Проблема поддержания качества на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Качество - это неотъемлемая часть продукта, которая занимает особо важное значение в предпринимательской деятельности. И не секрет, что для того, чтобы компании «выжить» в конкурентной среде нужно производить только качественный товар. Каждый знает, что потребитель предпочтительнее отнесется к товару высокого качества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Понятие качества продукции и его показатели
Значения качества продукции в рыночных условиях
Система управления качеством продукции
Проблемы поддержания качества в рыночных условиях
КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Конкурентоспособность товара и его преимущества
Параметры оценки конкурентного положения товара
Пути обеспечения конкурентного положения в рыночных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

Рис.3 Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции

 

 
 
Данная матрица позволяет определить положение рассматриваемого товара/предприятия  на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности товара/фирмы.      
           Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка.    

 

На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции  предприятия, М. Портер разработал матрицу  конкуренции.

Рис. 4 Матрица Портера

 

 

 

 
Преимущество товара

 
Преимущество себестоимости

 
Вся отрасль

 
Дифференцированность

 
Лидерство по затратам

 
Один сегмент рынка

 
Концентрация на сегменте


 
Данная матрица позволяет определить:

-лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными; 
-стратегию дифференциации: продукт фирмы должен отличаться от продукта конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей; 
-концентрацию на сегменте: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там лидерства по затратам, или особого положения, или того и другого вместе. Недостатки концепции конкурентной стратегии заключаются в том, что данная концепция предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам, неизвестны способы достижения этих позиций. Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Пути обеспечения конкурентного положения в рыночных условиях

 

Основываясь на общей конкурентной матрице М.Портера, конкурентное преимущество предприятия на рынке обеспечивается тремя основными путями:

1). Продуктовое лидерство — основано на принципе дифференциации товаров. В этом случае основное внимание направлено на:

-совершенствование товаров,

-придание им большей потребительской полезности,

-развитие марочной продукции,

-дизайн, сервисное и гарантийное обслуживание,

-формирование привлекательного имиджа и др.

При повышении ценности товара в глазах потребителя, он готов заплатить  за нужный товар более высокую  цену. Вместе с тем, повышение цены, которое является приемлемым для  покупателя, должно быть больше повышения  издержек предприятия на производство и поддержание элемента дифференциации.

Сочетание — высокая полезность и высокая цена — формирует  «рыночную силу» товара. Рыночная сила защищает предприятие-производитель  от конкуренции, обеспечивает предприятию  стабильность положения на рынке. Управление маркетингом тогда направлено на то, чтобы постоянно отслеживать  предпочтения потребителей, контролировать их «ценности», а также срок жизни  элементов дифференциации, соответствующих  данной ценности.

2) Ценовое лидерство. Этот путь обеспечивается возможностями предприятия к снижению затрат на производство продукции. Здесь главная роль отводится производству. Пристальное внимание направляется на:

-стабильность инвестиций,

-стандартизацию товаров,

--управление издержками,

-внедрение рациональных технологий,

-контроль расходов и тому подобное.

Снижение издержек базируется на использовании «кривой опыта» (затраты на производство единицы  продукции падают на 20% всякий раз, когда  объем производства удваивается), а  также выведенном на ее основе «законе  опыта».

Закон опыта гласит: «Издержки  на единицу продукции при получении  добавленной стоимости применительно  к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются  на фиксированный процент при  каждом удвоении продукции».

3) Лидерство в нише проявляется в фокусировании продуктового или ценового преимущества на определенном сегменте рынка. Более того, этот специализированный сегмент не должен привлекать особого внимания более сильных конкурентов. Подобное лидерство, как правило, используют предприятия малого бизнеса. Лидерство в нише может быть применено и крупными организациями, чтобы выделить узкую группу потребителей (профессионалы, люди с определенным уровнем дохода и тому подобное).

Тип стратегии напрямую зависит  от положения, занимаемого предприятием на рынке, и от характера его действий.

Согласно предложенной Ф. Котлером классификации, лидер рынка занимает доминирующее положение на рынке, вносит наибольший вклад в его развитие. Лидер часто представляет собой «точку отсчета» для конкурентов, которые нападают, подражают или избегают его. Предприятие-лидер располагает значительными стратегическими возможностями.

Преследователь лидера рынка — это предприятие, которое не занимает в н в В настоящее время доминирующее положение, но желает атаковать лидера. Далее следуют предприятия, избегающие прямой конкуренции. Ими являются предприятия, намеренные мирно сосуществовать с лидером и согласные со своим положением на рынке. Занимая определенное положение на рынке, предприятия выбирают упреждающие (активные) или пассивные стратегии обеспечения своих конкурентных преимуществ.

Теперь обратимся к  управлению ценообразованием.

Конкурентное ценообразование  направлено на сохранение ценового лидерства  на рынке. Здесь существуют следующие методы:

-«Ценовая война»;

-«Цена снятия сливок»;

-«Цена проникновения»;

-«Цена по кривой освоения».

Ценовые войны применяются, как правило, на рынке монополистической  конкуренции. При установке цены выше, чем у конкурентов, привлекается незначительное число покупателей. Если же цена ниже конкурентов, то конкуренты ответят тем же. Желание привлечь потребителей низкими ценами со временем приводит к низким прибылям.

Цена снятия сливок (или  престижные цены) устанавливается на новые, модные, престижные товары. Расчет направлен на те сегменты рынка, где покупатели начнут их приобретать, невзирая на высокий уровень цен. По мере предложения конкурентами таких же товаров, данный сегмент будет насыщаться. Тогда предприятие сможет перейти на новый сегмент или новый уровень «снятия сливок». Задача состоит в опережение конкурентов и сохранения за собой лидерства на определенном участке рынка.

Стратегия «снятия сливок»  рассматривается и как осторожная финансовая и маркетинговая проблема одновременно. Главное достоинство  этой стратегии состоит в том, что она оставляет возможность  последующей перестройки цен  с учетом эволюции рынка и конкуренции. С маркетинговой точки зрения снижать цену всегда легче, чем повышать. С финансовой стороны она позволяет  быстро высвободить ресурсы для  использования в других проектах.

Цена проникновения предполагает установление более низких начальных  цен относительно цен конкурентов. Цены проникновения должны создавать  барьер для конкурентов по производству аналогичной продукции. Политика низких цен в большей мере преследует цель получения долговременных прибылей (по сравнению с «быстрыми» прибылями  высоких цен).

Цена по кривой освоения представляет собой компромиссный  вариант между ценой снятия сливок и проникновения. Данный подход предполагает быстрый переход от высоких цен  к более низким для привлечения  широких слоев покупателей и  противодействия конкурентам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выполнив курсовую работу, я убедилась, что качество продукции  оказывает большое влияние на конкурентоспособность товара и  эффективность производства. Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупное проявление различных  факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции.

Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, и этим определяется его уникальная общественная, экономическая  и социальная значимость. Чем выше качество продукции, тем большим  богатством обладает общество и тем  большими материальными возможностями  оно располагает для своего дальнейшего  прогресса.

Заниматься качеством должны все  участники производственного процесса- от директора предприятия – до конкретного исполнителя любой операции. Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства. 

Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально иные требования к  качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции  в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия  в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

 

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более  высоким уровнем качества может  быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Обеспечение конкурентоспособности  продукции на требуемом уровне предполагает необходимость её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности  все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся  благим пожеланием.

Конкурентоспособность оценивается  путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с  параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение  производится по группам технических  и экономических параметров.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика — М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002.
  2. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. — СПб.: СПбГУЭФ, 2006.
  3. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленного предприятия – М.: Дело, 2007.
  4. Ефимов В.В. Аудит качества продукции. Ульяновск,  2007.
  5. Ильенннкова Н.Д., С. Ю. Ягудин Управление качеством. Москва, 2007
  6. Минько Э.В. Качество и конкурентспособность продукции и процессов. СПб 2007
  7. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью // Менеджмент в России и за рубежом, 2005
  8. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2009.
  9. Ребин Ю.И. Управление качеством, учебное пособие . Таганрог, 2008
  10. Тарасова И.А. Маркетинговые исследования в России и за рубежом, 2006.
  11. Философова Т.Г Конкуренция и конкурентоспособность — М.: Экзамен, 2007.
  12. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации — Казань, Лана, 2005.
  13. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность — Казань: ЛанаЮ 2005.
  14. Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. Маркетинговое образование. – 2004.

1 Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. — СПб.: СПбГУЭФ, 2006.

2 Ребин Ю.И. Управление качеством, учебное пособие . Таганрог, 2008

3 Философова Т.Г Конкуренция и конкурентоспособность — М.: Экзамен, 2007.

4 Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. Маркетинговое образование. – 2004.

5 Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2009.

Информация о работе Проблема поддержания качества на предприятии