Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:52, курсовая работа
Цель данной работы – установить влияние мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности на экономические показатели деятельности.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
1 – раскрыть понятие и элементы качества продукции и конкурентоспособности;
2 – выявить значение качества для обеспечения конкурентоспособности организации;
3 – определить технико-экономическую характеристику организации
- профилактические
мероприятия, предназначенные
потенциальных несоответствий и предотвращения их появления.
Разработки предложений планирования и совершенствования ассортимента продукции осуществляется в Торговом Доме «Мясная Душа» специалистом продукт-менеджер.
Основным инструментом по работе с продукцией является проведение дегустаций с использованием дегустационных листов, где учитываются все замечания и предложения по внешнему виду, срезу, запаху, вкусу, цвету и консистенции продукции. Подобные мероприятия проводятся как внутри предприятия среди сотрудников, так и среди покупателей с помощью торговых представителей с применением актов сбора претензий по качеству продукции.
Подобные мероприятия проводятся довольно часто, как правило, основаны на
При обработке полученной информации, продукт-менеджером оформляются заявки для службы качества с подробным отчетом и предложениями, замечаниями и сроками реализации по повышению качества продукции.
Данные заявки рассматриваются и отрабатываются на совещаниях по качеству, которые проводятся еженедельно, где рассматриваются, в том числе и вопросы оценки качества труда, установление причин, порождающих брак, утверждаются мероприятия для улучшения качества продукции и труда, подводится итог выполнения мероприятий. За своевременное и эффективное проведение мероприятий отвечает руководитель отдела службы качества.
В основном все мероприятия требуют обеспечения материальными, людскими и финансовыми ресурсами, поэтому проводятся ориентировочные затраты, расчет ресурсов, определяются источники финансирования.
Продукт-менеджер до передачи заявок в службу качества для формирования плана должен согласовать с исполнителями (соисполнителями) и с планово-экономическим отделом сроки выполнения мероприятий, сумму планируемых затрат (сметную калькуляцию) на их реализацию и источник финансирования.
Служба качества формирует проект плана качества (протокол) и рассылает его в подразделения для согласования. Проект плана анализируется всеми подразделениями, каждое подразделение вносит в него необходимые коррективы и дополнения, все мероприятия плана должны быть увязаны между собой, взаимно согласованы между подразделениями (иногда проект плана может изменяться и рассылаться по несколько раз).
После процедуры согласования между подразделениями план качества обсуждается на совещании по качеству, где обсуждаются возражения и несогласия подразделений по отдельным мероприятиям и по ним принимается решение. После этого руководитель по качеству представляет план на рассмотрение и утверждение директору производства и ТД «Мясная Душа».
Оформляются мероприятия в виде приказов, распоряжений, планов или графиков работ.
План качества может корректироваться в зависимости от потребностей организации. По мере выполнения мероприятий и видов работ план может дополняться и актуализироваться. Вносить изменения в утвержденный план может только служба качества.
Целью внедрения данных мероприятий является планомерное повышение качества выпускаемой продукции для максимального удовлетворения постоянно растущих потребностей населения, путем внедрения новых видов изделий и планомерного улучшения показателей качества выпускаемой продукции.
3. Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности
Качество- это одна из важнейших характеристик при работе предприятия. При низком качестве продукция, изготовляемая предприятием, не будет пользоваться спросом. И вследствие этого у предприятия будет низкая прибыль.
Несмотря на то, что каждый год выполняется запланированный план продаж, существует проблема по качеству продукции, идет большой объем возврата продукции от покупателей. Для того, чтобы минимизировать показатели по причинам несоответствия качества продукции, предлагаются мероприятия по повышению его ( таблица 6) на будущий 2013 год.
Таблица 6. Мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции на 2010 год.
Наименование мероприятий |
Срок выполнения |
Ответственные за выполнение |
Освоение выпуска новых видов мясных и колбасных изделий (10 наименований) |
В течение года |
Начальник службы качества, начальник склада готовой продукции (СГП), отдел маркетинга и рекламы (ОМиР) |
Проведение инвентаризации на производстве с целью своевременного выявления недостачи остатков сырья |
В конце каждого месяца |
Главный бухгалтер |
Приемка сырья и отправка продукции только с качественными удостоверениями и сертификатами соответствия |
Постоянно |
Начальник Call-центра, начальник СГП, Начальник отдела снабжения, технолог |
Усиление контроля по транспортировке продукции |
Постоянно |
Начальник транспортно-экспедиционного отдела (ТЭО) |
Приобретение дополнительных
холодильных камер для |
Постоянно |
Начальник ТЭО |
Разработка инструкций по обслуживанию оборудования, и контроль за исполнением |
Постоянно |
Главный механик |
Продолжение таблицы Мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции на 2013 год.
Проведение технологического обучения с рабочими |
Апрель Октябрь |
Начальник лаборатории |
Проведение дегустаций по качеству продукции (для контроля) |
Постоянно |
Продукт-менеджер, начальник службы качества |
Улучшение организации системы возврата продукции в цех полуфабрикатов |
Постоянно |
Директор производства полуфабрикатов |
Создание рабочей группы по рассмотрению возможности хранения готовой продукции в помещениях, находящихся на территории цеха полуфабрикатов |
В течении 3 месяцев |
Директор производства |
Создание регламента по улучшению ситуации по возвратам с СГП на производство |
В течении 3 месяцев |
Директора производства колбасных изделий, главный технолог, начальник СГП |
Контроль за вышеизложенными мероприятиями |
Постоянно |
Директор ТД «Мясная Душа» |
Стоит отметить, что возможна корректировка мероприятий (дополнительные мероприятия, изменения сроков) в зависимости от стечения обстоятельств.
Если все мероприятия проводить добросовестно и в срок, то можно добиться повышения качества продукции, поставляемой населению, сокращения объемов ее возврата и снижения производственного и экспедиционного брака.
В 2011 году предприятию ТД «Мясная Душа» было возвращено 67 тонн продукции. После внедрения мероприятий по улучшению качества продукции и мероприятий по повышению качества доставки продукции к потребителю объем возврата продукции составил 60 тонн. То есть произошло снижение производственного и экспедиционного брака в 1,1 раза, что составило снижение на 10%. По оценкам специалистов предприятия был составлен прогноз снижения брака при реализации мероприятий еще на 8 % в 2013 году. То есть после проведения мероприятий в течение 2013 года потери от возврата продукции не должны превысить 55 тонн.
Затраты на приобретение дополнительных холодильных камер для транспортировки составят 580 тыс.рублей. Данная мера позволит увеличить единовременную перевозку продукции на 100-200 кг. и повысит качество сохранности продукции при доставке в отдаленные регионы, что, в свою очередь, приведет к снижению объема возвращаемой продукции.
В 2012 году объем реализованной продукции составил 12700 тонн, Выручка от реализации – 2050,7 тыс.руб. Выпуск новых видов колбасных и мясных изделий позволит увеличить общий объем выпуска продукции на 20%. То есть на конец 2013 года выпуск продукции с учетом снижения возвратов составит 15185 тонн. А выручка может составить 2314,9 тыс.руб.
Затраты на рекламные акции по представлению потребителю новых видов продукции (дегустации, проспекты, и прочее) составят 1000 тыс.руб. Однако, правильно сориентированные акции позволят увеличить интерес и покупательскую потребность у населения к представляемой продукции, что приведет к росту спроса и увеличению объема реализации продукции.
Как видно из выше сказанного затраты на мероприятия как в целом, так и в частности, окупаются, являются эффективными, доход от реализации продукции превышает затраты по проведению данных мероприятий. Успешность и результативность ТД «Мясная Душа» позволит предприятию повысить свой рейтинг и позиции на рынке мясных продуктов, сделает его более конкурентоспособным.
В целом можно сказать, что осуществление мероприятий вполне выполнимо. Одна из главных особенностей этих мероприятий, чтобы сотрудники предприятия добросовестно относились к своим обязанностям и производили работу в срок. Возможно, здесь следует руководству предприятия разработать отдельно сетку денежного вознаграждения сотрудников для стимулирования их добросовестного отношения к своим обязанностям.
Известно, что лидирующее положение в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечивать качество продукции и услуг, создающие их производителям конкурентные преимущества, а потребителям - комфортные условия жизни. Именно поэтому в ведущих странах мира проблема качества находится в центре экономических интересов и государства, и граждан, что позволяет этим странам, обеспечивая высокое качество и конкурентоспособность продукции и услуг, обретать роль лидеров во многих секторах мирового рынка. Именно качество, возведенное в ранг национальной идеи, позволяет ряду стран, оказавшихся в состоянии экономической депрессии, успешно выйти из кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Качество продукции является важнейшей экономической категорий рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия изготовителя. Кроме того, качество продукции определяет темпы научно – технического процесса в отраслях использующих ее, и в конечном итоге – уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.
Обзор теоретических и методических материалов по исследуемой проблеме показал, что в современных условиях роль повышения качества продукции в развитии управления продвижением достаточно велика.
Это обусловлено тем, что конкуренция на рынке обостряется в стабильное для экономики время приростом новых производителей, а в сегодняшних условиях кризиса, наоборот их сокращением, что в свою очередь, также влияет на конкурентную активность, поскольку такой период характерен для смены лидеров на рынке.
Анализ отрасли показал, что особо остро обстоит дело на рынке мяса и мясных продуктов. На фоне некоторого увеличения объемов внутреннего производства мяса доля его импорта остается высокой. При этом стремительный рост цен на мясные продукты снижает их доступность. Так, среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов составляет 70 % от рекомендуемых рациональных норм.
Однако, в последние годы, в связи с повышением уровня доходов населения с 2002 по 2012 гг. наметилась тенденция роста объема производства отечественных колбасных изделий. За этот период рост составил 96% (приложение 1 исходя из долей рынка, по данным анализа отдела маркетинга за 2011 год).
Кроме того, особое влияние на выбор стратегии развития мясного подкомплекса оказывают региональные условия, определяющие правила функционирования предприятий на территории, а также специфические особенности потребления мяса и мясных продуктов.
По данным статистики количество производимых колбасных изделий на территории Челябинской области составляет: 40 280,87 тонн в год. Расчеты показали, что общая емкость рынка Челябинской области составляет 48 634, 796 тонн в год, то есть можно сделать вывод о том, что рынок близок к насыщению, но возможность роста сохраняется.
Кроме того, по результатам анализа конкурентов выявлено, что на сегодняшний день не определен явный лидер продаж на рынке мяса и мясных продуктов в городе Челябинске и производители конкурируют, в основном, по цене. Строго обособленного положения в создании целевой группы потребителей пока никто из присутствующих на рынке производителей не занял. Также необходимо сказать, что в условиях существующего экономического кризиса в стране ситуация обостряется нехваткой финансовых средств и намечается тенденция ухода с рынка некоторых производителей, которые занимают не большую долю рынка. Другими словами, появляется возможность укрепления позиций кого-либо из производителей.
Так, в рамках контрольной работы разработаны мероприятия, с помощью которых возможно повысить степень качества продукции и ее конкурентоспособности на рынке ООО ТД «Мясная Душа».