Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:07, курсовая работа
Актуальность данной темы, на мой взгляд, обусловлена необходимостью улучшения правотворческой деятельности; сложностью применения нормативных правовых актов по причине принятия множества документов по одному и тому же вопросу различными органами в разное время; проблемой правового нигилизма. Основной целью настоящей работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса: дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу; рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики Беларусь; определить место и значение нормативного правового акта в иерархической структуре системы права Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………..….. 4
1. Понятие и признаки нормативно-правового акта………………………… 5
2. Виды нормативно-правовых актов………………………………..……….. 9
Понятие закона, его место в системе НПА……………………………………. 9
Виды законов…………………………………………………………………… 11
Виды нормативных актов в Республике Беларусь…………………………... 13
3. Систематизация нормативно-правовых актов……………………………… 21
Национальный реестр правовых актов РБ……………………………...……... 24
Заключение………………………………………………………………………. 26
Список литературы……………………………………………………………… 27
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и признаки
нормативно-правового акта……………
2. Виды нормативно-правовых актов………………………………..……….. 9
Понятие закона, его место в системе НПА……………………………………. 9
Виды законов………………………………………………
Виды нормативных актов в Республике Беларусь…………………………... 13
3. Систематизация нормативно-
Национальный реестр правовых актов РБ……………………………...……... 24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В настоящее время нормативно-
Актуальность данной
темы, на мой взгляд, обусловлена
необходимостью улучшения
Таким образом, предметом рассмотрения являются доминирующие определения понятия нормативного правового акта и отдельных его видов как источника права, мнения различных ученых по исследуемой проблеме, взаимодействие различных видов нормативных правовых актов и их место в законодательстве Республики Беларусь.
1.ПОНЯТИЕ
И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-
Замечено, что если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение (1, стр. 192). Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищённая свобода. Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Единого подхода к пониманию термина источника права не существует. В специально юридическом смысле под “источником” или формой права понимается то, где содержаться нормы права. Среди важнейших источников права следует назвать: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, юридические прецеденты, договоры нормативного содержания, правовые доктрины. Таким образом, источником права являются способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права, они зависят от правовой системы каждого государства. В различных правовых системах мира, в разное время одновременно использовались несколько источников права. Но в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определённые источники приобретали доминирующее значение (3, стр. 336). По мере развития и укрепления государства в Европе доминирующим становится нормативно-правовой акт. Нормативно-правовые акты являются наиболее распространённой формой права, как уже указывалось выше, в большинстве стран романо-германской правовой системы. По сравнению с другими источниками права он имеет ряд неоспоримых преимуществ). Во-первых, нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. Во-вторых, нормативные акты, как правило, определённым образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. В-третьих, нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. Наконец нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.
ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА. Все источники права могут быть классифицированы на две большие группы (1, стр. 193): нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Правовые нормы как общеобязательные правила поведения возникают, изменяются или отменяются в результате специальной деятельности компетентных государственных органов (3, стр. 339). Эта деятельность называется правотворчеством. Правотворчество - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Однако, содержание и объём указанной деятельности не всегда одинаков. Главным в правотворчестве является принятие новых норм права, новых нормативно-правовых актов.
Нормативный правовой акт - разновидность правового акта. Но вместе с тем нормативный правовой акт - это особая разновидность правового акта. Он принадлежит к специфическому типу актов - к официальным актам компетентных органов, выражающим волю государства. Нормативный правовой акт издаётся только правотворческим органом - государственным органом или (по уполномочию государства, с его санкции) общественной организацией (1, стр. 195). При этом во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность и официальность. Как официальный акт, в котором заключена воля государства, нормативный правовой акт должен (3, стр. 300):
1) издаваться в пределах компетенции данного органа;
2) облекаться в документальную форму, которая предусмотрена для актов данного органа;
3) соответствовать конституции, другим законам страны, подзаконным актам вышестоящих органов;
4) быть официально
Нормативный правовой акт - это именно акт нормативного характера. По своему непосредственному содержанию он является носителем, местом пребывания, фактическим источником юридических норм. Существуют различные определения нормативно-правового акта. На мой взгляд, наиболее полным и содержательным является определение данное еще в 1982 году известным юристом С.С. Алексеевым “Нормативно-правовой акт - это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение”. (1, стр. 201).Эту концепцию развил Закон Республики Беларусь “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” , где зафиксировано ,что “Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение” (12, ч. 12 ст.1).
Нормативно-правовые акты следует
отличать от других правовых актов. Правотворческое
решение бывает прямым, косвенным
или санкционирующим, то есть когда
оно либо прямо формулирует обобщенное
нормативное положение (нормативный
акт), либо выражает известный принцип
регулирования, содержащийся в решении
конкретного юридического дела (юридический
прецедент), либо ограничивается государственно-властным
санкционированием уже
Нормативно правовой
акт - это официальный документ, в
котором содержаться
Этим он отличается от актов,
которые не обладают признаками нормативности
(правовые акты, принимаемые с целью
осуществления конкретных мероприятий
или рассчитанные на иное однократное
применение). Индивидуальные юридические
акты также не являются нормативными.
Например, когда судья выносит
приговор по уголовному делу, он применяет
соответствующие юридические
2. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.
Нормативно-правовой акт
является наиболее характерным, основным
источником права для Республики
Беларусь, поэтому целесообразно
будет подробнее рассмотреть
разновидности НПА, особенно в отношении
актов нашей республики. Нельзя не
упомянуть, что при классификации
нормативно-правовых актов употребляется
множество различных подходов и
критериев. НПА могут подразделяться
по сфере действия на 1)акты внешнего
действия 2)акты локального действия;
по источнику формирования (в
большей степени это касается
законов) на: 1) акты референдума 2)акты,
издаваемые государством; по объекту
регулирования могут быть общими
и специальными. Основным критерием
для классификации НПА
Понятие закона, его место в системе нормативных правовых актов.
Под законом часто понимается
нормативный акт, который в юридической
форме характеризует
Неодинаковая юридическая сила законов порождает проблему их соподчиненности, Она дополняется проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных государствах - соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов. Кроме того, сам термин "закон", как мы выяснили ранее, может иметь различное значение. Закон может определяться как по формальным (акт правотворчества, одобренный парламентом и главой государства),так и по материальным (определенная конституцией сфера законодательного регулирования) критериям.
Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов