Роль интуиции в науке и управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Цель исследования: осмысление сущности и функций интуиции в науке и в управлении.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен интуиции.
2. Исследовать какую роль играет интуиция в науке и управлении.
3. Проанализировать, почему интуиция занимала умы великих ученых и философов.
4. Выявить на каких основаниях интуиция в науке и управлении является актуальной и сейчас.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....…..…3
1. Понятие и историческая эволюция интуиции…...………………………….....5
1. 1. Понятие интуиции………………………………………………………..6
1. 2. Историческая и логическая эволюция проблемы интуиции…………..6
2. Интуиция: характерные черты, классификация………………………………..9
2. 1. Характерные черты интуиции…………………………………...………..9
2. 2. Классификация интуиции………………………………………………....9
3. Интуиция в управлении………………………………………………….…….13
3. 1. Роль интуиции в науке ………………….……………………………...…13
3. 2. Роль интуиции в управлении ……………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…...……………………17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.39 Кб (Скачать файл)

3.   Безотчетная уверенность  в абсолютной истинности результата (это никоим образом не снимает  необходимости дальнейшей логической  обработки и экспериментальной  проверки).

4.   Внезапность и  неожиданность полученного результата.

5.   Непосредственная  очевидность результата.

6.   Неосознанность  механизмов творческого акта, путей  и методов, приведших ученого  от начальной постановки проблемы  к готовому результату.

7.   Необычайная легкость, невероятная простота и скорость  пройденного пути от исходных  посылок к открытию.

8.   Ярко выраженное  чувство самоудовлетворения от  осуществления процесса интуиции  и глубокого удовлетворения от  полученного результата.

Итак, все, что совершается  интуитивно, должно быть внезапно, неожиданно, непосредственно очевидно, неосознанно  быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время  само по себе логично, и основано на предшествующем чувственном опыте.

 

 

 

 

2. 1. Классификация форм интуиции

Остановимся на вопросе о  классификации форм интуиции. Чаще всего исследователи ссылаются  на классификацию, предложенную М. Бунге. Бунге различает, прежде всего, чувственную и интеллектуальную интуиции.

Чувственная интуиция по Бунге имеет следующие формы:

I.   Интуиция как  восприятие

        1. Интуиция как восприятие, выражающаяся в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.

        2.   Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.

        3.   Способность интерпретации.

II.   Интуиция как  воображение

        1.   Способность представления или геометрическая интуиция.

        2.   Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков и функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.

        3.   Творческое воображение.

Интеллектуальную интуицию Бунге классифицирует следующим образом:

I.   Интуиция как  разум.

        1.   Ускоренное умозаключение – стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием отдельных звеньев.

        2.   Способность к синтезу или обобщенное восприятие.

        3.   Здравый смысл – суждение, основанное на обыденном знании и не опирающемся на специальные знания и методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.

II.   Интуиция как  оценка.

        1.   Здравое суждение, проницательность или проникновение: умение быстро и правильно оценивать важность и значение проблемы, правдоподобность теории, применимость и надежность метода и полезность действия.

        2.   Интеллектуальная интуиция как обычный способ мышления.

Однако классификация, приведенная  Бунге, несмотря на ценность исследования в целом, не может претендовать на решение проблемы.

Проблема классификации  интуиции представляет собой один из самых сложных моментов в исследовании проблемы в целом. Это объясняется  тем, что сам предмет, подвергающийся операции классифицирования, не поддается  действию правил, необходимых, скажем, для формальной классификации. Всякая формальная классификация предполагает, прежде всего, четкое, резкое обособление  предметов одной группы от предметов  другой группы. Установление четкого  сходства и различия разновидностей интуиции не представляется целесообразным.

В отличие от формальных содержательные классификации опираются на диалектические принципы. В содержательных классификациях главный акцент делается на раскрытие внутренних закономерностей между группами классифицируемых предметов. Содержательные классификации соответствуют естественным классификациям. Последние строятся на учете всей совокупности признаков классифицируемого предмета, взятых в их взаимной связи и обусловленности.

Классификация Бунге не соответствует ни одному из рассмотренных способов классификации. За основу своей классификации Бунге берет видовое деление различных интуиций, имеющих место в процессе научного познания, причем выбирая из общей иерархии те, которые наиболее часто употребляются исследователями.

Концептуальная интуиция – процесс формирования новых  понятий на основе имевшихся ранее  наглядных образов.

Эйдетическая интуиция –  построение новых наглядных образов  на основе имевшихся ранее понятий.

Предложенный вариант  классификации предназначен специально для гносеологического анализа  и представляет собой не просто условное разделение, а своего рода рабочую  схему исследования, освобожденного от необходимости феноменологического описания таинственных интуитивных эффектов.

Заборов А.В. утверждал, что  всегда существовали замечательные ученые, не обращавшиеся к интуиции как к основному инструменту познания. Они брали чужие идеи и доводили их до блеска. Но ученые интуитивного склада не имели никаких мысленных запретов, они считали, что могут все, что могут себе представить, даже невозможное с точки зрения современной им науки. Тесла бился над проблемой дистанционного управления без проводов. В его голове уже существовали механические люди, выполняющие любые команды, принципиально новые летательные аппараты без аэронов и плоских крыльев. Аэроплан казался тогда ученым дикостью, а Тесла уже придумал ракету, самолет казался ему не эффективным.

Нам Тесла интересен, прежде всего, как пример блестящего изобретателя интуитивного типа. Его современники говорят, что он по нескольку часов в день пребывал в странном состоянии, будто спал с открытыми глазами. Из его снов рождались опыты, повторить которые оказалось невозможно.

Уинстон Черчилль говорил: «Много людей спотыкается о великие  открытия, но большинство из них  просто перешагивают и идут дальше». Возможно, он прав, мы все способны с  этим полем взаимодействовать. Люди с хорошо развитой интуицией –  это люди, способные подключаться к сознанию космоса или информационного  пространства. Но нужно быть человеком  уровня Теслы, чтобы считывать понятия, не имеющие аналогов в современном мире.

Для того чтобы получить ответ, надо уметь задать вопрос. И  если человек получит информации, например, о конструкции атомной  бомбы, не имея представления о том, что такое вообще современная  физика, то эта информация будет  для него абсолютно абстрактна.

Итак, взаимодействие возможно, но все зависит от личного запроса  человека, от задач, которые он пытается решить и от вопросов, которые он перед собой ставит. Эйнштейн считал, что главное – правильно сформулировать вопрос. Он говорил, что если ему  скажут, что через час он будет  уничтожен, 55 минут времени он потратит на постановку вопроса, а найти ответ  можно и за 5 минут. Возможно, что  именно так построен диалог между  нами и той неизвестной средой: мы задаем вопрос и получаем адекватный ответ, а каков вопрос, таков, как  известно и ответ. Может нам стоит  научиться задавать по-настоящему важные вопросы? Человек должен этот вопрос осознавать образно, только нужный образ  помогает ему найти ответ, никакая  словесная постановка не сработает.

 

 

3. ИНТУИЦИЯ В НАУКЕ И УПРАВЛЕНИИ

3. 1. Роль интуиции в науке

Роль интуиции в научном  творчестве является темой исследований ученых различных сфер научных интересов  от математиков и физиков до социологов и психологов. Но вначале рассмотрим, что нам известно об интуиции. "Интуиция  (лат. Intueri – пристально смотреть) – способность непосредственного постижения истины. В домарксистской философии интуиция рассматривалась как особая форма познавательной деятельности. Декарт, например, считал, что дедуктивная форма доказательства покоится на аксиомах, последние же постигаются чисто интуитивно, без всякого доказательства. Интуиция, по Декарту, в соединении с дедуктивным методом, служит всеобщим критерием полной достоверности. В. Босс считал, что большое место занимает интуиция в философии Спинозы, который считал её "третьим родом" познания, наиболее достоверным и важным познанием, схватывающим сущность вещей»[3, с. 54]3. В зарубежной философии и психологии интуиция длительное время рассматривалась как мистическая способность знания, несовместимая с логикой и жизненной практикой (Интуитивизм).

Считается, что психологический  механизм интуиции ещё мало изучен, но имеющиеся экспериментальные  данные позволяют считать, что в  его основе лежит способность  индивида отражать в ходе информационного, сигнального взаимодействия с окружающим наряду с прямым (осознанным) и побочный (неосознанный) продукт. При определённых условиях эта (ранее не осознанная) часть результата действия становится ключом к решению творческой задачи. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой.

В научной сфере известен "Интуитивизм, как идеалистическое  течение, получившее большое распространение  в зарубежной философии. Рациональному  познанию интуитивизм противопоставляет  непосредственное "постижение" действительности, основанное на интуиции, понимаемой как  особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и дискурсивному, логическому мышлению. Интуитивизм прямо смыкается с мистицизмом"

 

3. 2. Роль интуиции в управлении

Механизм интуиции имеет  очень сложную природу и в  настоящее время еще слабо  изучен. Тем не менее, интуиция - это  мощный инструмент принятия решений, который  нуждается в постоянном развитии и должен активно использоваться в управленческой деятельности.

К.Н. Суханов утверждал, что  более обоснованные решения, основанные на суждениях. Такие решения обусловлены знаниями и прошлым опытом человека. Принимая логические решения, люди обращаются к опыту и здравому смыслу, чтобы использовать их для прогноза возможных последствий альтернатив и обоснования своих действий в конкретной ситуации. В этом случае, как правило, выбирается такая альтернатива, которая уже принесла успех в прошлом или легко поддается объяснению с помощью несложных логических правил. Поэтому в таких ситуациях решения принимаются по аналогии, так как «ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде»[10, с. 225]4.

Значительные достоинства  интуитивных и логических решений-оперативность и «дешевизна» их принятия. Но наиболее эффективно такие решения «работают» лишь в сравнительно знакомых ситуациях. Следует помнить об ошибках человеческого восприятия. Ситуации, которые представляются простыми, вполне могут оказаться предельно сложными. Если проблемная ситуация действительно уникальна и сложна,то логических суждений или интуиции может оказаться недостаточно для принятия качественного решения. Кроме того, принимая решения, основанные только на суждениях, люди могут оказаться «в плену» у собственного опыта, который будет диктовать им привычные способы действий. Руководитель может упустить из виду новое, более эффективное решение. Следуя накопленному опыту, руководители могут сознательно или бессознательно сопротивляться новым идеям, которые требуются в изменившихся условиях. Поэтому в новых или уникальных ситуациях вероятность успеха возрастает, если руководители принимают рациональные решения. Вместе с тем рациональный выбор не исключает использование логики и интуиции, которые всегда активно вовлечены в процесс принятия решений. Поэтому рациональные решения считаются наиболее обоснованными, так как в процессе их разработки и принятия используются все доступные человеку механизмы - интуиция, логика и расчет.

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если говорить о месте  интуиции в науке и управлении, то здесь важно как не переоценить, так и недооценить ее важность.

Согласно новейшим исследованиям  в области нейрофизиологических основ функционирования мозга человека, практически любая его мыслительная деятельность сопряжена с работой  как сознательных (левополушарных), так и подсознательных (правополушарных) психических процессов. Таким образом, инсайт, как результат интуиции рассматривается, как следствие некоторого скачка, разрыва в мышлении. На самом деле скачки присущи практически любой творческой деятельности. Об интуиции же речь заходит лишь тогда, когда происходит достаточно внушительный скачок.

Мы видим, что интуитивные  компоненты в большей или меньшей  степени присутствуют практически  во всех видах научного творчества. Поэтому, совершенно очевидно, что если интуиция помогает нам в получении  нового знания, то, каким бы таинственным и непостижимым не казался этот механизм, им нужно пытаться управлять. Для  этого применимы, например, достижения современной психологии – работа над преодолением подсознательных  барьеров и стереотипов. Причем лучше  не “переделывать” человека, а обращать внимание на эти вопросы на самых  ранних этапах воспитания творческой личности. Интересны также методы управления процессом познания, культивируемые на Востоке (медитация, йога и т.п.). Однако, представляется несколько сомнительным применения этих методов именно в научном познании.

Необходимо также отметить опасности, которые таят в себе чрезмерное увлечение интуицией в творчестве и попытки инициировать ее. Нужно  ясно себе представлять, что эффективны и безопасны только косвенные  и слабые методы воздействия на психику  и мозг. Попытки более решительного вмешательства в эту область, например, с помощью наркотиков, или малоэффективны, или, что самое главное, небезопасны.

В этом смысле ученые находятся  в более выгодном положении нежели люди других творческих профессий. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем было получено новое знание, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, и, во-вторых, подтверждения их в реальном объективном мире. Человек же, занимающийся художественным творчеством, и слишком уповающий на различного рода интуитивные способы получения нового, рискует потерять связь с действительностью и даже “сойти с ума”.

Однако интуиция в научном  познании занимает менее важное место, чем, например, в художественном творчестве. Основная причина состоит в том, что наука – достояние всего  человечества, тогда как поэт или  художник может творить в своем  замкнутом мире. Любой ученый на начальном этапе своего научного становления пользуется трудами  других ученых, выраженных в логически  выстроенных теориях и составляющих науку “сегодняшнего дня”. Именно для научного творчества следует  лишний раз подчеркнуть важность предварительного накопления опыта  и знаний до интуитивного озарения и необходимость логического  оформления результатов после него.

Информация о работе Роль интуиции в науке и управлении