Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:19, курсовая работа
Административно-территориальное деление (АТД) представляет собой разделение территории государства на административно управляемые части — административно-территориальные единицы. Географы изучают иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД.
Введение…………………………………………………………………… 3
1 глава
1. Территориальное деление Российской империи
1.1. Петровские реформы и реформа 1727 года……………………... 4
1.2. Екатеринская и Павловская реформы……………………………. 7
1.3. Восстановление екатерининских и образование
новых губерний в XIX веке………………………………………………. 10
2 глава
2. Территориальное деление ХХ века.
2.1. АТД Российской империи в начале XX века…………………….. 13
2.2. Советские реформы………………………………………………… 15
3 глава
3. Современное территориальное деление России
3.1. Основные элементы системы административно –
территориального устройства субъектов РФ…………………………… 22
3.2. Правовые и организационные основы
административно-территориальные преобразований………………….. 25
3.3. Политические и экономические права и
обязанности субъектов РФ………………………………………………… 30
Заключение……………………………………………………………......... 32
Список литературы………………………………………………………… 33
Федеративный договор 1992 года не подписали Татарстан и Чечня, объявившие себя суверенными государствами, субъектами международного права, но допускавшие некую ассоциацию с Россией. С Татарстаном 12 февраля 1994 года был заключен двусторонний договор - первый, но далеко не последний документ такого рода: к 2000 году договоры с Центром имели большинство субъектов Федерации, включая области, края и федеральные города.
Что было с Чечней, известно всем, но неизвестно, к чему это приведет и каким будет ее статус. Кстати, в июне 1992 года произошло первое после 1957 года территориальное изменение в АТД России - разделились Чеченская и Ингушская республики, хотя граница между ними де-юре не закреплена. Вставал вопрос о "разводе" других республик, а также краев и областей с их автономными округами. Об этом вспоминают при политических раздорах (как в Карачаево-Черкесии в 1999-2000 годах). Формально же ни один больше "развод" не состоялся.
Вторая волна почти угасла в 1993 году, и АТД России получило современный вид. Позже могло меняться внутреннее АТД самих субъектов Федерации (эксперимент с окружным делением Свердловской области, переименование районов в улусы в Калмыкии и Якутии, аймаки в Бурятии и др.), а их внешние границы и число оставались почти постоянными (если не считать добровольной передачи Сокольского района из Ивановской области в Нижегородскую). К 2001 году в стране имелось 87 единиц АТД первого звена, помимо городов Москвы и Санкт-Петербурга.
При всем том факт остается
фактом: регионализация конца XX века саму
сетку АТД изменила незначительно.
Парад суверенитетов скорее в
нее вписался. И это отличает его
от первого парада века, прошедшего
в годы революции и гражданской
войны. Тогда возник целый класс
автономий и много новых
3.Современное территориальное деление России
3.1.Основные элементы системы
административно-
Систему административно - территориального
устройства российского государства
составляют два структурных звена:
базовое и низовое. Базовое звено
составляют районы, города, районы в
городах, города с территориальным
районом федерально-
Согласно ст. 131 Конституции
местное самоуправление осуществляется
в городских, сельских поселениях и
на других территориях с учетом исторических
и иных местных традиций, т. е. в
городах, поселках, селах, деревнях, кишлаках,
аулах и других поселениях, а также
в рамках возможных муниципальных
образований в границах административно-
Таким образом, Конституция
РФ признала по существу, городские
и сельские поселения в качестве
территориальной основы местного самоуправления,
допуская одновременно осуществление
местного самоуправления и на других
территориях. Понятие «другие территории»
должны конкретизировать органы законодательной
(представительной) власти субъектов
Российской Федерации, принимая законодательные
и иные правовые акты об организации
местного самоуправления на своих территориях.
Конечно, эффективное местное
Развитие реального
С принятием Конституции
РФ возникает закономерный вопрос:
кто может выступать субъектом
государственно-правовых отношений
на муниципальном уровне. Известным
образом проясняет этот вопрос
гражданский Кодекс РФ. Согласно его
ст. 2, 124 и 125 субъектами гражданского права
являются городские, сельские поселения
и другие муниципальные образования.
От имени муниципальных
Все муниципальные образования,
городские и сельские поселения,
а также иные территории местного
самоуправления подразделяются (объединяются)
на две группы: населенные пункты и
административно-
К населенным пунктам в России относятся города, поселки, села, деревни, станицы (хутора, выселки, аулы и другие) и т. д. С момента регистрации населенного пункта гражданам предоставляется право требовать открытия в нем соответствующих учреждений и организаций или их филиалов, отделений, пунктов социальной сферы, а также образования служб органов власти и местного самоуправления.
Населенный пункт, как
государственно-правовой институт,
может входить в состав административно-
Город — это населенный пункт, получивший данный статут установленном законом порядке, являющийся экономический культурным центром с численностью населения, позволяющей отнести к категории городского поселения субъекта РФ или районного значения.
К сельским населенным пунктам в Российской Федерации относятся следующие сельские поселения граждан: село, поселок, деревня, станица, фермерское хозяйство, урочище, хутор, аул, выселки и др.
Административно-
Муниципальными административно - территориальными единицами в субъектах Российской Федерации являются: район, город республиканского, областного и окружного подчинения, район в городе, город с территориальным районом, город районного подчинения, сельсовет, поселок (рабочий).
В составе субъектов РФ
также могут находиться закрытые
административно-
Все муниципальные образования
составляют два звена административно
- территориального устройства: среднее
и низшее (сельские населенные пункты,
поселки и сельсоветы как административно-
Так, среднее звено в
системе административно - территориального
устройства составляют районы, города,
районы в городах, города с территориальным
районом, закрытые административно-
Это звено занимает важное
место в административно-
Все городские муниципальные поселения можно разделить на города субъектов РФ подчинения (республиканского, краевого, областного, окружного) и города муниципально - районного значения (подчинения).
Правовое и организационное
осуществление административно-
3.2.Правовые и
Административно-
а) соответствие исторически сложившейся системе расселения в субъектах РФ и устойчивым тенденциям ее развития;
б) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
в) содействие рациональному
использованию природных и
г) обеспечение населению здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности;
д) развитие национальных культур, обычаев и традиций, исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
е) участие населения в обсуждении и решении вопросов административно - территориального устройства.
Можно выделить следующие
критерии образования и преобразования
административно-
При образовании сельсоветов
необходимо учитывать наличие относительно
крупного сельского поселения или
группы соседствующих небольших
сельских поселений, тяготеющих к одному
из них как административному, торговому
и культурно-бытовому центру, транспортную
доступность такого поселения, возможность
организации в границах данной территории
минимально необходимых коммунально-
При образовании районов
необходимо учитывать сложившееся
на данной территории сочетание
При отнесении поселений
к категории муниципальных
При отнесении поселения
к районным или субъектным (республиканским,
окружным, областным и краевым) городам
должно учитываться численность
и характер занятости населения,
хозяйственное социально-
При образовании районов
в городах должны учитываться
численность населения города, характер
его застройки, интересы рациональной
организации управления городским
хозяйством и социально-культурным
и коммунально-бытовым
Конкретные критерии образования
и преобразования административно-
Что же касается правового
положения национально-
По всем предлагаемым преобразованиям
административно-
Изучение документов, которые
прилагаются к представлениям о
принятии решений по вопросам преобразований
в административно-
Так, к представлению об
образовании, изменении, упразднении
административно-
Информация о работе Административно-территориальное деление России, история деления