Проблема поддержания качества на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Качество - это неотъемлемая часть продукта, которая занимает особо важное значение в предпринимательской деятельности. И не секрет, что для того, чтобы компании «выжить» в конкурентной среде нужно производить только качественный товар. Каждый знает, что потребитель предпочтительнее отнесется к товару высокого качества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Понятие качества продукции и его показатели
Значения качества продукции в рыночных условиях
Система управления качеством продукции
Проблемы поддержания качества в рыночных условиях
КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Конкурентоспособность товара и его преимущества
Параметры оценки конкурентного положения товара
Пути обеспечения конкурентного положения в рыночных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 170.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
    1. Понятие качества продукции и его показатели
    2. Значения качества продукции в рыночных условиях
    3. Система управления качеством продукции
    4. Проблемы поддержания качества в рыночных условиях
  2. КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
    1. Конкурентоспособность товара и его преимущества
    2. Параметры оценки конкурентного положения товара
    3. Пути обеспечения конкурентного положения в рыночных условиях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Качество - это неотъемлемая часть продукта, которая занимает особо важное значение в предпринимательской деятельности. И не секрет, что для того, чтобы компании «выжить» в конкурентной среде нужно производить только качественный товар. Каждый знает, что потребитель   предпочтительнее отнесется к товару высокого качества.

Свою курсовую работу я хочу посвятить именно теме качества в условиях рыночной конкуренции, так как считаю, что в сегодняшней предпринимательской деятельности это ключ к успеху и богатству.     Сегодня, в Россию поступает много товаров и продуктов со всего света не всегда хорошего качества, поэтому  нашим   предпринимателям   необходима информация и контроль, чтобы уберечь покупателей от некачественных товаров. Наши предприятия сталкиваются с большими  трудностями, сокращением  производства, многие заводы останавливаются, коллективы   не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. В том-то и дело, что именно качество – это тот ключ, которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.

Качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. Для того чтобы произвести товар сначала следует узнать потребности потребителей, потому что потребности человека тесно связаны с качеством товара. Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы - производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

 В современной российской экономике проблема повышения конкурентоспособности продукции имеет большое значение и заслуживает особого внимания. Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

Производство и реализация конкурентоспособных товаров и  услуг обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы.

Для обеспечения конкурентных преимуществ фирме необходимо научиться  выделяться в толпе конкурентов, предлагая покупателям товар, заметно  отличающийся либо высоким уровнем  качества, либо нестандартным набором  свойств, реально интересующих покупателя.

Обеспечение конкурентоспособности  продукции на требуемом уровне предполагает необходимость её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся благим пожеланием.

Отправной момент оценки конкурентоспособности  любого товара – формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.

Еще Адам Смит говорил, что  невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет  на свои места, и люди, стремящиеся  лишь удовлетворить свои собственные  интересы, в конечном итоге работают на благо общества. Дело в том, что  конкурентоспособность, это такая  категория, которая легко заменяется другими: часто понятие “конкурентоспособность”  ассоциируется с качеством. Многочисленные маркетинговые исследования показали, что, осуществляя покупку, большинство покупателей все - таки ориентируется на критерий цена - качество. Понимание “хорошего качества” у разных людей сильно отличается: для одних это-надежность, для других – красота, для третьих экстравагантность. Но алгоритм выбора в большинстве случаев одинаков. В данной курсовой работе будет рассмотрена более подробно проблема повышения качества продукции  и  ее конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

 

    1. Понятие качества продукции и его показатели

 

В своей жизни и деятельности человек повсюду имеет дело с  созданным его разумом и руками вещественным миром, который при всём своём многообразии обладает единой общностью, имя которой - качество продукции.

Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, и этим определяется его уникальная общественная, экономическая  и социальная значимость. Чем выше качество продукции, тем большим  богатством обладает общество и тем  большими материальными возможностями  оно располагает для своего дальнейшего  прогресса.

Качество - это универсальная философская категория, охватывающая как явления внешнего мира, так и сознание человека.

 Философская категория  качества впервые была проанализирована  Аристотелем (3 в. до н.э.). Позже (19 в. н.э.) полно исследовал эту категорию Гегель. По Гегелю "качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество". Другими словами, как философская категория, качество это характеристика отличия предмета от всех остальных.

 Гегель отметил неразрывное  единство качества и количества. Те или иные количественные  изменения имеют свой предел, свою качественную границу, выход  за которую ведет к установлению  нового соотношения количества  и качества.

Ф. Энгельс рассматривал качество в двух планах: во-первых, всякое качество имеет бесконечно много  количественных градаций, доступных  измерению и наблюдению; во-вторых, существуют "...не качества, а только вещи, обладающие качеством, и при том бесконечно многими качествами". Экономическое содержание понятия "качество продукции" базируется на том, что качество продукции формируется в процессе ее изготовления. Поэтому как экономическая категория качество продукции рассматривается как овеществленный результат производственной деятельности людей. Любые вещи создаются для удовлетворения определенных потребностей человека и общества в целом. Это предназначение вещей полностью относится и к их качеству. Учитывая это социальное значение качества продукции, можно охарактеризовать его как социально-экономическую категорию. Степень удовлетворения личных и общественных потребностей конкретной вещью определяется ее свойствами. А качество вещи определяется совокупностью ее свойств. Таким образом, как совокупность свойств качество является технической категорией и изучается техническими дисциплинами.

Обобщая рассмотренные аспекты  качества продукции, ГОСТ 15467-79 дает ему  следующее определение: "Качество продукции" - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением". Качество продукции – совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Качество продукции в  условиях современного производства –  важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприяти.  
Заниматься качеством должны все участники производственного процесса- от директора предприятия – до конкретного исполнителя любой операции. Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.1

Следует отметить, что в  настоящее время зарубежные экономисты все больше склоняются к определению  качества как степени соответствия продукции требованиям потребителя. Некоторые даже утверждают, что сейчас у компаний на первом плане стоит  удовлетворение требований потребителей, а достижение прибыли уходит на последнее  место. Однако цель капиталистического производства осталась неизменной, а  вот стратегия ее достижения изменилась. Для получения прибыли нужно  продать товар, а сбыт все больше зависит от качества.

Таким образом, качество на современном этапе рассматривается  как средство достижения прибыли. При  этом принимается во внимание эффективность  повышения качества, т.е. соотношение  расходов на качество и прибыли от его повышения.

Таким образом, для инженера качество продукции есть совокупность свойств (лучше набор свойств - выше качество), а для маркетолога - степень удовлетворения потребности (чем ближе качество к конкретной, реально существующей потребности, к оптимальному уровню качества - тем лучше).

Качество продукции выражает меру учета совокупных требований к  продукции как к объекту производства или потребления соответственно со стороны изготовителей или  потребителей при ее разработке, производстве и использовании в соответствии с потребностями каждого конкретного  общества. Поэтому качество продукции  следует определять как меру конструктивного и эксплуатационного ее совершенства, проявляющегося в полезных свойствах, совокупность и значение которых отражают сложившиеся на данном этапе требования общества к ней, как средству удовлетворения определенных потребностей.

На каждой ступени развития общества требования к качеству - результат  взаимодействия объективных и субъективных факторов. Первые проявляются в уровне развития производительных сил, прежде всего науки и техники, вторые - в силе и характере воздействия потребителей на общественное производство, в значительной мере проявляющегося в платежеспособном спросе на конкретные виды продукции. Применительно к конкретному виду продукции качество выражает собой результат непрерывного роста и оптимального сбалансирования ее полезных свойств на стадиях разработки, производства и эксплуатации в пределах общественно допустимых затрат.

В процессе развития общества выделяют ряд стадий в зависимости  от степени удовлетворения общественных потребностей в товарах. В индустриально  развитых странах до середины 30-х  годов нашего столетия была эпоха массового спроса на основные потребительские товары. В 30-е годы эта эпоха завершилась практическим насыщением этого спроса. До достижения этой стадии главные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продукции. Успех в конкурентном сбыте имели фирмы, предлагавшие стандартные товары по самой низкой цене.

На смену эпохе массового  спроса в 30-50-е годы пришла эпоха массового сбыта. Ее символизировал принцип ежегодной смены моделей, переход от стандартной продукции к дифференцированной. Главными задачами управления фирмами в условиях обострившейся конкуренции стали предложение новых моделей на рынок, организация рекламы и сбыта, другие маркетинговые способы воздействия на выбор потребителя. Основное внимание в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах и в производстве стало уделяться качеству продукции и ее ассортименту. Забота о производственном потенциале для поддержания уровня прибыли за счет увеличения объема производства отошла на второй план.

Стадии массового производства и массового сбыта зарубежные ученые рассматривают как "индустриальную эпоху", когда было достигнуто удовлетворение первичных жизненных потребностей и насыщение спроса на основные товары. С середины 50-х годов наступила "постиндустриальная эпоха", для которой характерно производство высококачественных товаров в расчете на потребителя с относительно высоким уровнем доходов. Центр тяжести в предпринимательской деятельности в этот период переместился на технический прогресс - создание новых высококачественных видов продукции на базе новейших технологий. Более активную позицию в отношении качества товаров заняли в этот период потребители. Они стали требовать все более полной информации о покупаемом товаре, гарантий качества и защиты своих интересов.

Информация о работе Проблема поддержания качества на предприятии