Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:16, контрольная работа
В нашей стране изданы десятки монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции и семинары, защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. К настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.
Введение…………………………………………………………...………………3
Глава 1. Роль квалиметрии в управлении качеством………………...….…..4
Глава 2. Квалиметрия…………………………………………………..……..6
§ 1. Объект, предмет и структура квалиметрии…………...……………....6
§ 2. Принципы и методы квалиметрии……..…………………….….…..…9
§ 3. Классификация и номенклатура показателей качества…………......13
§ 4. Оценка качества…………………………………………………...…...19
Глава 3. Сфера применения квалиметрии…………….………………...…..24
Заключение………………………………………………………………...……..26
Список использованной литературы…………………………………...………27
Системный анализ – это совокупность методических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам и задачам, в основе которых лежит рассмотрение объектов исследования как систем, имеющих многообразие типов связей. Качество – типичный пример такой системы, где взаимосвязи между элементами этой системы – показателями качества могут носить сложный комплексный характер.
Экономические и социологические методы исследования проблем качества продукции обусловлены значимостью этих ее аспектов в общественной жизни общества.
Квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии – теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования. Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в нижеследующем.
1. Квалиметрия обязана давать экономике общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования. В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей и производителей продукции разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными.
Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы, как производителей, так и потребителей.
2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителей. Дело в том, что количественная оценка качества, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.
3. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом. Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества и такого показателя базового, эталонного образца.
4. Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня. Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.
5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.
6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости.
7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение
8. Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей.
9. При количественной оценки качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и дублирующих показателей одного и того же свойства.
10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением. Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности.
Показатель качества — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции (услуги), входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Показатели качества классифицируют по следующим признакам: количеству характеризуемых свойств; влиянию на качество при изменении абсолютного значения показателя; способу выражения; методу определения; применению для оценки уровня качества; характеризуемым свойствам; стадии определения.
Единичный показатель качества характеризует одно из свойств продукции.
Комплексный показатель качества характеризует несколько свойств продукции.
Определяющий показатель качества – показатель качества, по которому принимают решение оценивать качество продукции.
Интегральный показатель качества – это показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на нее создание и эксплуатацию или потребление.
где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции;
З – суммарные затраты на приобретение или эксплуатацию продукции.
Позитивный показатель качества – показатель качества, при увеличении которого качество продукции улучшается.
Негативный показатель качества – показатель качества, увеличение которого приводит к снижению качества продукции.
Различают следующие значения показателей качества продукции.
Базовое — принятое за основу при сравнительной оценке качества различных вариантов одноименной продукции.
Относительное — отношение значения показателей качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя.
Регламентированное — значение показателя качества продукции, установленная нормативно-технической документацией.
Номинальное — регламентированное значение показателя качества продукции, от которого отсчитывается допускаемое отклонение.
Предельное — наибольшее или наименьшее регламентированное значение показателя качества продукции.
Оптимальное — это такое значение показателя качества продукции, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию или потребления, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.
Предпочтительным является такое оптимальное значение показателей качества продукции, при котором имеется наибольший разрыв между эффективностью от эксплуатации (потребления) продукции и затратами на достижение ее показателей качества.
Для того, чтобы объективно оценить уровень качества, необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей качества. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и других показателей. В квалиметрии показатели качества продукции классифицируют на следующие группы.
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Эти показатели характеризуют степень соответствия изделия его целевому назначению, а также определяют основные функции, для выполнения которых изделие предназначено. К этой группе показателей относят классификационные показатели, показатели функциональной и технической эффективности, конструктивные показатели.
Показатели надежности характеризуют долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость во времени свойств продукции в заданных пределах, обеспечивающих ее эффективное использование по назначению.
Долговечность характеризует способность изделия сохранять свою работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта (для технически сложных товаров).
Безотказность характеризует свойства изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Показатель безотказности характеризуется вероятностью безотказной работы, наработкой на отказ, интенсивностью отказов.
Ремонтопригодность
Показатели сохраняемости
характеризуют способность
Эргономические показатели учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств, проявляющихся в системе человек-изделие (продукция) — среда. Например, воздухопроницаемость, паропроницаемость и гигроскопичность тканей. Эргономические показатели характеризуют удобство эксплуатации изделия, степень утомляемости человека при этом, скорость и точность выполнения им отдельных операций в процессе пользования изделием, затраты энергии и сил человека.
Эстетические показатели — характеризуют своеобразие внешнего оформления продукции, в том числе ее художественно - колористическое оформление, информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, товарный вид и т.п.
Технические или технологические показатели определяют пригодность продукции к производству и воспроизводству. Они характеризуют свойства, обуславливающие оптимальное распределение затрат материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при их производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции. Эти показатели характеризуют степень защиты окружающей среды от вредных воздействий человека, последствий научно-технического прогресса. Загрязнение окружающей среды неизбежно влияет на качество жизни.
Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень использования в продукции стандартизованных изделий и уровень унификации их составных частей.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении ее конкурентоспособности.
Показатели безопасности определяют особенности продукции, обуславливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя.
Безопасность – очень важное, широко трактуемое свойство многих объектов: процессов, товаров, услуг, окружающей среды. В ФЗ РФ «О техническом регулировании» приводится следующее определение термина: «Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений». Безопасность продукции относится к обязательным требованиям и должна регламентироваться техническими регламентами.
Экономические показатели, которые характеризуют затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию или потребление продукции, а также экономическую эффективность от использования этой продукции. Особенность этих показателей заключается в том, что они позволяют увязывать стоимость продукции и ее качество, а также оценивать эффективность улучшения качества продукции.
По стадии определения показатели качества делят на прогнозируемые, проектные, производственные и эксплуатационные.
Прогнозируемые показатели качества оцениваются на перспективу, для чего определяют возможные значения показателей качества на будущий период времени на основании анализа данных о качестве.
Проектные показатели качества закладываются на стадии непосредственной разработки изделия. Определяется класс и тип изделия, условия эксплуатации, оцениваются текущие требования потребителей, выбираются лучшие базовые образцы, определяется оптимальное значение показателей качества.
Производственные показатели оцениваются на всех технологических стадиях производства изделия. Показатели качества оцениваются при проведении входного, операционного и приемочного контроля.
Эксплуатационные показатели качества могут оцениваться в процессе непосредственной эксплуатации изделия. Эти показатели часто используют при оценке уровня качества, определении суммарного полезного эффекта от эксплуатации и т.п.