Систематизация нормативно-правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, на мой взгляд, обусловлена необходимостью улучшения правотворческой деятельности; сложностью применения нормативных правовых актов по причине принятия множества документов по одному и тому же вопросу различными органами в разное время; проблемой правового нигилизма. Основной целью настоящей работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса: дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу; рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики Беларусь; определить место и значение нормативного правового акта в иерархической структуре системы права Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….. 4
1. Понятие и признаки нормативно-правового акта………………………… 5
2. Виды нормативно-правовых актов………………………………..……….. 9
Понятие закона, его место в системе НПА……………………………………. 9
Виды законов…………………………………………………………………… 11
Виды нормативных актов в Республике Беларусь…………………………... 13
3. Систематизация нормативно-правовых актов……………………………… 21
Национальный реестр правовых актов РБ……………………………...……... 24
Заключение………………………………………………………………………. 26
Список литературы……………………………………………………………… 27

Файлы: 1 файл

Нормативно-правовые акты.docx

— 51.38 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..….. 4

1. Понятие и признаки  нормативно-правового акта………………………… 5

2. Виды нормативно-правовых  актов………………………………..……….. 9

Понятие закона, его место  в системе НПА……………………………………. 9

Виды законов…………………………………………………………………… 11

Виды нормативных актов  в Республике Беларусь…………………………... 13

3. Систематизация нормативно-правовых  актов……………………………… 21

Национальный реестр правовых актов РБ……………………………...……... 24

Заключение………………………………………………………………………. 26

Список литературы……………………………………………………………… 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время нормативно-правовой акт (НПА)  является основным источником права в странах романо-германской правовой системы. Правильное понимание  теоретической сущности, многообразия НПА позволяет гражданам ориентироваться  в действующем законодательстве. Основной целью моей работы я считаю раскрытие теоретических аспектов понятия «нормативно-правовой акт», уделив особое внимание значению, положению, классификации, систематизации НПА  в Республике Беларусь.

 Актуальность данной  темы, на мой взгляд, обусловлена  необходимостью улучшения правотворческой  деятельности; сложностью применения  нормативных правовых актов по  причине принятия множества документов  по одному и тому же вопросу  различными органами в разное  время; проблемой правового нигилизма.  Основной целью настоящей работы  является изучение наиболее значимых  вопросов, связанных с таким правовым  явлением, как «нормативный правовой  акт». В этой связи можно поставить  следующие задачи, решение которых  позволит показать многогранность  и сложность изучаемого вопроса:  дать определение самому понятию  нормативного правового акта, изучить  точки зрения различных правовых  школ по данному вопросу; рассмотреть  виды нормативных правовых актов,  выявить определенные, присущие  только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного  правового акта в правовой  системе Республики Беларусь; определить  место и значение нормативного  правового акта в иерархической структуре системы права Республики Беларусь.

Таким образом, предметом  рассмотрения являются доминирующие определения  понятия нормативного правового  акта и отдельных его видов  как источника права, мнения различных  ученых по исследуемой проблеме, взаимодействие различных видов нормативных  правовых актов и их место в  законодательстве Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ  И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО  АКТА.

Замечено, что если человек  действует в рамках права, то он чувствует  себя уверенно и свободно, находится  под защитой общества и государства. Право, определяет сферу свободы  человека и тем самым регулирует его поведение (1, стр. 192). Общесоциальная сущность права конкретизируется в  его понимании как мера свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищённая свобода. Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Единого подхода к пониманию термина источника права не существует. В специально юридическом смысле под “источником” или формой права понимается то, где содержаться нормы права. Среди важнейших источников права следует назвать: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, юридические прецеденты, договоры нормативного содержания, правовые доктрины. Таким образом, источником права являются способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права, они зависят от правовой системы каждого государства. В различных правовых системах мира, в разное время одновременно использовались несколько источников права. Но в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определённые источники приобретали доминирующее значение (3, стр. 336). По мере развития и укрепления государства в Европе доминирующим становится нормативно-правовой акт. Нормативно-правовые акты являются наиболее распространённой формой права, как уже указывалось выше, в большинстве стран романо-германской правовой системы. По сравнению с другими источниками права он имеет ряд неоспоримых преимуществ). Во-первых, нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. Во-вторых, нормативные акты, как правило, определённым образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. В-третьих, нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. Наконец нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона. 

ПРИЗНАКИ  НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА. Все источники права могут быть классифицированы на две большие группы (1, стр. 193): нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Правовые нормы как общеобязательные правила поведения возникают, изменяются или отменяются в результате специальной деятельности компетентных государственных органов (3, стр. 339). Эта деятельность называется правотворчеством. Правотворчество - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Однако, содержание и объём указанной деятельности не всегда одинаков. Главным в правотворчестве является принятие новых норм права, новых нормативно-правовых актов.

Нормативный правовой акт - разновидность правового акта. Но вместе с тем нормативный правовой акт - это особая разновидность правового акта. Он принадлежит к специфическому типу актов - к официальным актам компетентных органов, выражающим волю государства. Нормативный правовой акт издаётся только правотворческим органом - государственным органом или (по уполномочию государства, с его санкции) общественной организацией (1, стр. 195). При этом во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность и официальность. Как официальный акт, в котором заключена воля государства, нормативный правовой акт должен (3, стр. 300):

1) издаваться в пределах  компетенции данного органа;

2) облекаться в документальную  форму, которая предусмотрена  для актов данного органа;

3) соответствовать конституции,  другим законам страны, подзаконным  актам вышестоящих органов; 

4) быть официально опубликованным, приведённым в действие.

Нормативный правовой акт - это именно акт нормативного характера. По своему непосредственному содержанию он является носителем, местом пребывания, фактическим источником юридических  норм. Существуют различные определения  нормативно-правового акта. На мой  взгляд, наиболее полным и содержательным является определение данное еще  в 1982 году известным юристом С.С. Алексеевым “Нормативно-правовой акт - это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение”. (1, стр. 201).Эту концепцию развил Закон Республики Беларусь “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” , где зафиксировано ,что “Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение” (12, ч. 12 ст.1).

Нормативно-правовые акты следует  отличать от других правовых актов. Правотворческое  решение бывает прямым, косвенным  или санкционирующим, то есть когда  оно либо прямо формулирует обобщенное нормативное положение (нормативный  акт), либо выражает известный принцип  регулирования, содержащийся в решении  конкретного юридического дела (юридический  прецедент), либо ограничивается государственно-властным санкционированием уже существующих норм (санкционированный обычай)

Нормативно правовой акт - это официальный документ, в  котором содержаться общеобязательные правила поведения, обращённые к  относительно неопределённому кругу  субъектов (например, граждане, лица, проживающие  в зоне радиационного контроля и  т.д.) и который действует постоянно, до его официальной отмены (3, стр. 339).

Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности (правовые акты, принимаемые с целью  осуществления конкретных мероприятий  или рассчитанные на иное однократное  применение). Индивидуальные юридические  акты также не являются нормативными. Например, когда судья выносит  приговор по уголовному делу, он применяет  соответствующие юридические нормы  к конкретному лицу. Такой акт  носит правоприменительный характер. Уже существующая, действующая правовая норма, которая содержится в нормативно-правовом акте, применяется соответствующим  должностным лицом. Индивидуальные акты, носящие правоприменительный  характер имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативно-правовые акты издаются только строго определёнными государственными органами. Нормативно-правовые акты также  отличаются от актов толкования. В последних даются разъяснения юридических норм, а само содержание нормы не изменяется. Нормативно-правовые акты: дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвлённую структуру органов с определёнными правотворческими полномочиями и значительным объёмом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов; иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить; -конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках (1,стр.198). В любом современном государстве источники права упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определённый правовой режим.(6, стр. 201)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ  АКТОВ.

Нормативно-правовой акт  является наиболее характерным, основным источником права для Республики Беларусь, поэтому целесообразно  будет подробнее рассмотреть  разновидности НПА, особенно в отношении  актов нашей республики. Нельзя не упомянуть, что при классификации  нормативно-правовых актов употребляется  множество различных подходов и  критериев. НПА могут подразделяться по сфере действия на 1)акты внешнего действия 2)акты локального действия;  по источнику формирования  (в  большей степени это касается законов) на: 1) акты референдума 2)акты, издаваемые государством; по объекту  регулирования могут быть общими и специальными. Основным критерием  для классификации НПА бесспорно  считается их юридическая сила. По этому критерию НПА подразделяются на ЗАКОНЫ и ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ. Закон, как основной вид НПА следует  рассмотреть более подробно.

Понятие закона, его  место в системе нормативных  правовых актов.

Под законом часто понимается нормативный акт, который в юридической  форме характеризует закономерности развития общества, регулирует отношения, возникающие в этом обществе, и  который принимается в установленном, определенном порядке либо высшим государственным  органом, либо путем всенародного волеизъявления референдума, имеющим высшую юридическую  силу. Однако такое определение, возможно, является не совсем корректным. Так, в  Республике Беларусь, помимо того, что  закон принимается высшим законодательным  органом, требуется подписание данного  акта Президентом, а, следовательно, если в определении указывается на элементы правотворчества, то они должны иметь под собой юридическое, фактическое обоснование. В широком  смысле под законом понимают любую  правовую норму, принятую в результате предписания государственной власти. Однако Г.Ф. Шершеневич полагает, что данная формулировка является слишком узкой, так как "кроме государства есть множество других правовых авторитетов, могущих создавать и в действительности создающих законы". Именно поэтому под законом данный автор в обширном смысле понимает любую юридическую норму, которая устанавливается "прямым велением того или другого внешнего авторитета" //13 с. 111//. В узком смысле этого слова Г.Ф. Шершеневич подразумевает "норму, установленную высшим в пределах каждой данной правовой организации правовым авторитетом" //13 с.112//. Ю.А. Тихомиров различает закон в материальном смысле - акт власти государства, который содержит норму права общего характера, и закон в формальном смысле - любые акты, которые издаются органом законодательной власти независимо от характера содержащихся в них норм //12 с.46//. Н.Г. Александров критериями различия этих двух смыслов считает характер власти: то есть нормативные акты, которые исходят от законодательной власти, понимает как законы в формальном смысле, а нормативные акты, исходящие от исполнительной власти, - как законы в материальном смысле. Он также уточняет, что «нормативный акт, исходящий от законодательного органа, точнее было бы называть законом в формально-материальном смысле, так как законом только в формальном смысле вернее именовать акты ненормативного (индивидуального) значения, издаваемые законодательными органами»(4,с.54). Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" под законом понимает нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Неодинаковая юридическая  сила законов порождает проблему их соподчиненности, Она дополняется  проблемой соотношения закона и  подзаконных актов, а в федеративных государствах - соотношения нормативных  актов федерации и ее субъектов. Кроме того, сам термин "закон", как мы выяснили ранее, может иметь  различное значение. Закон может  определяться как по формальным (акт  правотворчества, одобренный парламентом  и главой государства),так и по материальным (определенная конституцией сфера законодательного регулирования) критериям.

Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов