Финансовая система Удмуртской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение теоретических и практических аспектов финансовой системы Удмуртской республики. Объектом исследования является финансовая система Удмуртской республики. Предметом экономическое состояние финансовой системы Удмуртской республики. Задачи, которые ставились при написании работы следующие:
· рассмотреть финансовую систему региона и её роль в социально-экономическом развитии субъектов федерации.
· охарактеризовать финансовую систему Удмуртской республики.
· рассмотреть перспективы управления финансовой системы Удмуртской республики

Файлы: 1 файл

Проект удмуртия.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Актуальность темы обусловлена целым рядом причин:

Во-первых, в условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансовых рычагов резко возрастает. Денежная и финансово-кредитная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Во-вторых, финансовая система региона оказывает существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и положения широких слоев населения.

В-третьих, важным условием для обеспечения расширенного воспроизводства в народном хозяйстве являются укрепление денежного обращения и деятельность кредитной системы региона.

Целью данной работы является освещение теоретических и практических аспектов финансовой системы Удмуртской республики

Объектом исследования является финансовая система Удмуртской республики

Предметом экономическое состояние финансовой системы Удмуртской республики

Задачи, которые ставились при написании работы следующие:

· рассмотреть финансовую систему региона и её роль в социально-экономическом развитии субъектов федерации.

· охарактеризовать финансовую систему Удмуртской республики.

· рассмотреть перспективы управления финансовой системы Удмуртской республики

Под финансовой системой понимается совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

Финансовая система региона является неотъемлемой частью финансовой системы страны. Функции и характерные черты у этих финансовых систем совпадают. Отличие состоит лишь в том, что их роли реализуются на разных уровнях.

Финансовая система страны (региона) является одной из основных характеристик, которая определяет темп развития, благосостояние общества и место государства (региона) на макроэкономическом уровне мира. Все страны (регионы) имеют свою исторически сложившуюся финансовую систему и идеальной экономической модели на сегодняшний день не существует.

Актуальность темы  курсового проекта объясняется тем, что финансовая система региона оказывает большое влияние на рост ВВП (валового внутреннего продукта). Из этого следует, что необходимо повышение эффективности функционирования финансовой системы.

В качестве объекта исследования выступает Удмуртская республика.

Предметом исследования является финансовая система республики.

Цель курсового проекта - раскрыть сущность и показать значение финансовой системы региона.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность понятия "финансовая система";

  • охарактеризовать структуру финансовой системы региона;

  • рассмотреть исторический характер финансов;

  • показать сущность финансов региональных органов власти и регионального бюджета;

  • определить порядок формирования расходов и доходов бюджета;

  • обосновать значение и определить функции местного бюджета

  • рассмотреть структуру местного бюджета: доходы и расходы

  • бюджет консолидированный регион доход
  • проанализировать состояние доходной и расходной частей консолидированного бюджета Удмуртской республики;
  • оценить приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2014 г.

Поставленная цель и сформулированные задачи определяют структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлена цель, определены задачи, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА»

 

              Существуют разные подходы к определению понятия "финансовая система". Возможно, это связано с тем, что само понятие "система" имеет множество значений. В словаре Ожегова, например, под системой понимается и "форма организации чего-нибудь" и "совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений организационно-объединенных в одно целое" и т.д.

Из этого и финансовая система преимущественно рассматривается как совокупность организации. Так, например, Джеймс Ван Хорн определил финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам и правительствам.

У Л.А. Дробозиной, финансовая система трактуется как совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

По моему мнению, наиболее четким является определение финансовой системы как системы форм и методов формирования, распределения и использования фонов денежных средств.

Финансовая система представляет собой взаимосвязанные звенья. Так же, спорным является вопрос о звеньях. Существует множество разных мнений по поводу того, что отнести к звеньям финансовой системы. Многие авторы относят к таким звеньям: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы. Развитие финансовой системы невозможно без объединённого синхронного развития всех её звеньев. Основой же финансовой системы регионального уровня выделяют финансы хозяйствующих субъектов, среди которых главную роль играют финансы предприятий реального сектора экономики.

Экономическая сущность финансов проявляется в их функциях: распределительная; контрольная. Распределительная функция состоит в прямом перераспределении национального дохода с цель эффективного воздействия на результаты хозяйствования. Контрольная функция проявляется в контроле над распределением совокупного общественного продукта, делением национального дохода на фонды, а также над их целевым назначением и расходом. Так же, финансы обладают определенными признаками: денежный характер; неэквивалентный характер; императивность; фондовый характер; распределительный характер.

Из этого следует, что социально-экономическая сущность финансов выражается в двух вопросах:

1) За счет кого получать денежные средства? 2) В интересах кого их использовать?

           В отличие от внебюджетных фондов федерального уровня, формируемых в принудительном порядке, внебюджетные фонды региона создаются также как добровольные пожертвования и имеют тенденцию к количественному сокращению.

Являясь частью централизованных финансов, региональные финансы обеспечивают решение макроэкономических задач в отличие от децентрализованных финансов, призванных способствовать решению задач на микроуровне.

Задачей федеральных государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Региональные финансы выполняют ту же задачу, но применительно к субъекту Федерации.

Вхождение в состав государственных финансов имеет следствие то, что для региональной системы характерны те же методы формирования и направления использования денежных фондов, что и для федеральной системы. Основным методом формирования денежных фондов на региональном уровне является принудительное изъятие части дохода юридических и физических лиц под контролем государства в соответствии с законом, а методом использования фондов - безвозмездное финансирование.

Звенья региональной финансовой системы аналогичны федеральной системе и имеют тот же источник формирования фондов - национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

И так, финансовая система - это экономическая система, связанная с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и имеющая цель - экономическое и социальное развитие территорий.

              Финансы - это экономическая категория, она имеет свои исторический характер. Термин "финансы" происходит от латинского "finish", что означает конец или окончание. В денежных отношениях между государством в лице правителя и населением это слово означало окончательный расчет или завершение платежа. Во Франции в XVI в. термин "финансы" употреблялся уже в более широком значении - как совокупность публичных расходов и доходов.

Несколько позднее во всех европейских языках, включая русский, появился термин "публичные финансы" (publicfinance), который обозначал совокупность государственных расходов и доходов.

От латинского "fiscus" произошел термин "fisc" (казна). Этим словом в латинском языке называли платежную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, уплаченные населением государству в качестве налогов. В последствие этот термин получил новое содержание и стал обозначать денежные ценности, которыми располагало государство.

Исторический характер финансов свидетельствует о том, что при любых общественно-экономических формациях их сущность как экономической категории сводится к выработке эффективной системы формирования и использования денежных доходов и фондов. Это обеспечивает выполнение государством своих функций.

Первые финансовые отношения возникли в средневековой Европе в XIV-XV вв. в момент возникновения элементов государственного бюджета. Когда за счет принудительных натуральных сборов происходило формирование его материальной базы. При рабовладельческом и феодальном строях денежных налоги не имели решающего значения в дохода государства, т.к. имел место натуральный характер общественного воспроизводства. Это значит, что доходы и расходы государства были в основном натуральными. В этот период в обществе только зарождаются товарно-денежные отношения, а государство еще не выполняет свои перераспределительные функции.

Несколько позднее доходы государства отделяются от канны монарха, формируется и используется общегосударственный денежный фонд, который берется правительством под строгий контроль. Финансы становятся с этого момента выразителями денежных отношений, а решающим источником доходов государства начинают выступать налоги, займы и т.п.

В эпоху государственно-монополистического капитализма (XVIII-XIX вв.) расширяется сфера перераспределительных отношений через государственный бюджет. Это централизует финансирование различных мероприятий.

Таким образом, финансы становятся основным рычагом воздействия государства на общественное производство.

Особенность экономической системы после 1917 г. состояла в усилении централизации финансовых ресурсов в руках государства, жесткой регламентации хозяйствующих субъектов в использовании финансовых ресурсов и т.п.

           В XX в. Произошли радикальные изменения уже существующей финансовой системы, этому способствовала политическая обстановка и законы экономики в стране. XXI в. выявил несовершенность финансовой системы. Это выражается в наличии рисков, отсутствии абсолютных ликвидных активов.

          В соответствии с Конституцией Российская Федерация является социальным государством. Это означает высокую государственную значимость формирования системы социальных гарантий и законодательного регулирования социальной сферы. 
Баланс социальной и экономической политики представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития. 
В различных странах мира применяются различные принципы реализации социальной политики. Но все они сводятся к двум обобщающим принципам: индивидуальному, в основу которого заложены индивидуальные возможности домохозяйств по финансированию социальных потребностей (его еще называют эквивалентным), и солидарному, означающему участие государства в удовлетворении социальных потребностей населения, т.е. его высокую ответственность за судьбу всех членов общества. В последние десятилетия во всех странах мира идет конвергенция индивидуального принципа с солидарным принципом социальной политики. 
В силу своей природы, т.е. социальной значимости, рынок как таковой не может быть реализован в полной мере в социальной сфере, поскольку принцип максимизации прибыли не является основным критерием эффективности ее функционирования. В этой сфере действует теория «провалов» рынка. Некоммерческая деятельность, характерная для сферы социально-культурных услуг, в качестве основного критерия выдвигает удовлетворение социально значимых потребностей всего населения. 
Социальная политика ориентирована на человека и реализуется в сфере распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства. Однако распределительные отношения, обладая относительной автономией, могут лишь тормозить процесс производства, либо стимулировать его, выступая фактором повышения производительности труда. Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Это увеличивает свободу выбора в сфере распределения и открывает более широкие возможности для реализации социальной политики. 
Социальная политика ориентирована на определенные ценности и базируется на мировоззренческих установках различных партий и общественных групп относительно путей социально-экономического развития государства. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результатом постоянного поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев общества. 
Социальная политика отражает циклический характер социального развития и его диалектику. Выражением циклического развития индустриальной цивилизации является чередование усилия роли рыночных регуляторов социально-экономической жизни (т.е. тенденция к повышению экономической эффективности как самоцели) и повышения значимости государственных регуляторов социально-экономических процессов (т.е. тенденция к социальной справедливости, социальному равенству). 
Как известно из теории длинных волн циклического развития, чередование экономического и социального начал происходит так, что каждое из них поочередно играет преобладающую роль в соответствии с потребностями исторического развития. Односторонняя ориентация рыночного хозяйства на экономическую сторону и ущерб социальной на протяжении ХIХ в. ставила под угрозу существование самих основ рыночной экономики. Чтобы предотвратить такой ход событий, в конце ХIХ в. и особенно в ХХ в. развитые страны предпринимали попытки усиления социальной сторон рыночной экономики, т.е. стали закладываться основы будущего социального государства. ХХI в. должен стать веком баланса экономической и социальной сторон соврем цивилизации. 
В ХХ в. сформировались два способа оптимизации социальной и экономической сторон исторического развития – радикальный и эволюционный. Первый способ реализовывался в советской модели социальной политики, а второй – в западной модели социального государства. Объединяет обе модели социальной политики то, что вместо индустриального принципа защиты от жизненных рисков утверждается ответственность государства за уровень жизни всего населения, делается ставка на социальную солидарность, справедливость и адресную помощь, социальные права человека возведены в ранг конституционных прав граждан. 
Для обеих моделей характерным является усилие социальных функций государства и вместе с тем абсолютный и относительный рост социальных расходов. Это сопровождается повышением роли налоговой системы, усилением воздействия государства на социально-экономическую жизнь граждан. Растут издержки реализации социальной политики [18, с. 504-507]. 
Общим является схожесть основных функциональных направлений социальной защиты населения.

Информация о работе Финансовая система Удмуртской республики