Управления нововведениями в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Агропромышленный комплекс России исторически сформировался на основе планового распределения ограниченных производственных ресурсов, что и предопределило основную структуру внутренних и внешних технологических и производственных связей. Не секрет, что эта структура связей оказалась совершенно не приемлемой для рыночных условий.

Содержание работы

Аннотация……………………………………………………………...3
Введение………………………………………………………………...4
Теоретическая часть. Управление нововведениями в АПК …………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие инновационной деятельности ……………… …….……6
1.2. Возникновение и разработка нововведений....................................8
1.3. Стратегии реализации нововведений……………………………..12
1.4. Особенности нововведений в АПК..................................................15
Графическая часть: Региональная схема структуры управления предприятием……………………………………………………………19
2.1. Функции регионального управления………………………………19
2.2. Принципы и методы регионального управления…………………21
Расчетная часть: Оценка эффективности управленческого труда на предприятии ОАО «Партнер и К»………….…………………………23
Заключение ………………………………………………………………..25
Список литературы... ……

Файлы: 1 файл

НАСТЯ Курсовая по УПР в АПК - .doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

    Данный тип стратегии характеризуется достаточно высоким техническим уровнем изделий и производства, большой фондоемкостью и фондоотдачей, максимальным объемом производства, низкой себестоимостью. Ему свойственны наименьший уровень риска, экономических потерь и продолжительности цикла исследование – производство, наибольший экономический эффект, возрастание возможностей удовлетворения социальных потребностей населения, сокращение темпов инфляции.

    Наступательно-рисковая стратегия. При этом типе стратегии спрос на нововведение отстает от предложения. Экономическая устойчивость отдельных объектов АПК в данном случае зависит от  совершенства организационного, кадрового, управленческого, финансового, экономического обеспечения на всех уровнях и стадиях формирования и реализации стратегии. Данный тип стратегии характеризуется наибольшими значениями  риска в связи с высокой неопределенностью спроса, объемов производства и экономического эффекта при значительных затратах на исследование конъюнктуры рынка, рекламу. 

1.4. Особенности нововведений в АПК 

    Общество регулирует ход  инновационного процесса в целом и по отдельным отраслям путем разработки и проведения в жизнь  соответствующей инновационной политики, целью которой является прежде всего доведение научно-технических разработок до практического использования.

    Применительно к АПК в инновационном процессе участвуют сельскохозяйственные научные и учебные учреждения, органы управления производством, обслуживающие и внедренческие формирования различных типов и непосредственно сами сельскохозяйственные товаропроизводители.

    К научным организациям АПК  относятся: научно-исследовательские  институты и секторы вузов,  научно-учебные комплексы, научно-исследовательские  станции, опытные станции, конструкторские  и проектные, проектно-технологические  организации, опытные поля. В современных условиях появились такие организационные формы, как научно-производственные системы, информационно-консультационные и инновационные центры и др.

    Существуют различные методы  и направления проникновения  в производство научных достижений  и передового опыта. Базовым направлением является подготовка кадров специалистов, руководителей и работников массовых профессий в вузах, техникумах, через школы подготовки специалистов массовых профессий и различные курсы.

    Не менее важным направлением  проникновения научных достижений в производство является деятельность органов управления на всех уровнях с соответствующей системой информации, рекламы, пропаганды научных разработок. Важное значение имеет инициатива самих производителей научной продукции, то есть научно-исследовательских организаций.

    Указанные направления, несомненно, очень важны, но в тоже  время  их можно отнести к категории  массовых. Они обеспечивают грамотность  кадров.

    Более активным направлением  развития  инновационного процесса в современных условиях является организация внедрения научных достижений в производство. Внедренческая деятельность – важная часть научно-технической деятельности в любой отрасли, а в АПК в особенности. Переход к рыночным отношениям настоятельно требует существенного расширения и укрепления внедренческой сферы, которая должна стать связующей нитью меду наукой и производством.

    В результате инновационного процесса и осуществления соответствующей инновационной политики в АПК происходит существенная модернизация производства на основе научных достижений. Этот процесс объективный и постоянный.

     Интенсификация и индустриализация  сельского хозяйства немыслимы  без научно-технического прогресса,  движущей силой которого является  инновационный процесс. Примитивное ведение сельского хозяйства, основанное на ручном труде и живой тяговой силе, постепенно совершенствовалось как технически, так и технологически. Поколению работников сельского хозяйства, родившемуся в начале ХХ века, суждено было видеть, как постепенно, но принципиально  меняется производство: от сохи до плуга, от лошадей до трактора, от серпа до комбайна, от канцелярских счетов до компьютера.

    Объективный характер инновационного  процесса заключается в том,  что в нормальных условиях  он не может быть остановлен и даже заторможен. Однако в связи с коренным изменением политики государства по отношению к АПК условия резко изменились. Аграрная реформа, поставившая сельскохозяйственных товаропроизводителей в тяжелейшее экономическое положение, не только затормозила инновационный процесс, но и привела в катастрофическое состояние всю научно-инновационную сферу АПК. Темпы спада производства, связанные со снижением продуктивности в растениеводстве и животноводстве в течение последних лет, значительно превысили темпы его подъема, который наблюдался в 70-80-Х годах предреформенного  периода. Причем это падение характерно для всех регионов и абсолютного большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от форм собственности и хозяйствования. Произошло  катастрофическое падение инновационной активности на всех уровнях, что связано с комплексом причин социально-психологического, экономического и организационного характера.

    Социально-психологические причины  падения инновационной активности  в АПК включают так называемый шок всех непосредственных исполнителей, имеющих отношение к инновационному процессу. Реформирование производства, шоковая терапия в финансово-экономической сфере, обвальный  передел собственности создали у работников на всех уровнях неуверенность в завтрашнем дне, что естественно, и создало серьезные препятствия для планомерной инновационной деятельности.

    Не менее важными оказались  и экономические причины снижения  инновационной активности. Сельскохозяйственные  товаропроизводители, которые и ранее не отличались высокой гибкостью, в связи с диспаритетом цен на реализуемую сельскохозяйственную и закупаемую промышленную продукцию оказались в таком экономическом положении, что практически не  имеют возможности вести даже расширенное воспроизводство. Проблема выживания и спасения производства в этих условиях заслонила проблему достижений научно-технического прогресса.

     Организационные проблемы на  всех уровнях управления, возникшие  в ходе реформ, привели к потере  элементарной функциональной четкости.

      Необходимо осознать, что только  путем научно-технического прогресса,  активного проведения четкой  инновационной политики возможно  выйти из затянувшегося аграрного  кризиса, стабилизировать ситуацию  и начать двигаться вперед. Однако  одного осознания недостаточно. Оно должно быть подкреплено комплексом организационных, экономических и социальных условий, которые бы способствовали повышению инновационной активности в АПК:

- заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в получении дополнительного эффекта от внедрения научных разработок;

- ускорение  разработок нововведений,  отвечающих  запросам производства;

- информированность  товаропроизводителей всех сфер  АПК о научных разработках,  рекомендуемых к освоению в  производстве;

- научная и организационная подготовленность кадров на всех уровнях инновационного процесса;

- выбор  приоритетных направлений при  освоении научных достижений  в производстве;

- экономическое  стимулирование работников инновационной  сферы по результатам деятельности.

    В то же время опыт стран  с интенсивным сельскохозяйственным производством свидетельствует о том, что за научно-технический прогресс в этой отрасли несет ответственность все общество, потребляющее ее продукцию. Сельское хозяйство в силу специфических особенностей и ограниченных организационно-экономических и технических возможностей не может обойтись без помощи. Поэтому государство должно не только иметь собственную инновационную политику, но и непосредственно осуществлять регулирование инновационного процесса в сельском хозяйстве.

    В связи с этим необходима  система государственных мероприятий  по активизации инновационных  процессов.

    К таким мероприятиям относятся:

- государственная  поддержка научно-инновационной  сферы;

- постепенная  переориентация органов управления с административно-управленческих функций на инновационную деятельность;

- приближение  деятельности научных учреждений  непосредственно к запросам производства;

- более  активное оказание помощи сельскохозяйственным  товаропроизводителям во внедрении достижений науки;

- развитие  специализированной службы АПК  для организации многоканальной  информации о научных достижениях,  рекомендациях к освоению в  производстве путем привлечение  всех средств массовой информации;

- организация  массовой переподготовки кадров на всех уровнях инновационного процесса;

- разработка  и внедрение системы экономического  стимулирования  развития инновационного  процесса в АПК;

- реализация  целевых государственных, отраслевых, региональных научно-технических  программ;

- дальнейшее совершенствование организационных форм инновационного процесса, распределения интегрированных формирований типа научно-производственных систем, инновационных, инновационно-консультационных центров и т.д.

    Только при осуществлении всего комплекса мероприятий на всех уровнях может быть повышена инновационная активность в АПК, что позволит ускорить выход из кризиса, стабилизировать производственную обстановку и создать условия для нормального развития отрасли. 
 

    

РАЗДЕЛ  П. Региональный уровень государственного управления 

2.1. Функции регионального управления 

    Функции государственного управления  АПК на региональном уровне  в основном выполняются управлением  (министерством, департаментом) сельского  хозяйства Рис.1 . Управление  имеет двойное подчинение – администрация региона (линейное) и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (функциональное).

    Управление возглавляет начальник,  который назначается на должность  и освобождается от нее главой  администрации региона по согласованию с МСХ РФ.

       Начальник управления сельского  хозяйства одновременно является  заместителем главы администрации  района.

    Основными задачами управления  на региональном уровне являются:

-     участие в формировании и реализации  федеральной и региональной  аграрной политики;

-      создание условий для развития  сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности  агросервиса;

-  развитие  инфраструктуры рынка, рыночных  отношений и предпринимательства  на основе специализации, кооперации, интеграции и иных направлений;

-   обеспечение поставок сельхозпродукции  и продовольствия в региональный  и федеральные фонды;

-        укрепление ресурсной базы АПК  региона (кадровой, финансовой, материально-технической);

-        разработка и реализация мероприятий  по воспроизводству плодородия почв, развитию племенного дела, семеноводства, сортоиспытания, сортообновления, производства посадочного материала;

-        содействие научно-техническому  прогрессу, системе информационно-консультационного  обслуживания;

-        поощрение развития аграрной найки и распространения передовых технологий и методов хозяйствования;

-        налаживание предприятиями и  другими формированиями АПК региона  межрегиональных и международных  экономических, научно-технических  и иных деловых связей; 

Информация о работе Управления нововведениями в АПК