Управление качеством товара в системе маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.
Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщее управление качеством.
Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.
Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала.

Содержание работы

1. Понятие качества товара.
2. Управление качеством товара в системе маркетинга.
3. Стандартизация в системе обеспечения качества товара.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 237.42 Кб (Скачать файл)

3. Стандартизация в системе обеспечения качества товара.

Сущность  процессов стандартизации

Важным элементом  в системах управления качеством  изделий является стандартизация –  нормотворческая деятельность, которая  находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных  документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.

Стандартизация  является одним из важнейших элементов  современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). По определению международной организации  по стандартизации (ИСО), стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.

Действующая система стандартизации позволяет  разрабатывать и поддерживать в  актуальном состоянии:

-единый технический язык;

-унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);

-типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);

-систему классификаторов технико-экономической информации;

-достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Общей целью  стандартизации является защита интересов  потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:

-  безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

-  безопасность хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

-  обороноспособность и мобилизационную готовность страны;

-  техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

-  единство измерений;

-  качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;

-  экономию всех видов ресурсов.

Современная стандартизация базируется на следующих  принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.

Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность – одно из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов.

Принцип повторяемости означает определение круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством – повторяемостью во времени или в пространстве.

Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.

Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.

Основные  требования к разработке фонда стандартов можно сформулировать следующим  образом:

-стандарты должны быть социально и экономически необходимыми;

-стандарты должны иметь определенный круг пользователей и конкретность требований;

-стандарты не должны дублировать друг друга;

-стандарты должны отражать взаимосогласованные требования комплексности по всем стадиям жизненного цикла продукции (от разработки до утилизации), по всем уровням разукрупнения (от исходных материалов до конечной продукции), по всем аспектам обеспечения качества и уровням управления;

-стандарты должны обладать стабильностью требований в течение определенного периода;

-стандарты должны своевременно пересматриваться.

Основные  закономерности процесса разработки стандартов определяют условия эффективной  их реализации и тенденций развития:

1. Сбалансированность  интересов сторон, разрабатывающих,  изготовляющих, предоставляющих  и потребляющих продукцию (услугу);

2. Системность стандартизации – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы, предполагает совместимость всех элементов этой сложной системы;

3. .Динамичность  и опережающее развитие стандарта.  Как известно, стандарты моделируют  реально существующие закономерности  в хозяйстве страны. Однако научно-технический  прогресс вносит изменения в  технику, в процессы управления, поэтому стандарты должны адаптироваться  к происходящим переменам;

4. Эффективность  стандартизации. Применение нормативной  документации (НД) должно давать  экономический или социальный  эффект. Непосредственный экономический  эффект дают стандарты, ведущие  к экономии ресурсов, повышению  надежности, технической и информационной  совместимости. Стандарты, направленные  на обеспечение безопасной жизни  и здоровья людей, окружающей  среды, обеспечивают социальный  эффект;

5. Приоритетность  разработки стандартов, способствующих  обеспечению безопасности, совместимости  и взаимозаменяемости продукции  (услуг), что достигается путем  безусловного соответствия разработок  требованиям стандартов, нормам  законодательства и реализуется  путем регламентации и соблюдения  обязательных требований государственных  стандартов;

6. Гармонизация  предусматривает разработку гармонизированных  стандартов. Обеспечение идентичности  документов, относящихся к одному  и тому же объекту, но принятых  как организациями по стандартизации, так и международными (региональными)  организациями, позволяет разработать  стандарты, которые не создают  препятствий в международной  торговле;

7. Четкость  формулировок положений стандарта.  Возможность двусмысленного толкования  нормы свидетельствует о серьезном  дефекте НД;

8. Соответсвие законодательству, а также нормам и правилам надзорных органов. При разработке стандартов и других НД необходимо обеспечивать их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля;

9. Комплексность  стандартизации взаимосвязанных  объектов. Качество готовых изделий  определяется качеством сырья,  материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий, поэтому стандартизация  готовой продукции должна быть  увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество, включая  требования, обеспечивающие безопасность  жизни, здоровья и имущества,  окружающей среды, совместимость  и взаимозаменяемость.

Для достижения социальных и технико-экономических  целей стандартизация выполняет  определенные функции:

1. Функция  упорядочения – преодоление неразумного  многообразия объектов (раздутая  номенклатура продукции, ненужное  многообразие документов), сводится  к упрощению и ограничению;

2. Охранная (социальная  функция) – обеспечение безопасности  потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства,  объединение усилий человечества  по защите природы от техногенного  воздействия цивилизации;

3. Ресурсосберегающая  функция обусловлена ограниченностью  материальных, энергетических, трудовых  и природных ресурсов и заключается  в установлении в НД обоснованных  ограничений на расходование  ресурсов;

4. Коммуникативная  функция обеспечивает общение  и взаимодействие людей, в частности  специалистов, путем личного обмена  или использования документальных средств, аппаратных систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству;

5. Цивилизующая  функция направлена на повышение  качества продукции и услуг  как составляющих качества жизни;

6. Информационная  функция. Стандартизация обеспечивает  материальное производство, науку,  технику и др. сферы нормативными  документами, эталонами мер, образцами-эталонами  продукции, каталогами продукции,  каталогами продукции как носителями  ценной технической и управленческой  информации;

7. Функция  нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого нормативного документа) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы.

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации. Основными задачами стандартизации являются:

1.  обеспечение  взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями  (заказчиками);

2.  установление  оптимальных требований к номенклатуре  и качеству продукции в интересах  потребителя и государства, в  том числе обеспечивающих ее  безопасность для окружающей  среды, жизни, здоровья и имущества;

3.  установление  требований по совместимости  (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и т.д.), а также взаимозаменяемости продукции;

4.  согласование  и увязка показателей и характеристик  продукции, ее элементов, комплектующих  изделий, сырья и материалов;

5.  унификация  на основе установления и применения  параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных частей изделий;

6.  установление  метрологических норм, правил, положений  и требований;

7.  нормативно-техническое  обеспечение контроля (испытаний,  анализа, измерений), сертификации  и оценки качества продукции;

8.  установление  требований к технологическим  процессам в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;

9.  создание  и внедрение систем классификации  и кодирования технико-экономической  информации;

10. нормативное  обеспечение межгосударственных  и государственных социально-экономических  и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт,  связь, оборона, охрана окружающей  среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

11. создание  системы каталогизации для обеспечения  потребителей информацией о номенклатуре  и основных показателях продукции;

12. содействие  реализации законодательства Российской  Федерации методами и средствами  стандартизации.

На этапе  проектирования (или планирования) с помощью стандартизации осуществляется следующее:

1) устанавливаются  требования к качеству готовой  продукции на основе комплексной  стандартизации качественных характеристик  данной продукции, а также сырья,  материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий с учетом интересов потребителей и изготовителей;

2) определяется  единая система показателей качества  продукции в зависимости от  назначения изделий в условиях  эксплуатации;

3) устанавливаются  нормы, требования и методы  проектирования продукции для  обеспечения оптимального качества  и исключения нерационального  многообразия вида, марок и типоразмеров;

4) обеспечивается  высокий уровень унификации производства, механизации и автоматизации  производственных процессов.

На стадии производства стандарты предприятий  учитывают характер и особенности  выпускаемой продукции, организационно-технический  уровень предприятий, квалификацию исполнителей. Они устанавливают  требования к средствам и методам  контроля и оценки качества продукции, позволяют обеспечить ритмичность  производства, сократить потери от брака, повысить качество труда исполнителей.

На стадии обращения и реализации стандартизация направлена на установление требований порядка и наилучших условий  при упаковке, консервировании, транспортировке  и складировании, хранении и реализации продукции, сохраняя ее качество на складах, хранилищах и базах, в транспортных предприятиях, сбытовых и торговых организациях.

На стадии потребления и эксплуатации стандартизация устанавливает единые требования к  обслуживанию и ремонту продукции (в том числе гарантийному), к  сбору и анализу информации о ее качестве при эксплуатации, нормы ее утилизации.

Стандарты сочетают технические, экономические и правовые требования. Технические требования заключаются в том, что стандарты регламентируют научно-техническую подготовку производства, технологию, организацию и процесс труда на всех стадиях создания и эксплуатации изделий.

 

Экономические требования:

1) стандарты  являются нормативом и масштабом  измерения качества продукции;

2) стандарты  являются средством организации  и управления производством;

3) стандарты  обеспечивают взаимосвязь между  различными звеньями народного  хозяйства;

Информация о работе Управление качеством товара в системе маркетинга