенности и риска на деятельность организации;

·          рассмотреть научные методы принятия решений, рекомендуемые в условиях неопределенности и риска;

Объектом исследования являются неопределенности и риски, касающиеся деятельности организаций  любой отрасли, а предметом исследования – принятие управленческих решений, направленных на получение наименьших потерь в условиях неопределенности и риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие неопределенности и риска

 

    1. Неопределенность и риск в УР

 

В хозяйственных  организациях руководителям различного уровня часто приходится разрабатывать  УР в условиях недостаточной или  ненадежной информации, а результаты реализации УР не всегда совпадают  с запланированными. В таких случаях ссылаются на непредвиденные неопределенности или риски, которые становятся постоянными спутниками руководителей и специалистов большинства компаний.

Рассмотрим  понятие неопределенности и риска. Неопределенность, неопределенный трактуются в словаре С.И. Ожегова как не вполне отчетливый, неточный, неясный или как уклончивый ответ. Там же риск определяется как возможность опасности, неудачи. Хотя риск может привести и к удачам, мы будем рассматривать риск в контексте приведенного определения.

Неопределенность  проявляется в параметрах информации на всех стадиях ее обработки. Неопределенность трудно измеряется, обычно ее оценивают  качественно, типа больше или меньше, выше или ниже. Редко она оценивается  в процентах, например, неопределенность информации составляет 30%, неопределенность разработанного решения составляет 10% (при этом допускается большой  разброс, например, ± 10, т.е. диапазон 0—20% считается приемлемым):

Обычно  неопределенность связывают с разработкой  УР, а риск — с реализацией УР, т.е. с результатами.

Неопределенности  - основная причина появления рисков. Поэтому уменьшение объема неопределенностей, вызывающих риски потерь, составляет важную задачу руководителя. Если имеется несколько УР, следующих друг за другом, то риски предшествующих УР становятся неопределенностями для последующих.

Неопределенность  рассматривается как явление  и как процесс. Такое разделение позволяет применять разные методики для уменьшения общей неопределенности в деятельности руководителя. Как явление неопределенность — это набор нечетких или размытых ситуаций, взаимоисключающей или недостаточной информации. К явлению относятся и форс-мажорные события, которые могут возникнуть помимо воли и сознания конкретного работника и изменить намеченный ход событий. Например, движение земной коры неожиданно вызвало оседание фундамента нового здания и поэтому досрочную сдачу объекта пришлось отложить. Как процесс неопределенность — это деятельность некомпетентного работника, принимающего ошибочные решения. Например, диспетчер аэропорта, рассчитывая коридор для посадки прибывающего самолета, не учел все параметры воздушного бассейна и траектории движения самолета, в результате чего самолет был вынужден приземлиться в поле за посадочной полосой.

В практике неопределенность рассматривается  как единое целое, в котором явление  создается процессом, а процесс  формирует явление. Например, юноша  принял решение о получении высшего  образования, чтобы в дальнейшем работать в интересующей его области. Он поступил в институт, дальнейшие результаты могут быть разными, например:

- юноша успешно окончит институт и получит хорошо оплачиваемую

работу по специальности;

- юноша успешно окончит институт, однако по его специальности не

будет достойной  работы и ему придется работать по совершенно другому направлению;

- юноша на 2—3 курсе найдет свое призвание в других областях знаний и уйдет все начинать сначала;

- юношу возьмут на два года в армию и после этого он изменит планы в отношении обучения.

Неопределенности  разделяются на две группы: объективные  и субъективные. Объективные не зависят от руководителя или специалиста, разрабатывающих или реализующих УР, при этом источник неопределенностей находится вне организации. Субъективные возникают из-за профессиональных ошибок, упущений, несогласованности. Источник неопределенностей при этом находится внутри организации. Субъективные неопределенности составляют основную часть суммарных неопределенностей, поэтому специалисту нужно научиться уменьшать субъективные неопределенности. Однако на смену одним неопределенностям приходят новые, отражая постоянное развитие всех процессов, свойственных управленческой деятельности.

Точно определить неопределенность при РУР довольно трудно, поэтому прибегают к различным видам ее оценки, которая базируется на характеристиках информации (объеме, ценности, насыщенности и достоверности), используемых информационных технологиях, профессионализме работников и характеристиках объекта управления.

Можно выделить четыре уровня неопределенностей:

- низкий, не влияющий на типовые процедуры РУР;

- средний, требующий пересмотра существенных процедур РУР;

- высокий, требующий разработки новых процедур РУР;

- сверхвысокий, находящийся вне понимания специалистов при РУР.

Для уменьшения степени неопределенности необходимы консультации не только специалистов, но и случайных людей («позиция стороннего наблюдателя»), например, следует заводить разговор в купе поезда о своих  проблемах, может быть, специально брать  билет куда-нибудь, чтобы поговорить о своих проблемах.

 

Влияние характеристик информации на неопределенности при РУР. Неопределенности при РУР возникают в основном по следующим причинам:

· отсутствие полной, достоверной информации;

· сложность обработки информации;

· монополизация необходимых сведений внешними органами управления.

Влияние характеристик информации на уровень  неопределенности весьма существенно. Руководителям необходимо больше доверяться документальной информации: дипломам, патентам и свидетельствам, справочникам типа «Who is who», прайс-листам на продукцию, сертификатам и т.д.

Задача  специалиста, работающего с информацией, заключается в:

· поиске информации;

· отделении ценной информации от «шумов» (дезинформации);

· оценке характеристик информации;

· выделении из информации наиболее важной части, позволяющей

  анализировать  текущее состояние объекта, по  которому разрабатывается 

  УР.

Поиск и  выделение нужной информации требуют  соответствующих технологий, профессионализма и финансовых ресурсов, так как  информация является дорогим товаром.

Информация  оценивается по объему, достоверности, ценности и насыщенности. Объем управленческой информации характеризует полноту информации о каком-либо объекте управления для принятия обоснованного решения. Он имеет три уровня: информационную избыточность, субминимальный уровень и информационную недостаточность. Достоверность информации определяется соотношением (в %) реальных сведений и общего объема информации. Достоверность имеет также три уровня: абсолютный (100%), доверительный (более 80%) и негативный (менее 80%). Ценность информации проявляется в снижении уровня затрат ресурсов (материалов, времени, денег) на принятие правильного решения. Ценность информации имеет четыре уровня: нулевой, средний (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более чем на 10%), высокий (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза), сверхвысокий (сокращение уровня затрат более чем в 10 раз). Ценность характеризует информацию как товар, имеющий потребительную стоимость. Насыщенность информации — это соотношение профессиональной и фоновой информации. Насыщенность имеет три уровня: высокий (80-100%), нормативный (50-80%), низкий (менее 50%).

Информация, используемая руководителем для  разработки управленческого решения, должна иметь следующие уровни характеристик:

    1. объем: избыточный или субминимальный;
    2. ценность: средняя или высокая;
    3. достоверность: абсолютная или доверительная;
    4. насыщенность: нормативная.

Сложность обработки информации может быть вызвана сложностью самой информации (формы представления, наличие нечетких оценок типа: больше, меньше; лучше, хуже и др.); сложностью или неоднозначностью процедур ее обработки; нехваткой времени  на ее обработку.

Монополизация информации часто является причиной и следствием коррупции в различных  органах управления.

Влияние профессионализма персонала  на неопределенности при РУР. Данные неопределенности возникают в основном по следующим причинам:

- ограничения на ресурсы (материальные, интеллектуальные и др.),  необходимые для исполнения решения;

- воздействие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных);

- наличие субъективного фактора при делегировании решения или его частей большому количеству исполнителей;

- недостаточная профессиональная подготовка руководителей и  специалистов аппарата управления;

- несоответствие решения объективному ожиданию объекта управления.

Ограничения на ресурсы, необходимые для исполнения решения, конечно, учитываются при РУР. Однако в реальном процессе реализации УР могут возникнуть нежелательные сочетания таких ограничений на ресурсы, которые помешают выполнению решения. Например, работа цеха планируется с учетом двухчасового отключения электроэнергии в городской сети (с 11 до 13 ч). На это время многие организации планируют завоз материалов и обеденный перерыв. В эти часы наверняка на улицах города наступят транспортные пробки, которые могут привести к срыву поставок и опозданию работников, возвращающихся на работу.

Обстоятельства  непреодолимой силы (форс-мажорные) в международной практике определяются как чрезвычайные, не существовавшие во время разработки или реализации УР и возникшие помимо воли его  участников. Они трактуются в двух аспектах: как объективные и субъективные. Объективные обстоятельства должны иметь абсолютный, а не затруднительный  характер (ураганы, землетрясения, потеря сознания группой работников и т.д.). Субъективные обстоятельства инициируются решениями высших государственных  органов, выполнение которых без  заметного ущерба для организации  невозможно. Их обычно именуют юридическим  форс-мажором. Не признаются форс-мажорными  обстоятельствами перемены в составе  персонала организации, изменение  цен, ликвидация или банкротство  организации и т.д.

Информация о работе Особенности разработки управленческих решений в условиях неопределенности