Административно-территориальное деление России, история деления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Административно-территориальное деление (АТД) представляет собой разделение территории государства на административно управляемые части — административно-территориальные единицы. Географы изучают иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1 глава
1. Территориальное деление Российской империи
1.1. Петровские реформы и реформа 1727 года……………………... 4
1.2. Екатеринская и Павловская реформы……………………………. 7
1.3. Восстановление екатерининских и образование
новых губерний в XIX веке………………………………………………. 10
2 глава
2. Территориальное деление ХХ века.
2.1. АТД Российской империи в начале XX века…………………….. 13
2.2. Советские реформы………………………………………………… 15
3 глава
3. Современное территориальное деление России
3.1. Основные элементы системы административно –
территориального устройства субъектов РФ…………………………… 22
3.2. Правовые и организационные основы
административно-территориальные преобразований………………….. 25
3.3. Политические и экономические права и
обязанности субъектов РФ………………………………………………… 30
Заключение……………………………………………………………......... 32
Список литературы………………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

курсовая по рег.экономике Титульный лист.docx

— 648.67 Кб (Скачать файл)

 Всякое рассмотрение  административно-территориальных дел  в законодательном (представительном) органе власти субъектов РФ  и в выборном органе местного  самоуправления осуществляется  в порядке, определяемом соответствующим  законодательством субъектов Российской  Федерации.

По инициативе граждан  право внесения на рассмотрение законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ  и выборного органа местного самоуправления проектов правовых и актов и предложений по вопросам административно-территориальных преобразований принадлежит соответствующим комиссиям (постоянным, специальным и т. д.) этих органов, к ведению которых отнесено решение вопросов административно- территориального устройства, руководителям исполнительного органа власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

При рассмотрении дел  административно - территориального устройства подлежат выяснению следующие обстоятельства: соответствует ли административно-территориальное  преобразование историческим, национальным, культурным, бытовым тенденциям развития территории; относится ли дело к  компетенции данного органа; имеются  ли экономические, финансовые и организационные  условия для осуществления внесенного предложения; соблюдена ли процедура  рассмотрения данного предложения  в соответствии с законодательством; учитывается ли мнение граждан соответствующей  территории по административно -территориальному преобразованию; разрешаются ли в этом случае экономические социальные, управленческие проблемы в конкретной территории; удовлетворяются ли интересы и потребности населения.

Сам порядок и процедура  рассмотрения обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дел  административно-территориальных преобразований, а также порядок принятия по ним  соответствующего решения определяются Регламентом законодательного (представительного) органа власти субъектов РФ или выборного  органа местного самоуправления.                   

 Как показывает практика, в субъектах Российской Федерации  законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ по  вопросам административно -территориального устройства принимает законы и постановления. Выборный орган местного самоуправления   по вопросам  административно - территориального устройства принимает решения (постановления). Содержание правовых актов и требования, предъявляемые к ним, устанавливаются законодательством субъекта РФ.

Необходимо отметить, что  правовые акты законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, органов  местной самоуправления по административно-территориальным  преобразованиям, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Все административно-территориальные  единицы и все населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее на них  население, подлежат учету и регистрации. Регистрации подлежат все производимые изменения административно - территориального устройства.

 

3.3.Политические и экономические  права и обязанности субъектов  РФ

Российская Федерация, как  и любая другая федерация, является не союзным, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе  государства - республики не могут заключать  с ней  межгосударственные договора на тех же основаниях, что и с  зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и  её субъектов о распределении  полномочий между ними. Именно таким  соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.

Формальное равенство  субъектов Российской Федерации  достигается тем, что они обладают признаками, едиными для всех субъектов. Таковыми являются:

1. Как и государство  в целом, так и государствоподобные  образования (субъекты) характеризуются  наличием собственной территории  и населения, проживающего на  данной территории. Территории субъектов  Федерации и составляют территорию Российской Федерации. При этом Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.

2. Наличие собственного  высшего закона (конституции в  республиках, уставы в областях).

3. Наличие собственного  законодательного органа.

4. Право принимать законы, действующие на территории субъекта, если они не противоречат Конституции  Российской Федерации и общефедеральным  законам.

5. Наличие собственной системы исполнительной власти (имеют разное название) и главы исполнительной власти – высшего должностного лица (в республиках – Президент, в областях – глава администрации, губернатор, в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) – мэр).

6. Наличие собственных  судебных органов, направленных  на государственную защиту статуса  субъекта Федерации.

7. Формальные признаки: город-центр  субъекта (в республиках – столица,  в областях – административный  центр), государственная символика  (флаг, герб, гимн).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Я рассмотрела в своей  курсовой работе  историю АТД России. Я сочла нужным выделить эту составную часть формы государства как наиболее существенную  в нашем государстве. Ведь национально-территориальный вопрос в России всегда был одним из главнейших, всегда порождавшим бесчисленные споры, нередко выливавшиеся в кровавые войны. И, изучая его как можно более подробно, можно предотвратить подобные разногласия в наши дни.

Проведение первого упорядоченного АТД России связывают с Петром I, который разделил страну на 8 огромных губерний. В дальнейшем количество губерний увеличивалось, пока Екатерина II не разделила страну на 42 примерно равные по количеству населения административно-территориальные единицы. В дальнейшем (на протяжении XIX века) при относительной стабильности АТД лишь увеличивалось разнообразие существовавших административно-территориальных единиц. В 1923 – 29 и 1957 – 65 годах были осуществлены попытки административно-экономической регионализации страны.

Утрата управления в высшем звене управленческой структуры  и спонтанный процесс горизонтальной интеграции регионов обусловили создание федеральных округов. Они являются уникальной российской надстройкой  над высшим звеном административно-территориального деления страны. Процессу объединения  сложносоставных субъектов РФ способствует наличие у них общей инфраструктуры, однако препятствием для его осуществления  является утрата титульными народами округов своих национальных автономий. Предлагаемое объединение сильных  и слабых экономически субъектов  РФ обеспечит, по мнению одних, их самодостаточность, а, по мнению других, не оставит при  существующих сейчас межбюджетных отношениях ни одного не дотационного региона  и вызовет ещё большую поляризацию  регионального развития.

Список литературы.

 

1. Андреев А. В. Основы региональной экономики: учебник для вузов/А. В. Андреев. – М.: КноРус, 2012

2. Ионов И.Н. Российская цивилизация, I Х – начало ХХ века.- М.: Просвещение, 2001.

3. География России Атлас «дрофа» 2012 г.

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век – М.: Просвещение, 1995.

5. Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права. - М., 2003.

6. Тимошенко В. П. Эволюция территориального устройства России.- «ЧиновникЪ», 2001, №6.

7. Никонов С.Ю. Общее и особенное во взаимоотношениях центра с губерниями и другими территориями в России (конец XIX –начало XX вв.) // Казанский федералист. 2005. № 2-3.

8. Россия в цифрах: Стат. сб. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012.

9. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем (Рук. проекта Н. Зубаревич). – М.: Поматур, 2005.

10.Тимошенко В. П. Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность. – Екатеринбург, 2001.

11. Сергея Тархова «Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет» 2007. № 15, 21, 28).

12. Конституция РФ. – М., 1993.20.01.98.

13. И. А. Родионова. Экономическая география России.- М.: Московский лицей, 2000.

14. Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г/ Формирование современной территории России

Российская Федерация. Социально-экономическая  география: уч. Пособие для студентов  пед. ВУЗов/ Под ред. А.В. Волгина. – М.: Школьная пресса, 2001.

15. Алаев Э. Б. Социально-экономическая  география: Понятийно-терминологический  словарь. - М., 1983.

16. Чиркин В.Е. Современное  федеративное государство. М., 1997

17. Шариф М.А. Административно-территориальное  устройство советского государства:  Конституционные основы. – М.,2004

18.  Федеральный Закон  РФ « Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в  ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ).

 

Интернет  источники:

  1. http://www.rusempire.ru
  2. http://rufact.org
  3. http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Административно-территориальное деление России, история деления