Сущность, экономическое и социальное значение качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Интеграция России в мировую экономическую систему, успешная конкуренция с другими странами немыслимы без существенного повышения качества отечественной продукции. А это возможно только при условии, если повышение качества продукции станет основной задачей производства, в решение которой будут вовлечены все сферы производственно - хозяйственной деятельности и все уровни управления предприятий. Этой работой должны руководить квалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями в области качества на уровне международных требований.

Файлы: 1 файл

лекции по управлению качеством.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Последние три  десятилетия во всем мире большое  значение придается качеству продукции. Высокое качество продукции стало  главным условием успеха фирм в конкурентной борьбе на рынке.

В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит  от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством. Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности.

Учитывая сложный, многоаспектный характер понятия "качество продукции" и постоянно меняющиеся требования потребителей к нему, перед  фирмами - изготовителями встаёт задача обеспечения требуемого качества и  управления им на всем протяжении жизненного цикла продукции, а это требует наличия соответствующих знаний в области управления качеством и подготовленных в этой области специалистов.

Мощный импульс  к приобретению знаний в области  качества и к созданию на предприятиях систем управления качеством связан с принятием в 1987 г. международных стандартов ИСО серии 9000, описывающих модели управления качеством для предприятий, организаций и учреждений любой сферы деятельности. Универсальный характер указанных стандартов и описанных в них систем качества требует глубоких знаний теории и методов управления предприятием через качество. Разработать, внедрить и обеспечить эффективное функционирование системы качества можно только при наличии на фирме профессионально подготовленных специалистов по качеству - инженеров и менеджеров.

В настоящее  время внедрение систем качества на основе международных стандартов становится насущной необходимостью. Наличия систем качества требуют  и заказчики (потребители), и государственные  органы, рассматривающие их как гарантию получения высококачественной, безопасной продукции. Изготовители также заинтересованы в создании у себя систем качества, позволяющих им совершенствовать производство, повышать эффективность своей деятельности и к тому же получить дополнительные козыри на рынке. Становится нормой иметь прошедшую экспертизу (сертифицированную) систему качества на предприятии.

В 80-е годы в  промышленно развитых странах актуальной задачей стала подготовка специалистов в области качества. Преподавание основ комплексного (всеобъемлющего) управления качеством - Total Quality Management (TQM) - вошло неотъемлемой частью в учебные планы многих университетов, школ бизнеса, колледжей и средних школ Западной Европы и США. К примеру, в Западной Европе в 1992 г. насчитывалось уже более 70 высших учебных заведений, где читались курсы по дисциплинам качества.

Интеграция  России в мировую экономическую  систему, успешная конкуренция с  другими странами немыслимы без  существенного повышения качества отечественной продукции. А это возможно только при условии, если повышение качества продукции станет основной задачей производства, в решение которой будут вовлечены все сферы производственно - хозяйственной деятельности и все уровни управления предприятий. Этой работой должны руководить квалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями в области качества на уровне международных требований.

Настоящее учебное  пособие составлено в соответствии с программой учебной дисциплины "Управление качеством" и содержит системное изложение основных понятий в области качества, факторов и условий, влияющих на качество продукции, методов оценки уровня качества, принципов и подходов всеобъемлющего управления качеством, основ стандартизации в области обеспечения качества, действующих правил и процедур сертификации продукции и систем качества, защиты потребителей от некачественной продукции.

 

Сущность, экономическое и социальное значение качества продукции

Удовлетворение  общественных и личных потребностей людей тесно связано с понятием "качество продукции"* . Это понятие имеет много аспектов, каждый из которых акцентирует внимание на определенных его особенностях, и тем самым определяет его принадлежность к соответствующим категориям: философской, социально-экономической, технической и др. В разделе 2.1 раскрывается содержание перечисленных категорий качества. Рассматривается взаимосвязь понятий "качество" и "потребительная стоимость", а также их различия. 
В разделе 2.2 раскрываются экономическое и социальное значение повышения качества продукции и причины необходимой объективности такого повышения в современных условиях. Обосновывается вывод, что в условиях насыщенного товарного рынка качество продукции - главный фактор ее конкурентоспособности. Раскрывается понятие социально-необходимого качества* и определяются его границы.

Категории качества. Определение понятия "качество продукции"

В своей жизни  и деятельности человек повсюду  имеет дело с созданным его  разумом и руками вещественным миром, который при всём своём бесконечном  многообразии обладает единой общностью, имя которой - качество продукции.

Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, и этим определяется его уникальная общественная, экономическая и социальная значимость. Чем выше качество продукции, тем большим богатством обладает общество и тем большими материальными возможностями оно располагает для своего дальнейшего прогресса.

Решение проблемы повышения качества продукции требует  прежде всего четкого представления  о качестве как предмете экономической  науки.

Проблема качества продукции имеет много аспектов. Одни исследователи различают философский, социологический, экономический, правовой, инженерно-технический, статистический аспекты, другие выделяют кибернетическую, математическую, техническую, производственную, потребительскую ее сторону.

Все эти аспекты  проблемы имеются. Однако экономический  аспект качества является решающим среди  других, и исследования других аспектов будут иметь практическое значение только в том случае, если они  будут осуществляться на экономической основе. Поэтому решение проблемы обеспечения качества продукции требует прежде всего чёткого представления о качестве как предмете экономической науки.

Качество - это  универсальная философская категория, охватывающая как явления внешнего мира, так и сознание человека. Философская категория качества впервые была проанализирована Аристотелем (3 в. до н.э.). Позже (19 в. н.э.) полно исследовал эту категорию Гегель. По Гегелю "качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество". Другими словами, как философская категория, качество это характеристика отличия предмета от всех остальных. Гегель отметил неразрывное единство качества и количества. Те или иные количественные изменения имеют свой предел, свою качественную границу, выход за которую ведет к установлению нового соотношения количества и качества.

Ф. Энгельс рассматривал качество в двух планах: во-первых, всякое качество имеет бесконечно много  количественных градаций, доступных измерению и наблюдению; во-вторых, существуют "...не качества, а только вещи, обладающие качеством, и при том бесконечно многими качествами".

Экономическое содержание понятия "качество продукции" базируется на том, что качество продукции формируется в процессе ее изготовления. Поэтому как экономическая категория качество продукции рассматривается как овеществленный результат производственной деятельности людей.

Любые вещи создаются  для удовлетворения определенных потребностей человека и общества в целом. Это предназначение вещей полностью относится и к их качеству. Учитывая это социальное значение качества продукции, можно охарактеризовать его как социально-экономическую категорию.

Степень удовлетворения личных и общественных потребностей конкретной вещью определяется ее свойствами. А качество вещи определяется совокупностью ее свойств. Таким образом, как совокупность свойств качество является технической категорией и изучается техническими дисциплинами.

Обобщая рассмотренные  аспекты качества продукции, ГОСТ 15467-79 дает ему следующее определение: "Качество продукции" - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением".

Определение качества как совокупности свойств продукта, направленных на удовлетворение определенных потребностей, можно отнести и к потребительной стоимости. Между тем это взаимосвязанные, но не тождественные категории.

Под потребительной стоимостью понимается полезность товара, его способность удовлетворять общественные потребности - личные или производственные. Каждый продукт обладает множеством свойств. Однако его потребительную стоимость формируют только те из них, которые обусловливают полезность, т.е. служат удовлетворению определенных человеческих потребностей.

Покупатель, вступая  в товарно-денежные отношения, рассматривает  потребительские свойства вещи и  выбирает те из них, которые нужны  для удовлетворения его потребности, т.е. покупатель оценивает полезность данной вещи.

Следовательно, потребительная стоимость представляет собой целостную совокупность свойств продукта, благодаря которым он способен удовлетворять ту или иную человеческую потребность, т.е. определяет полезность данного продукта, а категория качества означает степень, в которой данная потребительная стоимость способна удовлетворять ту или иную потребность, т.е. выражает меру полезности данной потребительной стоимости.

Если потребительная стоимость выражает вообще полезность вещи, то качество означает меру, в какой она объективно способна удовлетворять конкретные потребности.

Следует отметить, что в настоящее время зарубежные экономисты все больше склоняются к  определению качества как степени  соответствия продукции требованиям  потребителя. Некоторые даже утверждают, что сейчас у компаний на первом плане стоит удовлетворение требований потребителей, а достижение прибыли уходит на последнее место. Однако цель капиталистического производства осталась неизменной, а вот стратегия ее достижения изменилась. Для получения прибыли нужно продать товар, а сбыт все больше зависит от качества.

Таким образом, качество на современном этапе рассматривается  как средство достижения прибыли. При  этом принимается во внимание эффективность  повышения качества, т.е. соотношение  расходов на качество и прибыли от его повышения.

Таким образом, для инженера качество продукции  есть совокупность свойств (лучше набор  свойств - выше качество), а для экономиста - степень удовлетворения потребности (чем ближе качество к конкретной, реально существующей потребности, к оптимальному уровню качества - тем лучше).

Качество продукции  выражает меру учета совокупных требований к продукции как к объекту  производства или потребления соответственно со стороны изготовителей или  потребителей при ее разработке, производстве и использовании в соответствии с потребностями каждого конкретного общества. Поэтому качество продукции следует определять как меру конструктивного и эксплуатационного ее совершенства, проявляющегося в полезных свойствах, совокупность и значение которых отражают сложившиеся на данном этапе требования общества к ней, как средству удовлетворения определенных потребностей.

Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворявшее потребителя  год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году.

На каждой ступени  развития общества требования к качеству - результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Первые проявляются в уровне развития производительных сил, прежде всего науки и техники, вторые - в силе и характере воздействия потребителей на общественное производство, в значительной мере проявляющегося в платежеспособном спросе на конкретные виды продукции. Применительно к конкретному виду продукции качество выражает собой результат непрерывного роста и оптимального сбалансирования ее полезных свойств на стадиях разработки, производства и эксплуатации в пределах общественно допустимых затрат.

В процессе развития общества выделяют ряд стадий в зависимости  от степени удовлетворения общественных потребностей в товарах. В индустриально развитых странах до середины 30-х годов нашего столетия была эпоха массового спроса на основные потребительские товары. В 30-е годы эта эпоха завершилась практическим насыщением этого спроса. До достижения этой стадии главные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продукции. Успех в конкурентном сбыте имели фирмы, предлагавшие стандартные товары по самой низкой цене.

На смену  эпохе массового спроса в 30-50-е годы пришла эпоха массового сбыта. Ее символизировал принцип ежегодной смены моделей, переход от стандартной продукции к дифференцированной. Главными задачами управления фирмами в условиях обострившейся конкуренции стали предложение новых моделей на рынок, организация рекламы и сбыта, другие маркетинговые способы воздействия на выбор потребителя. Основное внимание в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах и в производстве стало уделяться качеству продукции и ее ассортименту. Забота о производственном потенциале для поддержания уровня прибыли за счет увеличения объема производства отошла на второй план.

Информация о работе Сущность, экономическое и социальное значение качества продукции