Проблема поддержания качества на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Качество - это неотъемлемая часть продукта, которая занимает особо важное значение в предпринимательской деятельности. И не секрет, что для того, чтобы компании «выжить» в конкурентной среде нужно производить только качественный товар. Каждый знает, что потребитель предпочтительнее отнесется к товару высокого качества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Понятие качества продукции и его показатели
Значения качества продукции в рыночных условиях
Система управления качеством продукции
Проблемы поддержания качества в рыночных условиях
КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Конкурентоспособность товара и его преимущества
Параметры оценки конкурентного положения товара
Пути обеспечения конкурентного положения в рыночных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Основными целями кружков  качества являются:

-содействие вкладу в рост и развитие компании;

-создание атмосферы, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллектива;

-активизация использования человеческого фактора.

В последние годы в развитых странах усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали  все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Управление качеством происходит на государственном, региональном и  отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие, как:

-прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и 
качества продукции           -планирование повышения качества продукции;     -нормирование требований к качеству продукции и стандартизация  -разработка и постановка продукции на производство;    -технологическая подготовка производства;      -организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;  -обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;      -контроль качества и испытания продукции;      -профилактика брака в производстве;        -сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

-стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;

-внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

-технико-экономический анализ изменения качества продукции;

-правовое обеспечение управления качеством продукции; 
-информационное обеспечение управления качеством продукции;

-материально-техническое обеспечение качества продукции;

-метрологическое обеспечение качества продукции;

-специальная подготовка и повышение квалификации кадров;

-организационное обеспечение управления качеством продукции;

-технологическое обеспечение управления качеством продукции;

-финансовое обеспечение управления качеством продукции.

Для характеристики механизма  управления качеством продукции  целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного  механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем. К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество. В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации. Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Состав механизма управления качеством

 

 

Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции  непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают  как на допроизводственной, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции. Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой (прогнозом, планом) управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции. Основной задачей каждого предприятия (организации) является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг.

Успешная деятельность предприятия  должна обеспечиваться производством  продукции или услуг, которые отвечают четко определенным потребностям:

 -сфере применения или назначения;

-удовлетворяют требованиям потребителя;

-соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

-отвечают действующему законодательству;

-предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;

-направлены на получение прибыли.

 

 

    1.  Проблемы поддержания качества в рыночных условиях

 

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и  экологической безопасности.

Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность  всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Международная  организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции  или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные  или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как  «обеспечение качества», «управление  качеством», «спираль качества».

Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х  годов и ознаменовала выход международной  стандартизации на качественно новый  уровень. Эти стандарты вторглись  непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения  качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное  направление менеджмента - менеджмент качества. В условиях рыночной экономики и резкого обострения конкурентной борьбы требуется самое пристальное внимание к качеству производимой продукции как фактору сохранения и увеличения конкурентоспособности предприятия. Такие характеристики продукта, как экологическая безопасность и безопасность эксплуатационная, в современном нестабильном мире имеют особое значение.

Для России внимание к качеству товара и его уровню особенно актуально, поскольку многие отрасли отечественной  экономики не выдерживают конкуренции  с иностранными компаниями именно по вышеуказанным критериям.

Так называемые «постиндустриальные» страны добились внушительных результатов  в области управления качеством  продукции. Особенно это касается Японии. Однако, как показала отечественная  и мировая практика, взятые сами по себе ни управление качеством, ни введение всеобъемлющего тотального контроля качества, осуществляемого государственными органами и предприятиями, не могут  кардинально решить эту проблему, если они не сочетаются с рыночным контролем.

В Советском Союзе контролю и управлению качеством уделялось  иногда очень много внимания на отдельных  предприятиях, создавались системы  комплексного управления качеством, например, БИП - бездефектное изготовление продукции, КС УКП - комплексная система управления качеством продукции, КС УПЭП - комплексное  управление эффективностью производства, КС УКП и УИРС - комплексная система  управления качеством продукции  и эффективным использованием ресурсов.

С другой стороны, не существовало рыночного механизма стимулирования мер по управлению качеством, когда  реакция рынка заставляет производителя  товара или услуги тщательно следить  за качеством и вовремя вносить  соответствующие изменения в  деятельность компании. Если товар  остается невостребованным, то это  убедительное доказательство того, что  его уровень или качество не подходят данному сегменту рынка.

В условиях искусственно созданного дефицита повышение качества и уровня продукции зачастую воспринимается как излишняя деятельность, отвлекающая  от выполнения плана

На рынке товар проходит своеобразный контроль. Сначала его  оценивают конкуренты, проводя противодействующие стратегии, из характера которых  можно понять, какова в действительности оценка. Затем оценивает товар  сам потребитель, используя товар.

Можно сказать, что конкуренция - это самый дешевый и эффективный  способ экономического контроля, не имеющий  себе равных. Такой контроль недорого обходится обществу, создает условия для обеспечения покупателей товаром нужного качества, в оптимальный срок. Это гибкая сила, все время толкающая производителя на снижение издержек производства и уменьшение цены, на увеличение объема производства и сбыта, заставляющая бороться за покупателя, путем улучшения качества продукции.-

Но роль конкуренции этим не исчерпывается. Она существенным образом влияет на все управленческие функции, направленные на регулирование  качества и конкурентоспособности  продукции. Изменения на рынке, повышение  требований к товарам, увеличение значения покупателей, их мнения, научно-технический прогресс - все это питает совершенствование форм и методов решения проблем качества и конкурентоспособности, дальнейшего развития механизма управления качеством.

Процесс планирования и последующего обеспечения качества в условиях рыночной экономики может быть схематично представлен следующей последовательностью  этапов:  

-выявление потребностей, 

- определение основных характеристик продукта, задающих его качество и степень удовлетворенности потребности, 

-определение желательных параметров продукта, 

- выявление путей получения этих характеристик или параметров товара или услуги.

Главные субъекты процесса планирования уровня качества на первом этапе - потенциальные потребители  и собственная служба маркетинга. Поскольку этот процесс непрерывен, то учет мнений. Ожиданий и запросов потребителей должен производиться  постоянно.

Согласованность усилий всех служб и подразделений предприятия - непременное условие сохранения требуемого качества продукции, чему должно содействовать четкое взаимодействие всех управленцев, рядового персонала. Программа или план взаимодействия позволят иметь достаточно подробное  представление о состоянии сотрудничества, требуемом перераспределении задач, полномочий и обязанностей, наказаний и поощрений, об оказании других управляющих воздействий.

В Государственной программе  России по управлению качеством продукции  отражена государственная линия  на обеспечение условий, при которых  возможна экономическая заинтересованность производителей в хорошем качестве продукции, в разнообразном ассортименте, отвечающем запросам разных социальных групп. В основе этой программы лежит  принцип. Что государство не должно непосредственно вмешиваться в  управление качеством на предприятии  в каждом отдельном случае. Оно  лишь должно вводить эти процессы в некоторые рамки, способствующие социально- экономическому развитию страны. Государство может воздействовать на уровень и качество производимой продукции с помощью не только вышеуказанных законов, но и с  помощью системы налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

 

    1.  Конкурентоспособность товара и его преимущества

 

Конкуренция как соперничество  между производителями за лучшие,

экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров представляет собой важнейший фактор маркетинговой среды. В свою очередь, конкуренция тесно взаимосвязана с кон-курентоспособностью (КС). Однако суть КС любого экономического объекта (страны, отрасли, фирмы, продукц3ии) одинакова — это способность опережать конкурента в достижении поставленных экономических целей и получать на основе этого определенные выгоды. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. КонкУренция — это не равновесие, а постоянные перемены. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль государства в стимулировании производства инноваций. Конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий и включает в себя четыре компонента:          1) факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции;         2) условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги;          3) родственные и поддерживающие отрасли, то есть наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей;   4) стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процессы создания и управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.               

Информация о работе Проблема поддержания качества на предприятии