Проблема поддержания качества на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Качество - это неотъемлемая часть продукта, которая занимает особо важное значение в предпринимательской деятельности. И не секрет, что для того, чтобы компании «выжить» в конкурентной среде нужно производить только качественный товар. Каждый знает, что потребитель предпочтительнее отнесется к товару высокого качества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Понятие качества продукции и его показатели
Значения качества продукции в рыночных условиях
Система управления качеством продукции
Проблемы поддержания качества в рыночных условиях
КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Конкурентоспособность товара и его преимущества
Параметры оценки конкурентного положения товара
Пути обеспечения конкурентного положения в рыночных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 170.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большие организации обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. Для его оценки используется такой показатель как затраты на инновации. Данный показатель, отражает способность страны к инновационной деятельности, дизайн и маркетинг, численность занятых в научной сфере, число полученных патентов внутри страны и за рубежом, степень защиты интеллектуальной собственности, развитость сферы образования.         В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должно входить следующее: 1. Воздействие правительства на факторные условия:    - акцент на создание факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок;      - грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).            2. Воздействие правительства на условия спроса:     - государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);      - регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);          - воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);  - предоставление полной и качественной информации покупателям; 3. Воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли:             - политика правительства в отношении СМИ;      - образование кластеров (в трактовке Портера — создание вертикально интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи — от поставщиков сырья до производителей готовой продукции) ;             - региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).            4. Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм:             - интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта);             - воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм;             - образование новых фирм;         - торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом);       Вторая точка зрения, отрицающая первую, состоит в том, что нельзя создавать искусственные формы поощрения и стимулирования, поскольку это в конечном счете приводит к снижению уровня конкурентоспособности предприятий.  В свою очередь, конкретной фирме необходимо занять определенное конкурентное положение, т.е. позицию на рынке по отношению к конкурентам. Она должна быть постоянно нацелена на создание конкурентных преимуществ. Последние обеспечиваются эффективным производством, хорошим менеджментом, действенной рекламой, работой с потребителями.4 

Задача заключается в  том, чтобы выявить возможность  дальнейшей деятельности на основе слабых мест конкурентов и разработать  стратегию поведения на рынке  с учетом ожидаемой реакции конкурентов. Создание конкурентных преимуществ связано с разработкой комплекса мер в области товара, распределения, цены, стимулирования, обеспечивающего превосходство над аналогичными действиями конкурентов.    Маркетинг сегодня означает не столько методы ведения конкурентной борьбы на уничтожение соперника, сколько поиск и создание новых ниш рынка, лучше удовлетворяющих запросы потребителей.      Иными словами, успех на рынке сегодня имеет тот, кто: 
- разнообразит ассортимент выпускаемых товаров и предо-ставляемых видов услуг; 
- увеличивает ценность потребительских свойств своей про-дукции при одновременном незначительном повышении цены на нее; 
- концентрирует свои усилия на создании новых сегментов и новых ниш рынка.         

Таким образом, можно отметить, что решающим фактором стабильной КС предприятия является не просто производство высококачественной продукции, но и обеспечение ей коммерческого успеха. Конкурентоспособность предприятия отражает его отличие от соперников применительно к длительному периоду времени и оценивается не только потребителем, но и самим предпринимателем. При этом используются такие показатели, как доля предприятия на рынке, ее динамика, объем и структура продажи товаров, а также объем прибыли, производительность труда и др.     Сейчас предприятие даже при всем своем желании не имеет возможности оценить свою конкурентоспособность, что придает особую актуальность вопросам создания информационной базы для оценки и обеспечения конкурентоспособности предприятий. 
          Пути достижения конкурентоспособности предприятия достаточно разнообразны: 
- возможность снижения издержек производства (чем ниже издержки производства, тем большими преимуществами в области цен на свою продукцию обладает предприятие по отношению к конкурентам); 
- лучшее использование, чем у конкурентов, основных факторов производства, а именно природных, трудовых или финансовых ресурсов; 
- быстрая приспособляемость предприятия к изменениям внешней среды;  
- возможность правильно определять и обеспечивать развитие наиболее эффективных стратегических зон хозяйствования (рынки, подразделения, предприятия, товары.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Параметры оценки конкурентного положения товара

 

Параметры оценки конкурентного положения  товара состоит из двух обобщающих групп:

-Параметры качества (технические параметры);

-Экономические параметры.

К техническим параметрам относят  параметры потребности, характеризующие  содержание этой потребности и условия  ее удовлетворения.

Параметры назначения характеризуют  область применения товара и функции, которые он предназначен выполнять. По этим параметрам судят о содержании полезного эффекта, достигаемого с  помощью применения данного товара в конкретных условиях потребления.

Параметры назначения в свою очередь  делятся на:

-классификационные параметры, которые характеризуют принадлежность товара к определенному классу. Эти параметры используются для оценки только на этапе выбора области применения товаров-конкурентов;

-параметры технической эффективности, которые характеризуют прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции;

-конструктивные параметры, которые характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке и производстве товара.

2) Эргономические параметры характеризуют  товар с точки зрения его  соответствия свойствам человеческого  организма при выполнении трудовых  операций или потреблении;

3) Эстетические параметры характеризуют  информационную выразительность  (рациональная форма, целостная  композиция, совершенство производственного  исполнения, стабильность товарного  вида). Эстетические параметры моделируют  внешнее восприятие продукции  и отражают ее внешние свойства, являющиеся для потребителей  наиболее важными;

4) Нормативные параметры характеризуют  свойства товара, регламентирующиеся  обязательными нормами, стандартами  и законодательством.

К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и  потреблению продукции, а также  условия ее приобретения и использования  на конкретном рынке. Полные затраты  потребителя в общем случае состоят  из единовременных и текущих затрат.

Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, для оценки конкурентоспособности, принимается экспертной комиссией  с учетом конкретных условий использования  этой продукции и целей оценки. Схема изучения конкурентоспособности представлена ниже.

 

Обеспечение конкурентоспособности  продукции предполагает необходимость  ее количественной оценки. Практически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно – технического прогресса.     

Оценка конкурентоспособности  товара производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. Базой  сравнения могут быть следующие  параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных  товаров, величина полезного эффекта.      Начальным этапом оценки конкурентоспособности любого товара является определение цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие. Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствует созданию превосходства данного товара перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, позволяет количественно оценить конкурентоспособность товара.    Специалисты отмечают, в применяемых теоретических и методических подходах оценки конкурентоспособности не нашел отражения тот факт, что конкурентоспособность товара можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится тот или иной вид продукции.  Для оценки конкурентоспособности продукции можно использовать аналитические и графические методы оценки. 5

К аналитическим методам  можно отнести:      -Модель Розенберга;          -Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;

-Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;

-Модель с идеальной точкой;

-Методика Гребнева.

-Графические методы оценки конкурентоспособности включают: 

-Матрица БКГ;

-Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»;

-Матрица Портера.

Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей.  
          При оценке конкурентоспособности конкретного товара его можно сравнить с подобными продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено подобное сравнение с эталонным образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый товар были аналогичными по значению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей.  

         Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара. Преимущества метода заключаются в том, что он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте. 
         При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж  оцениваемого товара по сравнению с конкурентом. 
Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых. 
        Алгоритм расчета конкурентоспособности товара Гребнева включает следующие этапы:          1. Разработка на основе знания рынка и требований к товару совокупность показателей его качества.       2. Выбор из этой совокупности несколько важнейших показателей (параметров качества).          3. Формирование модели эталона, т. е. образца товара в разрезе выбранных параметров с позиции покупателей, с заданием его количественных оценок.         5. Разработка количественных оценок тех же самых параметров качества по своему изделию и по изделию конкурентов.     6. Оценка уровня качества или потребительского эффекта своего товара и товара конкурентов.           7. Расчет цены потребления своего товара и определение цены потребления товара конкурента с учетом отпускной или розничной цены и эксплуатационных расходов в период пользования товара.     В основе построения  матрицы БКГ  лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали — относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами» Преимущество метода заключается в том, что при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Недостатками метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений.    Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка складывается из характеристик просто рынка, качества рынка, основы снабжения и прочих условий. Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, исследовательским потенциалом, а также квалификацией менеджеров и сотрудников.

Информация о работе Проблема поддержания качества на предприятии