Систематизация нормативно-правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, на мой взгляд, обусловлена необходимостью улучшения правотворческой деятельности; сложностью применения нормативных правовых актов по причине принятия множества документов по одному и тому же вопросу различными органами в разное время; проблемой правового нигилизма. Основной целью настоящей работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса: дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу; рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики Беларусь; определить место и значение нормативного правового акта в иерархической структуре системы права Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….. 4
1. Понятие и признаки нормативно-правового акта………………………… 5
2. Виды нормативно-правовых актов………………………………..……….. 9
Понятие закона, его место в системе НПА……………………………………. 9
Виды законов…………………………………………………………………… 11
Виды нормативных актов в Республике Беларусь…………………………... 13
3. Систематизация нормативно-правовых актов……………………………… 21
Национальный реестр правовых актов РБ……………………………...……... 24
Заключение………………………………………………………………………. 26
Список литературы……………………………………………………………… 27

Файлы: 1 файл

Нормативно-правовые акты.docx

— 51.38 Кб (Скачать файл)

Акты  Правительства, министерств и государственных  комитетов. Нормативные правовые акты иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, Национального  банка Республики Беларусь.   Правительство -коллегиальный центральный орган государственного управления, который осуществляет в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров. Законом определены вопросы, которые рассматриваются исключительно Советом Министров, следовательно, по ним могут приниматься постановления Правительства, но не распоряжения Премьер-министра. Постановления республиканского органа государственного управления - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности (8, стр.179). Совет Министров Республики Беларусь нормативные правовые акты в форме постановлений. Принимаемые Советом Министров Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (положения, уставы, правила и т.п.) утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Республики Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены Президентом Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских  органов государственного управления принимаются в форме постановлений  и приказов. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются республиканскими органами государственного управления коллегиально в форме постановлений. Правление Национального банка  Республики Беларусь принимает нормативные  правовые акты в форме постановлений. Принимаемые министерствами, иными  республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или  приказами. При принятии министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь нормативного правового акта обязательно указание в нем, на основании  и во исполнение какого акта Президента Республики Беларусь, закона Республики Беларусь, постановления Совета Министров  Республики Беларусь принимается данный акт. Нормативные правовые акты органов  исполнительной власти, Национального  банка Республики Беларусь могут  быть отменены Президентом Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, - Советом Министров Республики Беларусь (12, ст. 7).

Надзор за точным и единообразным  исполнением действующего законодательства возлагается на Генерального прокурора  и подчинённых ему прокуроров. Основным специальным актом, определяющим статус данного органа государственной  власти является закон от 29 января 1993 года «О Прокуратуре Республики Беларусь». К актам органов Прокуратуры  имеющих нормативный характер относятся  протест на издание подзаконного акта, противоречащего закону, в  орган издавший этот акт или в  вышестоящий орган , правомочный  принять решение по данному вопросу, а также внутриведомственные  подзаконные акты для системы  Прокуратуры.

Для всех ведомственных правовых актов характерны следующие черты:

- они имеют подзаконный  характер; основываются на Конституции,  актов органов общегосударственного  уровня (Парламента, Президента, Правительства); отличаются огромным многообразием  как по содержанию, так и по  форме; среди самих ведомственных  правовых актов существует собственная  иерархия: приоритет актов предопределяется  статусом органа управления, кругом  решаемых вопросов и т.д. 

Подзаконные нормативные  акты принимают также местные  представительные и исполнительные органы власти. Местные Советы депутатов  и исполнительные комитеты принимают  решения согласно своему статусу. Управления и отделы исполнительных комитетов  принимают приказы и инструкции. Такие же акты локального значения могут принимать и руководители предприятий и учреждений. Акты локального регулирования распространяют свое действие только на членов соответствующей  организации.

3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.

Система действующих нормативно-правовых актов как в Беларуси, так и  в других современных государствах весьма сложна. Акты издаются различными государственными органами, имеют различную  юридическую силу, кроме того они  постоянно изменяются. В связи  с этим нормативно-правовые акты изменяются, дополняются, отменяются и т.д. Эти  обстоятельства усложняют проблему доступности пользования нормативно-правовыми  актами. Поэтому в юридической  науке было выработано средство, которое  облегчает работу с НПА, упрощает задачу их поиска и использования. Таким  средством является систематизация нормативно-правовых актов.

Систематизация  НПА – целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных  организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативно-правового  материала, приведению его в определенную согласованную систему.

Путем систематизации достигается  согласованность правовых норм, устраняется  раздробленность, множественность  НПА, их упорядочение и расположение по определенным признакам.

Систематизация, как средство упорядочения нормативно-правовых предписаний  известна с древних времен. Примерами  систематического изложения правовых норм являются такие исторические памятники  права как Законы Хамурапи, Законы Ману, Законы 12 таблиц, Русская правда, Судебник Казимира, Статуты ВКЛ и  многие другие. В современный период без систематизации не обходится  ни одна правовая система мира.

В юридической науке выделяют следующие основные виды систематизации НПА: ИНКОРПОРАЦИЯ, КОДИФИКАЦИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ.

ИНКОРПОРАЦИЯ – объединение  действующих НПА, при котором  они полностью или частично помещаются в различных сборниках, без изменения  их содержания. В данном виде систематизации вся работа направляется на внешнюю обработку материала, без изменения внутреннего содержания НПА. В первоначальный текст вносятся официальные изменения (опускаются статьи, пункты, имевшие временное значение либо потерявшие свою силу). Обработанный материал объединяется и классифицируется по хронологическому, отраслевому либо алфавитному признаку. В первом случае НПА помещаются последовательно, в зависимости от даты их принятия. Во втором – НПА группируются в зависимости от их содержания, т.е. по соответствующей сфере регулирования (трудовые, имущественные, семейные отношения и др.)

Юридическая сила НПА, подвергшихся инкорпоративной обработке, сохраняется  с момента их введения в действие. Поскольку работу по инкорпорации осуществляют как государственные органы, так  и негосударственные организации, следует различать официальную  и неофициальную инкорпорацию. Официальная  инкорпорация предполагает издание  унифицированных сборников НПА  органами, принявшими эти акты. Официальная  инкорпорация представляет собой способ опубликования и переопубликования  действующих НПА. Инкорпоративные  сборники данного характера являются официальными источниками нормативно-правовых установлений. Пределы полномочий инкорпоратора  при этой форме систематизации обусловлены  пределами правотворческих возможностей соответствующего органа, юридической  силой изменяемых актов. В качестве примера хронологической официальной  инкорпорации можно привести Ведомости  Национального собрания Республики Беларусь, Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства  Республики Беларусь.

Выделяют также и официозную инкорпорацию, осуществляемую не органами, издавшими НПА, а по их поручению  иными компетентными органами, ответственными за проведение систематизации.

Неофициальная инкорпорация осуществляется любыми организациями, учреждениями, специалистами по их собственной инициативе. К примеру, это могут быть сборники НПА, составленные группой ученых, специалистов-практиков и т.д. по определенным отраслям права. Такие сборники издаются без специальных полномочий официальных правотворческих органов, поэтому на них не стоит официально ссылаться. Однако они имеют важное значение, способствуют доступности нормативного материала, расширяют возможность его использования.

КОДИФИКАЦИЯ – вид систематизации, предполагающий не только внешнюю обработку  материала, но и изменение его  содержания в процессе создания кодифицированных актов. При кодификации происходит существенная переработка нормативно-правового  материала. В процессе работы происходит своеобразное «обновление» НПА, при  этом осуществляется также упорядочение материала в зависимости от его  содержания. В процессе кодификации  создается НПА, обладающий сводным  характером, который объединяет нормативный  материал, регулирующий однородные общественные отношения. В настоящее наиболее распространенными формами кодифицированных НПА являются КОДЕКСЫ,УСТАВЫ,ПОЛОЖЕНИЯ,ПРАВИЛА.

Кодекс – систематизированный  комплексный законодательный акт, который объединяет нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений.

Устав – кодифицированный акт, объединяющий нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб  в определенной сфере управления.

Положение – кодифицированный акт, в котором содержится регламентация  полномочий определенных государственных  органов, их структуры, функций и  т.д.

Правила – НПА, устанавливающий  определенный порядок какого-либо вида деятельности.

Кодификация всегда связана  с переработкой действующих НПА, поэтому она осуществляется только официальными органами, имеющими соответствующие  полномочия; т.е. всегда является официальной. Кодификация может быть общей, отраслевой и специальной. Общая охватывает все законодательство, отраслевая –  законодательство одной отрасли, специальная  – определенный вид правовых норм.

КОНСОЛИДАЦИЯ – объединение  в одном акте разрозненных актов, регулирующих один и тот вид общественных отношений. Сводный акт принимается  компетентным органом, поэтому консолидация всегда является официальной. Нормативный  материал располагается в определенном логическом  порядке, обрабатывается, но по существу не изменяется. Многие авторы считают консолидацию разновидностью инкорпорации, а также усматривают  в ней некоторую схожесть с  кодификацией. Однако более справедливо  будет все же выделять консолидацию в качестве отдельного вида систематизации НПА.

Таким образом, систематизация – неотъемлемое средство в работе с НПА. Оно облегчает многие аспекты  деятельности, связанной с НПА: упрощает их поиск, приводит их согласованности, устраняет пробелы в праве, заменяет устаревшие нормы на более новые  и т.д.

 

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

Национальный  реестр правовых актов Республики Беларусь представляет собой систему учета  правовых актов Республики Беларусь. Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь (далее - Национальный реестр) создан и функционирует с 1 января 1999 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998г. № 369 "О Национальном реестре  правовых актов Республики Беларусь".Статус Национального реестра, порядок  его формирования и ведения определен Положением о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, утвержденным названным Указом. Ведение Национального реестра осуществляется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.

Национальный  реестр состоит из десяти разделов, в каждый из которых включаются правовые акты определенного вида. Включению  в Национальный реестр подлежат:

Конституция Республики Беларусь;

решения республиканских референдумов;

декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь;

законы  Республики Беларусь;

международные договоры Республики Беларусь;

постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

постановления Правительства Республики Беларусь и распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

заключения  и иные решения Конституционного Суда, за исключением запросов, требований и других решений процедурного характера;

постановления Пленума Верховного Суда по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел;

постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда по вопросам применения законодательства Республики Беларусь в сфере предпринимательской  и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь;

правовые  акты Администрации Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено  Главой Администрации Президента Республики Беларусь;

нормативные правовые акты государственных органов, непосредственно подчиненных Президенту Республики Беларусь, за исключением  Администрации Президента Республики Беларусь;

нормативные правовые акты Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских  органов государственного управления;

Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов