Административно-территориальное деление России, история деления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Административно-территориальное деление (АТД) представляет собой разделение территории государства на административно управляемые части — административно-территориальные единицы. Географы изучают иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1 глава
1. Территориальное деление Российской империи
1.1. Петровские реформы и реформа 1727 года……………………... 4
1.2. Екатеринская и Павловская реформы……………………………. 7
1.3. Восстановление екатерининских и образование
новых губерний в XIX веке………………………………………………. 10
2 глава
2. Территориальное деление ХХ века.
2.1. АТД Российской империи в начале XX века…………………….. 13
2.2. Советские реформы………………………………………………… 15
3 глава
3. Современное территориальное деление России
3.1. Основные элементы системы административно –
территориального устройства субъектов РФ…………………………… 22
3.2. Правовые и организационные основы
административно-территориальные преобразований………………….. 25
3.3. Политические и экономические права и
обязанности субъектов РФ………………………………………………… 30
Заключение……………………………………………………………......... 32
Список литературы………………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

курсовая по рег.экономике Титульный лист.docx

— 648.67 Кб (Скачать файл)

Федеративный договор 1992 года не подписали Татарстан и  Чечня, объявившие себя суверенными  государствами, субъектами международного права, но допускавшие некую ассоциацию с Россией. С Татарстаном 12 февраля 1994 года был заключен двусторонний договор - первый, но далеко не последний  документ такого рода: к 2000 году договоры с Центром имели большинство  субъектов Федерации, включая области, края и федеральные города.

Что было с Чечней, известно всем, но неизвестно, к чему это приведет и каким будет ее статус. Кстати, в июне 1992 года произошло первое после 1957 года территориальное изменение  в АТД России - разделились Чеченская  и Ингушская республики, хотя граница между ними де-юре не закреплена. Вставал вопрос о "разводе" других республик, а также краев и областей с их автономными округами. Об этом вспоминают при политических раздорах (как в Карачаево-Черкесии в 1999-2000 годах). Формально же ни один больше "развод" не состоялся.

Вторая волна почти  угасла в 1993 году, и АТД России получило современный вид. Позже могло  меняться внутреннее АТД самих субъектов  Федерации (эксперимент с окружным делением Свердловской области, переименование районов в улусы в Калмыкии и Якутии, аймаки в Бурятии и  др.), а их внешние границы и  число оставались почти постоянными (если не считать добровольной передачи Сокольского района из Ивановской области  в Нижегородскую). К 2001 году в стране имелось 87 единиц АТД первого звена, помимо городов Москвы и Санкт-Петербурга.

При всем том факт остается фактом: регионализация конца XX века саму сетку АТД изменила незначительно. Парад суверенитетов скорее в  нее вписался. И это отличает его  от первого парада века, прошедшего в годы революции и гражданской  войны. Тогда возник целый класс  автономий и много новых губерний, а лет через шесть грянула  советская реформа тотального укрупнения. Парад 1990-х годов гораздо консервативнее, медлительнее и тем ближе к  регионализации периода хрущевских совнархозов, уже не ломавших АТД, а "притиравшихся" к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. глава

3.Современное территориальное деление России

3.1.Основные элементы системы  административно-территориального  устройства субъектов РФ

Систему административно - территориального устройства российского государства  составляют два структурных звена: базовое и низовое. Базовое звено  составляют районы, города, районы в  городах, города с территориальным  районом федерально-субъектного  подчинения. В низовое звено входят города районного подчинения, сельсоветы, поселки и другие сельские населенные пункты, находящиеся в составе  субъектов федерации. Поэтому применительно  к каждому звену административно - территориального устройства будет  использоваться соответствующее конституционное  и правовое регулирование.

Согласно ст. 131 Конституции  местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, т. е. в  городах, поселках, селах, деревнях, кишлаках, аулах и других поселениях, а также  в рамках возможных муниципальных  образований в границах административно-территориальных  единиц.

Таким образом, Конституция  РФ признала по существу, городские  и сельские поселения в качестве территориальной основы местного самоуправления, допуская одновременно осуществление  местного самоуправления и на других территориях. Понятие «другие территории»  должны конкретизировать органы законодательной (представительной) власти субъектов  Российской Федерации, принимая законодательные  и иные правовые акты об организации  местного самоуправления на своих территориях. Конечно, эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных условий, среди которых важное значение имеет реформированная территориальная основа местного самоуправления.

Развитие реального самоуправления на местах предполагает принципиально  новые подходы к решению вопроса  о территориальной основе местного самоуправления в Российской Федерации.

С принятием  Конституции  РФ возникает закономерный вопрос: кто может выступать субъектом  государственно-правовых отношений  на муниципальном уровне. Известным  образом проясняет этот вопрос  гражданский Кодекс РФ. Согласно его  ст. 2, 124 и 125 субъектами гражданского права  являются городские, сельские поселения  и другие муниципальные образования. От имени муниципальных образований  могут приобретать и осуществлять права, обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установлении актами, определяющими  статус этих органов.

Все муниципальные образования, городские и сельские поселения, а также иные территории местного самоуправления подразделяются (объединяются) на две группы: населенные пункты и  административно-территориальные единицы( населенным пунктом является часть застроенной для проживания населения территория, получившая такой статус в установленном законом порядке и располагающая в своих границах соответствующие органы государственной власти или их представителей, органы местного самоуправления, предприятия учреждения и организации.

К населенным пунктам в  России относятся города, поселки, села, деревни, станицы (хутора, выселки, аулы и другие) и т. д. С момента регистрации  населенного пункта гражданам предоставляется  право требовать открытия в нем  соответствующих  учреждений и организаций  или их филиалов, отделений, пунктов  социальной сферы, а также образования  служб органов власти и местного самоуправления.

Населенный пункт, как  государственно-правовой институт,  может входить в состав административно-территориальной  единицы, быть отдельной административно-территориальной  единицей, также иметь административно-территориальные  единицы в своем составе.

Город — это населенный пункт, получивший данный статут установленном  законом порядке, являющийся экономический  культурным центром с численностью населения, позволяющей  отнести  к категории городского поселения  субъекта РФ или районного значения.

К сельским населенным пунктам  в Российской Федерации относятся  следующие сельские поселения граждан: село, поселок, деревня, станица, фермерское хозяйство, урочище, хутор, аул, выселки  и др.

Административно-территориальная  единица — часть территории субъектов  РФ в определенных границах с одним  или несколькими населенными  пунктами,  признанная в установленном  законом порядке самостоятельно управляемым элементом административно - территориального устройства.                   

Муниципальными административно - территориальными единицами в субъектах  Российской Федерации являются: район, город  республиканского, областного и окружного подчинения, район  в городе, город с территориальным  районом, город районного подчинения, сельсовет, поселок (рабочий).

В составе субъектов РФ также могут находиться закрытые административно-территориальные единицы (образования), национальные районы и  сельсоветы, территории со специальным  режимом управления.

Все муниципальные образования  составляют два звена административно - территориального устройства: среднее  и низшее (сельские населенные пункты, поселки и сельсоветы как административно-территориальные  единицы).      

Так, среднее звено в  системе административно - территориального устройства составляют районы, города, районы в городах, города с территориальным  районом, закрытые административно-территориальные  единицы субъектов РФ подчинения.    

 

Это звено занимает важное место в административно-территориальном  устройстве, служит ей «каркасом», благодаря  которой связываются в работоспособный  организм органы государственной власти субъектов федерации с органами местного самоуправления населением.

Все городские муниципальные  поселения можно разделить на города субъектов РФ подчинения (республиканского, краевого, областного, окружного) и  города муниципально - районного значения (подчинения).     

Правовое и организационное  осуществление административно-территориальных  преобразований в субъектах Российской Федерации должно осуществляться на соответствующих принципах административно - территориального устройства. В нашем исследовании под принципами административно - территориального устройства понимаются основополагающие начала, исходя из которых, должна формироваться политика в отношении территориальной организации субъектов РФ.

 

3.2.Правовые и организационные  основы административно-территориальные  преобразований

Административно-территориальное  устройство субъектов РФ и осуществление  административно-территориальных преобразований основывается на следующих требованиях, которые конкретизируют ранее названные  принципы административно - территориального устройства:

а) соответствие исторически  сложившейся системе расселения в субъектах РФ и устойчивым тенденциям ее развития;

б) создание экономических, финансовых и организационных условий  для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также  участия граждан в их работе;

в) содействие рациональному  использованию природных и материальных ресурсов, развитию системы инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;

г) обеспечение населению  здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности;

д) развитие национальных культур, обычаев и традиций, исконных видов  хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных  народностей, проживающих в области;

е) участие населения в  обсуждении и решении вопросов административно - территориального устройства. 

Можно выделить следующие  критерии образования и преобразования административно-территориальных  единиц.

При образовании сельсоветов  необходимо учитывать наличие относительно крупного сельского поселения или  группы соседствующих небольших  сельских поселений, тяготеющих к одному из них как административному, торговому  и культурно-бытовому центру, транспортную доступность такого поселения, возможность  организации в границах данной территории  минимально необходимых коммунально-бытовых  и социально-культурных услуг местному населению.

При образовании районов  необходимо учитывать сложившееся  на данной территории сочетание сельскохозяйственного  и иного производства, обслуживающего нужды сельского хозяйства и  населения, тяготение сельсоветов  и городских поселений к определенному  центру, состояние путей сообщения  и средств связи между поселениями, численность населения и общий  экономический потенциал, достаточный  для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенного значения.

При отнесении поселений  к категории муниципальных поселков должны учитываться наличие производственного  или социально-культурного объекта, при котором формировался данный населенный пункт, либо его использование  в качестве места для лечения  или сезонного отдыха, а также  численность и характер занятости  населения.

При отнесении поселения  к районным или субъектным (республиканским, окружным, областным и краевым) городам  должно учитываться численность  и характер занятости населения, хозяйственное социально-культурное и историческое значение данного  поселения, его влияние на социально-экономическое  развитие прилегающих территорий.

При образовании районов  в городах должны учитываться  численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским  хозяйством и социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием  населения.

Конкретные критерии образования  и преобразования административно-территориальных  единиц устанавливаются  законодательством  субъектов РФ.

Что же касается правового  положения национально-территориального образования — субъекта федерации, находящегося в составе субъекта РФ, то он определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным (конституционным) законом.

По всем предлагаемым преобразованиям административно-территориального устройства в обязательном порядке должно выявляться мнение населения, которого оно непосредственно касается. Выявление мнения населения соответствующих территорий может осуществляться путем проведения социологических опросов, сбора подписей под петициями, собраний (сходов), конференций жителей. По вопросам административно-территориальных преобразований могут также проводиться референдумы как консультативного, так и обязательного характера.

Изучение документов, которые  прилагаются к представлениям о  принятии решений по вопросам преобразований в административно-территориальном  устройстве субъектов Российской Федерации, дает основания для обобщения  полученной информации формулирования предложений о перечне материалов в административно- территориальном  деле.

Так, к представлению об образовании, изменении, упразднении  административно-территориальных единиц и поселений, границ, наименовании и  переименовании и др. должны в качестве приложения прилагаться следующие  материалы:

  • развернутое обоснование необходимости предлагаемого преобразования с учетом установленных принципов и критериев изменений административно- территориального устройства, перспектив развития системы расселения, экономического и социального развития территории, улучшения среды обитания населения, рационального использования природных ресурсов, укрепления материально-финансовой базы и организации местного самоуправления;
  • схематическая карта или описание предлагаемых преобразований;
  • смета расходов, необходимых для проведения предлагаемого преобразования, с указанием источников их покрытия;
  • сведения о результатах выявления мнения населения о предлагаемом преобразовании;
  • заключения специалистов, учреждений и организаций, а также выборных органов местного самоуправления, территория которых затрагивается предлагаемыми преобразованиями, и др.

Информация о работе Административно-территориальное деление России, история деления