Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 22:01, курсовая работа
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится лидерские качества руководителя и его роль и организационная культура предприятия, которые выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.
Введение......................................................................................................4
1. Лидерство руководства — важнейшее условие эффективности СМК........................................................................................................................7
1.1 Понятие и сущность TQM....................................................................7
1.2 Руководящие принцыпы TQM.............................................................8
1.3 Лидерство руководства …..................................................................13
1.4 Важность лидерства в современном мире........................................16
2. Анализ роли лидерства в организации на примере ОАО «Мотовилихинские заводы»......................................................................20
2.1 Общая характеристика ОАО «Мотовилихинские заводы» («МЗ»)...................................................................................................................20
2.2 Организационная структура предприятия.........................................22
2.3 Анализ и оценка экономического потенциала предприятия............26
2.4 Анализ показателей оборачиваемости капитала..............................28
2.5 Оценка потребности в развитии управленческой деятельности....32
2.5.1 Анализ лидерства (руководство) предприятия............................32
2.5.2 Анализ эффективности и мотивации труда.................................33
2.5.3 Анализ эффективности контроля.................................................35
2.6 Формулирование проблем управления предприятием....................36
2.7 Принятие управленческих решений по современной системе управления предприятием.................................................................................38
Заключение...............................................................................................39
Список используемой литературы
Применение
принципа системного подхода к менеджменту
проявляется в следующих
- структурирование
системы для достижения целей
организации наиболее
- понимание
взаимозависимостей между проце
- установление
целей и определение того, как
должны взаимодействовать
- непрерывное улучшение системы посредством измерения и оценивания [24].
Ключевые преимущества данного принципа состоят:
- выявление процессов, которые наилучшим образом приводят к достижению желаемых результатов;
- возможность
сосредотачивать усилия на
- создание
доверия основных
6. Непрерывное или постоянное улучшение - одна из главных целей организации. Реализация этого принципа, прежде всего, требует определенной перестройки сознания и формирования у каждого работника организации потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом. С другой стороны, правильно спроектированная система менеджмента качества сама вызывает изменения, независимо от внешней среды..
7. Принятие решений, основанное на фактах. Данный принцип чаще всего является альтернативой применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции. Безусловно, нельзя отрицать значение опыта и интуиции в принятии решений, однако важно обеспечить разумный баланс аргументов, формируемых на основе анализа фактов, опыта и интуиции.
Как показывает практика, принятие управленческих решений на основе только интуиции в условиях рисков рано или поздно приводит организацию к несостоятельности. Решения будут наиболее эффективными, если они основываются на анализе данных и информации [24].
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Современная трактовка TQM воспринимает поставщиков и их потребителей не как противоположные стороны, а как партнеров, чьи процессы взаимно дополняют друг друга. В силу этого отношения между поставщиками и потребителями следует строить на взаимовыгодной основе, уважая ценности каждой из сторон. Следует иметь в виду, что каждый поставщик имеет определенный опыт работы над качеством своей продукции, который организация-потребитель также может творчески использовать для постоянного улучшения качества [41].
Таким образом, система менеджмента качества, построенная на вышеизложенных принципах, дает возможность руководству на всех уровнях улучшить общие характеристики организации.Никто не знает, откуда берутся лидеры. Зато хорошо видно, что, когда у организации появляется лидер (индивидуальный или коллективный), то её дела заметно начинают идти вверх [28]. Сейчас, пожалуй, уже нет сомнений в том, что лидерство - ключевой элемент бизнеса [15,23]. Здесь, как обычно, возникает трудность. Действительно ли лидерство играет исключительную роль среди всех элементов бизнеса, или ýже - всех элементов системы качества организации?
1.3 Лидерство руководства
Мы часто пренебрегаем некоторыми вещами, которые кажутся нам незначительными. Особенно теми, что представляют собой некие абстрактные понятия, трудно переводимые на язык практики. Среди таких абстрактных понятий можно выделить и лидерство. Но стоит задуматься о том, почему гуру в области качества выделяли именно лидерство.
Деминг писал, что статистический контроль качества - это всего лишь 2% [17], а что же тогда все остальное? Насколько эффективно будет работать система, если включаться все элементы, кроме лидерства, например? Если нет лидерства, то система вовсе не обязательно погибнет. Но лидерство - это пусковой механизм работы системы качества (СК). И без него СК - скорее фикция, чем реальность.
«Лидерство требуется для всех компонентов системы», - отмечал У. Эдвардс Деминг в предисловии к книге Г.Р. Нива [17]. И, прежде всего, важна лидирующая роль высшего руководства, без которой конструктивные преобразования затруднены, а то и вовсе невозможны. Очевидно, что лидерство - ключевой элемент инновационного процесса и поддержки развития культуры качества в организации. Лидерство - это ключ, который открывает путь к успеху в бизнесе. Джуран акцентировал внимание на том, что лидерство высшего менеджмента - это один из восьми уроков, которые усваивают компании - призеры Национальной премии Малколма Болдриджа в области качества [31]. Аналогичные взгляды выражает и Т. Конти [16] в связи с методами самооценки. Да и в новой версии международных стандартов ИСО серии 9000 - та же песня. Лидерство становится одним из восьми основополагающих принципов, положенных в основу стандартов [33].
Эджмен [34] говорит, что новая, нацеленная на качество, организация зависит от лидерства, которое создает внутренние условия успеха. Несомненно, окончательный успех корпорации будет зависеть от способности всех ее сотрудников творчески работать вместе для достижения общей цели. Но здесь опять не обойтись без лидерства, которое питает, поддерживает нужные умения и требуемое отношение. Сегодня лидерство - это не больше, чем определение высоты, на которую надо подпрыгнуть [35].
То, что менеджер, управляющий поведением других людей должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения. Все передовые модели ведения бизнеса можно узнать по ведущей роли в них лидерства. Это модели таких светил, как У. Эдвардс Деминг [17, 38], Джозеф Джуран [32], Питер Друкер [14], Тито Конти [16] и др. Лидерство в этом случае относится, как правило, к высшему руководству (топ менеджменту) и, в меньшей степени, к менеджменту на местах [35].
Но и это видение вопроса начинает изменяться. На последней конференции по качеству в Будапеште проф. Кондо отметил: «Важность лидерства нельзя проигнорировать высшим менеджерам и менеджерам среднего звена» [36].А Питер Сенге в одном из последних интервью отметил, что нужны три типа лидеров: лидер - руководитель компании или организации, лидеры - менеджеры, которые проводят политику компании на местах и лидеры - активисты, среди рядовых сотрудников организации, которые постоянно поддерживают «огонь в костре» и не дают ему угаснуть пока менеджеров нет рядом [42]. Таким образом, можно воодушевить всю компанию сверху вниз и получать именно ту обратную связь, которая позволит непрерывно улучшать процесс день за днем.
Итак, лидерство - это неотъемлемый элемент системы качества, более того, лидерство - «пусковой механизм» этой системы, это то, благодаря чему все технические элементы, концепции, принципы начинают жить.
Лидерство - компонент не только неотъемлемый, но и незаменимый. В том плане, что отсутствие его повлечет за собой значительные финансовые потери и потери конкурентоспособности [29]. Иногда говорят, что лидерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений. Нет лидерства - жестче контроль (контролировать приходится, по крайней мере, чаще), больше времени уходит на постановку задачи, хуже климат в коллективе - происходит потеря ресурсов: временных и человеческих. Нужны средства, чтобы нанять лишнего контролера или организовать службу контроля, текучесть кадров, порожденная плохим климатом в коллективе, также отражается на финансовом состоянии организации. Все вместе сказывается на эффективности и качестве, естественно не в сторону улучшения. Низкое качество продукции влечет за собой либо потерю выгодных контрактов, либо вынужденную продажу продукции по более низкой цене, а чаще и то и другое сразу. Кроме того, вместо кажущейся экономии средств, которую дает контроль, происходит их перерасход. Выходит, что лидерство - путь экономии средств и времени на контроль. Вера в правильность того, что мы делаем, гораздо лучше, чем самый тщательный контроль. Лучше во всех смыслах.
1.4 Важность лидерства в современном мире
Ответственности высшего руководства посвящен раздел 5 Международного стандарта ISO 9001:2008, где четко прописано, что оно (руководство) должно:
Международное движение ” ISO стандартизаторов” в течение почти 23 лет настойчиво вовлекает первых лиц предприятий в русло повышения качества, а директора с не меньшим упорством все это время отдаляются от СМК. При этом важность сертификационных аудитов руководители никогда не ставили под сомнение, как впрочем, и вопрос документирования СМК. А вот в отношении лидерства полный провал.
Но если разобраться, руководство некоторых наших организаций считает, что они уже лидируют, причем такого лидерства руководителей, какое мы сегодня наблюдаем в наших организациях, никогда еще мир не видел. Это абсолютное «лидерство», для которого очень странно, когда приходит обучившийся стандарту подчиненный «Хозяина - Начальника» и говорит ему: “Надо построить Систему Менеджмента Качества на основе международного стандарта ISO 9001, в котором Вы будете лидироват
Проблема лидерства тесно связана с проблемой власти. А власть обычно подразумевает силу. Так вот, в новых экономических условиях прямое применение силы вообще не ведёт, как правило, к достижению той цели, ради которой она применяется. Сила вызывает сопротивление, на преодоление которого расходуется энергия, время и иные ресурсы, столь нужные для удовлетворения потребителей, укрепления рыночных позиций, создания новой продукции и услуг.
Лидер – это как раз такой человек, которому не надо пользоваться силой и преодолевать сопротивление. Поэтому при прочих равных условиях наличие лидера обеспечивает колоссальные конкурентные преимущества.
Лидера нельзя назначить, им можно только стать. С представлением о лидерстве тесно связана концепция ответственности. Вопреки установившемуся мнению, ответственность нельзя назначить приказом. Её можно только взять на себя добровольно, желательно, проявив инициативу. Однако ответственность сама по себе мало чего стоит. Её надо подкреплять полномочиями. А полномочиями наделяет власть. При этом очень важно постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком добровольно ответственностью и полномочиями, которыми его наделяет власть. Мониторинг и регулирование этого баланса становится одной из центральных задач менеджмента. Кроме соблюдения баланса надо ещё обеспечить взаимодействие (прежде всего по горизонтали). Иначе предельная эффективность не будет достигнута.
В новой парадигме инициатива не наказуема, она приветствуется и поощряется.
По всему видно, что исчезают многие привычные функции начальника, руководителя. На смену администрированию и контролю приходит совершенно иная функция. Лидер становится учителем, советчиком, помощником, даже тренером.
Руководитель–лидер – необходимое условие устойчивого успеха, но лидерские функции нужны на всех уровнях организации при решении любых ответственных задач. Иначе трудно надеяться на создание атмосферы творческого подъёма, на энтузиазм, с которым люди начнут действовать. Именно такую атмосферу и надо создать в организации, готовой к жесткой конкуренции на современных рынках. Ясно, что без лидеров нельзя построить гибкую, динамичную, эффективную организационную структуру, создать миссию организации и её видение.
Особый вопрос – отношения лидера с культурой организации. Культура организации трудно уловима, но её роль трудно переоценить. Это наиболее консервативный элемент организации. В условиях быстро меняющихся рынков важно время от времени вносить в неё некоторые коррективы. Менять культуру всегда трудно. Только лидер может себе позволить проводить такие перемены относительно малой кровью, да и то не всегда.
В поле зрения лидера должны быть основные вопросы:
• соответствует ли уровень подготовки рабочих выполняемой ими работе и есть ли у них все необходимое оборудование и материалы;
• тщательно ли разработан, продукт и процесс производства;
• подходит ли имеющаяся инфраструктура для оптимального производства.
Работа лидера заключается не в поиске виновного, а в оказании требуемой помощи. Лидеру необходимо объединять и поддерживать сильные качества людей для оптимизации результатов системы, соответствия ожиданиям потребителей. Менеджеров, применяющих такой подход, часто называют учителями или тренерами.
Таким образом, ситуация, в которую попадает руководитель, желающий стать лидером, настолько необычна для него в большинстве случаев, что остро встаёт вопрос об обучении лидерству. И не всякий руководитель может стать лидером ни по собственному желанию ни по постановлению правительства, но современность требует лидерства, поэтому, для того чтобы стать лидером, необходимо учиться и уметь самокритично посмотреть на себя со стороны и стремление к самосовершенствованию.
Руководитель, который не может или не хочет стать лидером, ведёт свою организацию к катастрофе. Её наступление – это только вопрос времени.
Если бы все руководители
были озабочены вопросами
На практике, как говорилось выше, руководители редко глубоко вникают в проблему. Непонимание ими своей роли и своих обязанностей при создании и функционировании СМК может привести (и часто приводит!) к провалу.
Информация о работе Рольлидерства руководства на предприятии