Роль качества продукции в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:52, реферат

Описание работы

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. Проблема качества зародилась и проявилась с развитием общественного производства. На первых порах промышленной революции предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы немногочисленных потребителей. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко возросла проблема качества.
Можно отметить следующие аспекты качества.

Файлы: 1 файл

Upr_kach_.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

 

TQM преследует следующие цели:

    • ориентация организации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей;
    • возведение качества в ранг цели предпринимательства;
    • оптимальное использование всех ресурсов организации.

 

Основные  принципы TQM:

Важнейшим из принципов TQM является активное, сознательное, творческое участие всего персонала организации в улучшении качества.

«Если управление не готово дать служащим самим контролировать свою деятельность, свободу принимать важные решения и нести за них ответственность – навсегда, положите эту идею (TQM) обратно на полку. Участие служащих – это дело долговременное, предполагающее новый подход к работе, фундаментальное преобразование корпоративной культуры. Обученные, наделенные полномочиями, получившие признание за свои достижения служащие смотрят на свою работу и на свои компании под другим углом. Они больше не тянут время, не делают, что им скажут, и не считают минуты до наступления выходных. Они «владеют» компанией, в том смысле, что чувствуют личную ответственность за ее работу» 

Принцип целенаправленности определяет необходимость иметь четкую цель в области качества.

Принцип системности определяет системный подход к обеспечению качества.

Принцип комплексности в управлении качеством имеет особое значение, поскольку сегодня решить проблему обеспечения качества можно лишь, уделяя внимание всем аспектам, от которых оно зависит.

Принцип непрерывности управления качеством на предприятии означает постоянный и непрекращающийся процесс в виде спирали. Только принцип непрерывного совершенствования позволяет фирме отстаивать на рынках сбыта свои позиции в борьбе с конкурентами.

 

Концепция Шесть сигм.

Концепция Шесть сигм

Шесть сигм — статистическая концепция, на основе которой процесс измеряется в параметрах брака: при высшем уровне в шесть сигм число дефектов составляет 3,4 на миллион возможных. Основная идея управления на основе метода «Шесть сигм» заключается в том, что если возможно измерять число дефектов в процессе, то возможно и определять способы, позволяющие их устранить, а значит, выйти на уровень качества с практически нулевым браком. Если изложить сущность метода «Шесть сигм» предельно кратко, то его можно трактовать следующим образом.

Шесть сигм это:

  • статистическая основа для измерений: 3,4 дефекта на миллион возможных;
  • философия и цель: быть настолько совершенным, насколько это практически возможно;
  • методология;
  • символ качества.

 

Статистические методы имеют ряд преимуществ перед  другими методами:

  1. Являются профилактическими.
  2. Позволяют во многих случаях обоснованно перейти к выборочному контролю и тем самым снизить трудоемкость контрольных операций.
  3. Создают условия для наглядного изображения динамики изменения  качества продукции и настроенности процесса производства, что позволяет своевременно принимать меры к предупреждению брака не только контролерам, но и работникам цеха – рабочим, бригадирам, технологам, наладчикам, мастерам.

 

 

Роль системы  управления качеством в «Тощем производстве».  

При синхронных с производством  поставках все 100% деталей, поступающих  на конвейер, должны быть высокого качества. Входной контроль качества затрудняет потоки, не возможны возврат и замена дефектных деталей и материалов. Поэтому функция контроля качества передается поставщику, но стандарты определяются потребителем. Часто применяется «аудит качество»: специалисты по качеству фирмы-заказчика время от времени осуществляют контроль качества у поставщика.

 

Некоторые фирмы –  конечные производители привлекают своих поставщиков к процессу планирования выпуска новой продукции  – своеобразная превентивная мера по обеспечению качества.

По ходу производства детали последовательно подвергаются автоматизированному, осуществляемому с помощью компьютеров контролю.

Производственные рабочие  сами контролируют результаты своего труда и передают дальше лишь качественные изделия («обеспечение качества через самоконтроль»). Это позволяет отказаться от специального контроля качества на выходе продукции («экономия персонала и времени»). Брак может быть сразу выявлен и по возможности исправлен. Проблема решается также путем создания «кружков качества».

Под постоянным контролем находятся износ оборудования, отклонения в качестве производственных материалов, организация рабочего места и т.д.

(«обеспечение качества  через контроль процессов»).

 

Подход «Шесть сигм в  повышении качества продукции.

Для нормального распределения, представленного на рисунке связь между заданным диапазоном отклонения, параметром и частотой попадания или непопадания в заданный диапазон приведена в таблице.

 

                                      

 

Нормальное распределение параметра П

                                                                                                                                         Таблица

Заданный диапазон

Частота попадания параметра

П в диапазон,  %

Частота попадания параметра

П за пределы диапазона, %

µ ± σ

µ ± 2σ

µ ± 3σ

µ ± 4σ

68,26

95,44

99,73

99,994

31,74

4,56

0,27

0,0006


 

В ней величина µ = П0 является среднеорифметическим значением параметра  процесса, а σ – среднее квадратичное отклонение

Отклонение есть мера "вариации" или непостоянства в группе или процессе. Например, если сегодня купленный вами гамбургер был горячим и вкусным, а завтра окажется едва теплым — это вариация. Когда вы покупаете три рубашки одного размера, но одна из них оказывается меньше, речь тоже идет о вариации. Таких примеров можно привести бесконечно много, так как в мире нет ничего неизменного; вариации — это неотъемлемая часть нашей с вами жизни.

 

Пример. Предположим, что вы возглавляете бизнес по доставке пиццы в соседние офисы. Вы делаете очень хорошую пиццу и у вас много потребителей. 
Согласно контракту с вашими потребителями, свежая и горячая пицца будет доставляться между 11.45 и 12.15. Это позволяет клиентам вовремя получать свои заказы для ланча (таково их «требование»). Вы также договорились, что если пицца привозится до 11.45 или после 12.15 («дефект»), то вы делаете 50%-ную скидку на следующий заказ. Поскольку вы и остальной персонал фирмы получаете за своевременную доставку пиццы премию, вы все очень заинтересованы доставлять ее в течение данного получасового «окна» (как того хотят клиенты).

Вот какую роль в качестве показателя этого простого процесса может играть величина «сигма». Если вы доставляете вовремя только примерно 68% вашей пиццы, ваш процесс находится  лишь па уровне двух сигм. Если вы доставляете вовремя 93%, что уже неплохо, вы работаете только на уровне качества трех сигм. Если вы доставляете в срок 99,4% всей пиццы, вы работаете на уровне четырех сигм.

Чтобы работать на уровне шести сигм, вы должны доставлять пиццу вовремя в 99,9997% случаях. Это практически идеально. Фактически, из каждого миллиона изготовленных пицц, только три или четыре доходят до потребителя с опозданием.

General Electric сообщила, что  в 1999 году oнa получила дополнительный  доход за счет применения концепции «шесть сигм», превышающий два миллиарда долларов!

Параметр «сигма» был  разработан, чтобы помочь:

1. Сфокусировать показатели  деятельности на потребителях, которые  платят деньги. Многие обычно  используемые компаниями показатели, например рабочее время, затраты, объем продаж, не имеют отношения к тому, чем действительно озабочен покупатель.

2. Создать единый метод  для измерения и сравнения  различных процессов. Используя  шкалу сигм, мы можем оценивать  и сравнивать производительность  совершенно разных процессов — скажем, выпечки и доставки пиццы.

Чтобы научиться подсчитывать уровень сигм или понимать его  значение, нужно в первую очередь  разобраться, чего ожидают ваши потребители. На языке шести сигм требования и  ожидания потребителя называются (и считаются) критичными для качества.

 

Шесть сигм — ЭТО:

1. Статистический показатель  качества процесса или продукта. 
2. Цель в области совершенствования деятельности, которая стремится к совершенству. 
3. Система менеджмента, направленная на достижение устойчивого лидерства в бизнесе и на производство товаров мирового уровня качества.

 

Но настоящая суть концепции «шесть сигм» находится  за пределами статистики Шесть сигм — это полное согласие менеджмента, это философия совершенства, акцепт на потребителя и на совершенствование процессов, готовность принимать решения на основе данных (а не интуиции). Концепция «шесть сигм» направлена па совершенствование каждой области деятельности с целью как можно лучшего удовлетворения меняющихся нужд потребителей, рынка и технологий с выгодой для сотрудников, клиентов и акционеров.

Формулы:

 

Среднее арифметическое:

 

Дисперсия:

 

Среднее квадратическое отклонение:

 

Коэффициент вариации характеризует относительную меру отклонения измеренных значений от среднеарифметического:

Чем больше значение коэффициента вариации, тем относительно больший разброс и меньшая выравненность исследуемых значений. Если коэффициент вариации меньше 10%, то изменчивость вариационного ряда принято считать незначительной, от 10% до 20% относится к средней, больше 20% и меньше 33% к значительной

 

Статистическое регулирование качества процесса

Статистический приемочный контроль изделий используется как  выборочный метод при приемке  больших партий продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов.

Статистические методы имеют ряд преимуществ перед  другими методами:

  1. Являются профилактическими.
  2. Снижают трудоемкость контрольных операций.
  3. Позволяет своевременно принимать меры к предупреждению брака.

Статистическое регулирование  качества результата процесса обеспечивается путем воздействия непосредственно  на процесс.

Заданные требования могут быть отражены в технической документации на процесс. Требования к диапазону допустимых значений результирующего параметра процесса назовем требованием к процессу и обозначим данный диапазон буквой Т.

На рисунке представлена базовая концепция. Введем характеристику, определяющую возможности процесса и его статического регулирования. Назовем ее индексом  возможностей процесса, который определяется по формуле:

 

      Т

Iв = ----,

      В

где Iв - индекс возможности процесса;

Т – требования к процессу;

В – возможности процесса.

 

                                                                                                             

                         Базовая концепция. Процесс возможен.

 

Как следует из рисунка, Iв > 1 процесс возможен. Далее представлены ситуации, когда процесс на грани возможного (при Iв = 1) и когда процесс невозможен ( при Iв  < 1).

 

 

                                               

 

                                    Процесс невозможен

                        

 

                             Процесс на грани возможного.

Очевидно, чем больше величина индекса возможности процесса, тем выше уровень его качества и более эффективно статистическое регулирование такого процесса.

 

Контрольные карты  У. Шухарта

В процессе статистического  регулирования технологического процесса периодически проверяют небольшое  количество изготовляемой продукции  на конкретной операции, рассчитывают статистический параметр качества и сопоставляют его с номинальным значением, что дает возможность своевременно сигнализировать об отклонении и тем самым предупреждать возникновение дефектов и брака, обеспечивая заданный уровень качества продукции. Для реализации процесса статистического регулирования по одному показателю качества используют контрольные карты Шухарта. В верхней части карты отмечаются точками значения средних арифметических показателей качества х. Здесь нанесены четыре границы: две внешние, ограничивающие поле допуска – Тв (верхний технический допуск) и Тн (нижний технический допуск), за пределами которых находится зона брака, и две внутренние – Рв (верхний предупредительный допуск) и Рн (нижний предупредительный допуск), между которыми находится номинальный размер контролируемого параметра  Рном.

Информация о работе Роль качества продукции в рыночной экономике