Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:52, реферат
Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. Проблема качества зародилась и проявилась с развитием общественного производства. На первых порах промышленной революции предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы немногочисленных потребителей. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко возросла проблема качества.
Можно отметить следующие аспекты качества.
TQM преследует следующие цели:
Основные принципы TQM:
Важнейшим из принципов TQM является активное, сознательное, творческое участие всего персонала организации в улучшении качества.
«Если управление не готово дать служащим самим контролировать свою деятельность, свободу принимать важные решения и нести за них ответственность – навсегда, положите эту идею (TQM) обратно на полку. Участие служащих – это дело долговременное, предполагающее новый подход к работе, фундаментальное преобразование корпоративной культуры. Обученные, наделенные полномочиями, получившие признание за свои достижения служащие смотрят на свою работу и на свои компании под другим углом. Они больше не тянут время, не делают, что им скажут, и не считают минуты до наступления выходных. Они «владеют» компанией, в том смысле, что чувствуют личную ответственность за ее работу»
Принцип целенаправленности определяет необходимость иметь четкую цель в области качества.
Принцип системности определяет системный подход к обеспечению качества.
Принцип комплексности в управлении качеством имеет особое значение, поскольку сегодня решить проблему обеспечения качества можно лишь, уделяя внимание всем аспектам, от которых оно зависит.
Принцип непрерывности управления качеством на предприятии означает постоянный и непрекращающийся процесс в виде спирали. Только принцип непрерывного совершенствования позволяет фирме отстаивать на рынках сбыта свои позиции в борьбе с конкурентами.
Концепция Шесть сигм.
Концепция Шесть сигм
Шесть сигм — статистическая концепция, на основе которой процесс измеряется в параметрах брака: при высшем уровне в шесть сигм число дефектов составляет 3,4 на миллион возможных. Основная идея управления на основе метода «Шесть сигм» заключается в том, что если возможно измерять число дефектов в процессе, то возможно и определять способы, позволяющие их устранить, а значит, выйти на уровень качества с практически нулевым браком. Если изложить сущность метода «Шесть сигм» предельно кратко, то его можно трактовать следующим образом.
Шесть сигм это:
Статистические методы имеют ряд преимуществ перед другими методами:
Роль системы управления качеством в «Тощем производстве».
При синхронных с производством поставках все 100% деталей, поступающих на конвейер, должны быть высокого качества. Входной контроль качества затрудняет потоки, не возможны возврат и замена дефектных деталей и материалов. Поэтому функция контроля качества передается поставщику, но стандарты определяются потребителем. Часто применяется «аудит качество»: специалисты по качеству фирмы-заказчика время от времени осуществляют контроль качества у поставщика.
Некоторые фирмы – конечные производители привлекают своих поставщиков к процессу планирования выпуска новой продукции – своеобразная превентивная мера по обеспечению качества.
По ходу производства детали последовательно подвергаются автоматизированному, осуществляемому с помощью компьютеров контролю.
Производственные рабочие сами контролируют результаты своего труда и передают дальше лишь качественные изделия («обеспечение качества через самоконтроль»). Это позволяет отказаться от специального контроля качества на выходе продукции («экономия персонала и времени»). Брак может быть сразу выявлен и по возможности исправлен. Проблема решается также путем создания «кружков качества».
Под постоянным контролем находятся износ оборудования, отклонения в качестве производственных материалов, организация рабочего места и т.д.
(«обеспечение качества через контроль процессов»).
Подход «Шесть сигм в повышении качества продукции.
Для нормального распределения, представленного на рисунке связь между заданным диапазоном отклонения, параметром и частотой попадания или непопадания в заданный диапазон приведена в таблице.
Нормальное распределение параметра П
Заданный диапазон |
Частота попадания параметра П в диапазон, % |
Частота попадания параметра П за пределы диапазона, % |
µ ± σ µ ± 2σ µ ± 3σ µ ± 4σ |
68,26 95,44 99,73 99,994 |
31,74 4,56 0,27 0,0006 |
В ней величина µ = П0 является среднеорифметическим значением параметра процесса, а σ – среднее квадратичное отклонение
Отклонение есть мера "вариации" или непостоянства в группе или процессе. Например, если сегодня купленный вами гамбургер был горячим и вкусным, а завтра окажется едва теплым — это вариация. Когда вы покупаете три рубашки одного размера, но одна из них оказывается меньше, речь тоже идет о вариации. Таких примеров можно привести бесконечно много, так как в мире нет ничего неизменного; вариации — это неотъемлемая часть нашей с вами жизни.
Пример. Предположим, что вы возглавляете бизнес
по доставке пиццы в соседние офисы. Вы
делаете очень хорошую пиццу и у вас много
потребителей.
Согласно контракту с вашими потребителями,
свежая и горячая пицца будет доставляться
между 11.45 и 12.15. Это позволяет клиентам
вовремя получать свои заказы для ланча
(таково их «требование»). Вы также договорились,
что если пицца привозится до 11.45 или после
12.15 («дефект»), то вы делаете 50%-ную скидку
на следующий заказ. Поскольку вы и остальной
персонал фирмы получаете за своевременную доставку
пиццы премию, вы все очень заинтересованы
доставлять ее в течение данного получасового
«окна» (как того хотят клиенты).
Вот какую роль в качестве показателя этого простого процесса может играть величина «сигма». Если вы доставляете вовремя только примерно 68% вашей пиццы, ваш процесс находится лишь па уровне двух сигм. Если вы доставляете вовремя 93%, что уже неплохо, вы работаете только на уровне качества трех сигм. Если вы доставляете в срок 99,4% всей пиццы, вы работаете на уровне четырех сигм.
Чтобы работать на уровне шести сигм, вы должны доставлять пиццу вовремя в 99,9997% случаях. Это практически идеально. Фактически, из каждого миллиона изготовленных пицц, только три или четыре доходят до потребителя с опозданием.
General Electric сообщила, что в 1999 году oнa получила дополнительный доход за счет применения концепции «шесть сигм», превышающий два миллиарда долларов!
Параметр «сигма» был разработан, чтобы помочь:
1. Сфокусировать показатели
деятельности на потребителях, которые
платят деньги. Многие обычно
используемые компаниями
2. Создать единый метод
для измерения и сравнения
различных процессов.
Чтобы научиться подсчитывать уровень сигм или понимать его значение, нужно в первую очередь разобраться, чего ожидают ваши потребители. На языке шести сигм требования и ожидания потребителя называются (и считаются) критичными для качества.
Шесть сигм — ЭТО:
1. Статистический показатель
качества процесса или
2. Цель в области совершенствования деятельности,
которая стремится к совершенству.
3. Система менеджмента, направленная на достижение устойчивого
лидерства в бизнесе и на производство
товаров мирового уровня качества.
Но настоящая суть концепции «шесть сигм» находится за пределами статистики Шесть сигм — это полное согласие менеджмента, это философия совершенства, акцепт на потребителя и на совершенствование процессов, готовность принимать решения на основе данных (а не интуиции). Концепция «шесть сигм» направлена па совершенствование каждой области деятельности с целью как можно лучшего удовлетворения меняющихся нужд потребителей, рынка и технологий с выгодой для сотрудников, клиентов и акционеров.
Формулы:
Среднее арифметическое:
Дисперсия:
Среднее квадратическое отклонение:
Коэффициент вариации характеризует относительную меру отклонения измеренных значений от среднеарифметического:
Чем больше значение коэффициента вариации, тем относительно больший разброс и меньшая выравненность исследуемых значений. Если коэффициент вариации меньше 10%, то изменчивость вариационного ряда принято считать незначительной, от 10% до 20% относится к средней, больше 20% и меньше 33% к значительной
Статистическое регулирование качества процесса
Статистический приемочный контроль изделий используется как выборочный метод при приемке больших партий продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов.
Статистические методы имеют ряд преимуществ перед другими методами:
Статистическое регулирование
качества результата процесса обеспечивается
путем воздействия
Заданные требования могут быть отражены в технической документации на процесс. Требования к диапазону допустимых значений результирующего параметра процесса назовем требованием к процессу и обозначим данный диапазон буквой Т.
На рисунке представлена базовая концепция. Введем характеристику, определяющую возможности процесса и его статического регулирования. Назовем ее индексом возможностей процесса, который определяется по формуле:
Т
Iв = ----,
В
где Iв - индекс возможности процесса;
Т – требования к процессу;
В – возможности процесса.
Базовая концепция. Процесс возможен.
Как следует из рисунка, Iв > 1 процесс возможен. Далее представлены ситуации, когда процесс на грани возможного (при Iв = 1) и когда процесс невозможен ( при Iв < 1).
Процесс невозможен
Процесс на грани возможного.
Очевидно, чем больше величина индекса возможности процесса, тем выше уровень его качества и более эффективно статистическое регулирование такого процесса.
Контрольные карты У. Шухарта
В процессе статистического регулирования технологического процесса периодически проверяют небольшое количество изготовляемой продукции на конкретной операции, рассчитывают статистический параметр качества и сопоставляют его с номинальным значением, что дает возможность своевременно сигнализировать об отклонении и тем самым предупреждать возникновение дефектов и брака, обеспечивая заданный уровень качества продукции. Для реализации процесса статистического регулирования по одному показателю качества используют контрольные карты Шухарта. В верхней части карты отмечаются точками значения средних арифметических показателей качества х. Здесь нанесены четыре границы: две внешние, ограничивающие поле допуска – Тв (верхний технический допуск) и Тн (нижний технический допуск), за пределами которых находится зона брака, и две внутренние – Рв (верхний предупредительный допуск) и Рн (нижний предупредительный допуск), между которыми находится номинальный размер контролируемого параметра Рном.
Информация о работе Роль качества продукции в рыночной экономике