Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:57, реферат
Цель работы - изучить теоретические основы организации и управления качеством продукции на предприятии, проанализировать современное состояние выделенных аспектов, наметить и обосновать пути повышения качества готовой продукции и эффективности ее реализации.
Введение 3
1 Теоретические основы организации и управления качеством продукции 4
1.1 Понятие качества продукции и управление им 4
1.2 Значение стандартизации и сертификации продукции 9
1.3 Технологический процесс как фактор, влияющий на формирование качества пшеничного хлеба 17
2 Современное состояние закупки сырья, переработки и продажи готовой продукции 25
2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО
«Шумихинский хлеб» 25
2.2 Общие положения 26
2.3 Организационно-экономическая структура предприятия ЗАО «Шумихинский хлеб 27
2.4 Эффективность реализации хлебобулочного предприятия ЗАО «Шумихинский хлеб» 36
3 Основные направления повышения эффективности производства и реализации хлебобулочных изделий 39
3.1Мероприятия по устранению дефектов хлеба 39
3.2 Повышение качества готовой продукции 42
3.3 Повышение эффективности реализации хлебобулочных
изделий 44
Выводы и предложения 45
Список использованной литературы 46
· увеличение сроков гарантии на продукцию;
· развитие сервиса[5].
1.2 Значение стандартизации и сертификации продукции
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.
Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
· единый технический язык;
· унифицированные ряды важнейших
технических характеристик
· типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
· систему классификаторов технико-экономической информации;
· достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:
· защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;
· повышение качества продукции в соответствии с развитием
науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;
· совместимость и взаимозаменяемость продукции;
· содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;
· создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;
· устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;
· безопасность народно-хозяйственных
объектов с учетом риска возникновения
природных и техногенных
· содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.
Концепция системы стандартизации РФ содержит также определенные требования к формированию фонда стандартов:
· стандарты должны быть социально и экономически необходимыми. При разработке стандартов должна существовать потребность заинтересованных сторон достичь определенных соглашений по номенклатуре и качеству продукции, процессов и услуг;
· стандарт должен иметь определенный круг пользователей и
конкретность требований;
· стандарты не должны дублировать друг друга;
· стандартизация должна быть комплексной, т.е. в странах должны быть отражены взаимосогласованные требования:
а)по всем стадиям жизненного цикла продукции от раз-работки до утилизации;
б)по всем уровням разукрупнения - от материалов, веществ, технологий до конечной продукции;
в)по всем аспектам обеспечения качества, включая установление в стандартах взаимосогласованных требований к продукции, методам контроля и испытаний, метрологическому обеспечению.
Фонд государственных стандартов должен строиться на основе целесообразного равновесия между двумя принципами:
· не стать тормозом в процессе достижений науки и техники;
· обладать стабильностью требований в течение определенного периода, особенно это касается основополагающих и общетехнических стандартов.
Взаимосвязь внутри фонда стандартов должна подчиняться следующим правилам:
· большую свободу в выборе потребительских характеристик должны предоставлять стандарты на конечную продукцию;
· более жесткие требования к функциональным характеристикам, унификации, взаимозаменяемости, совместимости должны устанавливаться в стандартах на составные части, комплектующие элементы, материалы.
Стандартизация основана на ряде принципов:
1) повторяемость - определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством - повторяемостью либо во времени, либо в пространстве;
2) вариантность - создание рационального многообразия - обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект;
3) системность - определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;
4) взаимозаменяемость - применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.
Сертификация продукции
Сертификация продукции является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.
По определению, данному в Руководстве № 2 Международной организации по сертификации «Стандартизация и смежные виды деятельности - Общий словарь», подтверждением соответствия является любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются.
В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами - изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями. Последними, в частности, могут быть государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, деятельность органов технического и санитарного надзора за безопасностью, ведомственный контроль и приемка продукции для государственных нужд (государственный резерв, заказы на оборонную продукцию и т.д.).
Проверка соблюдения соответствия осуществляется посредством так называемых модулей, включающих в себя различный набор доказательств, в том числе и с привлечением третьей стороны. Результатом подтверждения соответствия является предоставление права поставщику проставлять на продукции европейский знак безопасности - СЕ.
Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.
В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» целями сертификации являются, в частности, содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, потребителя); контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация может иметь обязательный или добровольный характер.
Законом «О защите прав потребителей» определено, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации. Не допускается продажа товаров (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированных в установленном порядке знаком соответствия. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие данного закона.
Для реализации требований указанного выше закона Госстандартом России создана Система сертификации ГОСТ Р. Участниками обязательной, сертификации являются органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.
Органы по сертификации сертифицируют продукцию, выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Обязанностями изготовителей (продавцов, исполнителей) являются реализация продукции только при наличии сертификата; обеспечение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована; извещение органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.
Центральный орган системы сертификации организует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагается организация и проведение работ по обязательной сертификация, в пределах своей компетенции: создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах; ведут государственный реестр участников и объектов сертификации; устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний; рассматривают апелляции по вопросам сертификации; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории.
В настоящее время
Международным сообществом принято определение сертификата соответствия как документа, выданного в соответствии с правилами системы сертификации и указывающего, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или иному нормативному документу. Из этого определения следует, что сертификация создает определенную степень (не абсолютную) уверенности соответствия. Для этого сертификация должна располагать набором доказательств, а также документальным или иным подтверждением этих доказательств. Они должны создавать необходимую уверенность соответствия, а значит, должен быть установлен уровень необходимой уверенности, под который собираются доказательства. Чем выше уровень уверенности, тем весомее должны быть доказательства.
В общем случае при сертификации могут быть проведены: испытания продукции как для первичного подтверждения соответствия, так и в процессе периодической проверки стабильности соответствия; первичная оценка состояния производства; последующий после выдачи сертификата инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Для различных видов продукции состав и содержание трех основных операций (испытания, оценка производства, инспекционный контроль) могут быть различными. Набор доказательств может включать или не включать, в зависимости от требуемой уверенности, разные виды испытаний, оценки производства и инспекционного контроля. Совокупность и последовательность отдельных операций, выполняемых третьей стороной для подтверждения соответствия, принято называть схемой сертификации.
Добровольную сертификацию может проводить любое юридическое лицо, зарегистрировавшее свою систему в установленном порядке. Заявитель на добровольную сертификацию вправе сам установить номенклатуру требований, на соответствие которым проводится сертификация[2].
1.3 Технологический
процесс как фактор, влияющий
на формирование качества
Качество хлеба зависит от используемого сырья, а также технологического процесса приготовления.
Состоит из следующих стадий: замеса теста и других полуфабрикатов, брожения полуфабрикатов, деления теста на куски определенной массы, формирования и расстойки тестовых заготовок, выпечки, охлаждения и хранения хлебных изделий.
Замес и образование теста
Замес теста - важнейшая технологическая операция, от которой в значительной степени зависит дальнейший ход технологического процесса и качество хлеба. При замесе теста из муки, воды, дрожжей, соли и других составных частей получают однородную массу с определенной структурой и физическими свойствами.
Информация о работе Теоретические основы организации и управления качеством продукции