Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:53, реферат
Интеграция России в мировую экономическую систему, успешная конкуренция с другими странами немыслимы без существенного повышения качества отечественной продукции. А это возможно только при условии, если повышение качества продукции станет основной задачей производства, в решение которой будут вовлечены все сферы производственно - хозяйственной деятельности и все уровни управления предприятий. Этой работой должны руководить квалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями в области качества на уровне международных требований.
Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования.
Объектами стандартизации здесь являются термины и определения, обозначения, общие требования и нормы, методы, размерные и параметрические ряды по основным характеристикам, общие потребительские характеристики продукции при ее изготовлении, поставке и эксплуатации.
К этому виду относятся и стандарты на системы управления качеством продукции, являющиеся организационно-методическими нормативными документами. ГОСТы устанавливают общие требования к разработке, организации и функционированию таких систем. СТП определяют особые условия деятельности предприятия, особенности продукции и технологии ее изготовления, организации производства и управления им.
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).
Эти стандарты содержат нормы и требования для параметров конкретной продукции в зависимости от ее вида и назначения (для прочности, термостойкости, надежности, безопасности и т.д.), данные о форме и размерах готовых изделий или отдельных частей и деталей, химический состав материалов, номенклатуру марок, особенности конструктивного исполнения и основные размеры определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости.
Стандарты на процессы устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
В том числе эти стандарты устанавливают требования к маркировке товаров в целях информации покупателя об их особенностях, требования к упаковке, условиям транспортирования и хранения, обеспечивающим сохранение качества товара.
Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.
Эти стандарты
регламентируют методику определения
показателей свойств товара. В
них указываются правила и
методы отбора проб, подготовки их к
испытанию и проведения испытаний,
правила обработки результатов
Стандарты правил приемки устанавливают единый порядок проведения приемки продукции по количеству и качеству, размер партии товара, размер пробы и методы ее отбора. Это позволяет обеспечить единство оценки качества готовой продукции.
Кроме стандартов
может разрабатываться еще один
вид нормативно-технических
Технические условия разрабатываются на конкретную продукцию при отсутствии стандарта без ограничения, либо с ограничением срока действия. ТУ разрабатываются государственными органами управления, а также предприятиями - разработчиками или изготовителями с согласованием ТУ с потребителями продукции. В технических условиях регламентируются, в основном, потребительские свойства продукции.
Организация работ по стандартизации
Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).
Работы по стандартизации в области строительства и промышленности строительных материалов организует Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).
Госстандарт формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных стандартов, правил и норм на территории РФ.
Организацию и координацию работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства осуществляют отраслевые службы стандартизации и (или) головные организации по стандартизации.
Конкретную работу по стандартизации (разработку стандартов и других нормативных документов по стандартизации) выполняют технические комитеты (ТК) по стандартизации. Технические комитеты создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом.
На предприятиях
и в организациях работы по стандартизации
выполняют подразделения (
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов возложен на Госстандарт России. Непосредственное осуществление такого контроля проводится территориальными органами Госстандарта - центрами стандартизации и сертификации, работники которых имеют статус государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами. (Таковыми являются, например, Российский центр испытаний и сертификации - Москва и Центр испытаний и сертификации - Санкт-Петербург).
Государственные инспектора имеют право:
Научную деятельность
в области стандартизации осуществляют
общегосударственные и
В ведении Госстандарта находится также Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран. В состав Федерального фонда стандартов входят информационные фонды стандартов министерств и ведомств.
Государственным стандартам присваивают соответствующие обозначения, состоящие из букв, регистрационного номера и года утверждения, ввода в действие или пересмотра, например, ГОСТ Р1.0 - 95. Информация о принятии, отмене, замене, изменении государственных стандартов и общероссийских классификаторов публикуется в ежемесячных информационных указателях государственных стандартов.
Перечень действующих на территории РФ государственных стандартов и общероссийских классификаторов публикуется в ежегодных указателях "Государственные стандарты Российской Федерации".
Международные организации по стандартизации в области управления качеством
Международное разделение труда и связанная с ним торговля потребовали достижения межгосударственных соглашений и разработки международных стандартов, нормативные требования которых имели бы однозначное значение и для изготовителя, и для потребителя.
Ведущими международными организациями в области стандартизации являются Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия ( МЭК ).
ИСО создана в 1947 году. В состав ИСО входят национальные организации по стандартизации около 100 стран (в том числе и России).
ИСО разрабатывает стандарты во всех областях человеческой деятельности, кроме электротехники, электроники и связи, которые входят в компетенцию МЭК.
Всего ИСО разработано около 7200 международных стандартов (МС). Ежегодно публикуется около 500 новых и пересмотренных МС. В среднем разработка международных стандартов занимает 5 - 6 лет. Один из двухсот технических комитетов ИСО ТК 176 "Обеспечение качества" отвечает за разработку стандартов по управлению качеством.
МЭК основана в 1906 году по решению международного электротехнического конгресса. Основной целью создания и функционирования МЭК является организация содействия международному сотрудничеству в вопросах стандартизации в области электротехники, радиоэлектроники и связи.
В настоящее время членами МЭК являются около 50 стран. СССР являлся членом МЭК с 1921 года. С 1967 года МЭК практически является электротехническим отделом ИСО с координацией работ через координационный комитет ИСО / МЭК.
Общее число действующих стандартов МЭК составляет более 2000.
На долю ИСО и МЭК приходится около 90 % всех разработанных МС. Есть ряд других международных организаций, занимающихся международной стандартизацией (МАГАТЭ, ИМКО, ЮНЕСКО и другие).
В 1961 году создан Европейский комитет по стандартизации (СЕН), а в 1972 году - Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). Задачей этих комитетов является разработка единых стандартов в рамках ЕЭС в тех случаях, когда отсутствуют МС ИСО и МЭК. Эти стандарты должны обеспечить функционирование единого европейского рынка.
В Европе существует неправительственная региональная организация по качеству (Европейская организация по качеству - ЕОК), созданная с целью разработки, пропаганды теоретических принципов и практических методов управления качеством продукции и услуг. Разработкой стандартов она не занимается.
На базе ЕОК, Американской ассоциации контроля качества и Японского союза инженеров и научных работников готовится создание Международной ассоциации качества.
Подготавливается создание Межгосударственного совета (стран СНГ) по стандартизации, метрологии и сертификации.
Ежегодно (14.10) отмечается Международный день стандартизации.
Работа в международных
организациях по стандартизации позволяет
странам получать большие экономические
выгоды, которые в конечном итоге
заключаются в повышении
Каждый крупный производитель стремится к переводу своих фирменных стандартов в международные. Около 80 % всех международных стандартов ИСО соответствуют национальным или фирменным стандартам высокоразвитых стран.
Большинство МС устанавливают требования в отношении испытаний и методов контроля качества продукции, классификации, терминологии и т.д. Технические требования к продукции устанавливают только около 20 % МС ИСО (в основном, требования по безопасности). В МЭК доля таких МС несколько выше.
Ориентация стандартов преимущественно на регламентацию требований в отношении испытаний и методов контроля качества объясняется тем, что сами величины технических характеристик продукции во многих случаях устанавливаются покупателем и поставщиком и тесным образом связаны с ценой на эту продукцию.
Информация о работе Сущность, экономическое и социальное значение качества продукции