Финансовая система Удмуртской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение теоретических и практических аспектов финансовой системы Удмуртской республики. Объектом исследования является финансовая система Удмуртской республики. Предметом экономическое состояние финансовой системы Удмуртской республики. Задачи, которые ставились при написании работы следующие:
· рассмотреть финансовую систему региона и её роль в социально-экономическом развитии субъектов федерации.
· охарактеризовать финансовую систему Удмуртской республики.
· рассмотреть перспективы управления финансовой системы Удмуртской республики

Файлы: 1 файл

Проект удмуртия.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Она включает три составные части: 
- социальное обеспечение; 
- социальное страхование; 
- социальное вспомоществование (благотворительность).

               Финансы региональных органов власти, являясь составной частью государственных финансов, с одной стороны, и региональных финансов - с другой, представляют собой денежные отношения регионального органа власти с хозяйствующими субъектами, населением и иными уровнями власти.

У финансов региональных органов власти существуют две функции: формирование денежных фондов регионального органа власти и использование этих фондов региональным органом власти для выполнения возложенных на него задач.

Так же, финансы региональных органов власти играют определенную роль в экономике - это регулирующая и контрольная роль. Эту роль финансы региональных органов власти играют благодаря наличию у властей денежных фондов.

Звеньями региональных органов власти являются:

  • бюджет;

  • целевые бюджетные фонды;

  • внебюджетные фонды региональных органов власти, бюджетных учреждений и организаций;

  • финансы муниципальных предприятий.

Особенностью звеньев финансов региональных органов власти является относительно обособленная система управления каждым звеном.

Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др. 
С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали от других районов страны. С этой целью разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. Региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.). 
Региональные финансы - это не только система экономических отношений. Они являются и совокупностью денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

             В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Это вызывает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов. 
             Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме региональных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

 

                                         1.2 РЕГИНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

              

               Региональный бюджет - это фонд денежных средств, образуемый и исполняемый по расходам на основе регионального закона о бюджете.

Принципы построения регионального бюджета не отличаются от принципов построения государственного. Также принципы построения бюджета субъекта федерации не отличаются от принципов построения бюджета местного органа власти.

Всего основных принципов организации бюджета любого уровня шесть: гласности, единообразия, полноты, единства, осторожности и достоверности.

Совокупность действий, обеспечивающих функционирование денежных фондов органов власти, представляет собой бюджетный процесс. В целом, бюджетный процесс включает в себя следующие стадии: составление проекта бюджета, утверждение бюджета, исполнение бюджета по доходам, исполнение бюджета по расходам, контроль за исполнением закона о бюджете.

Недопустима ситуация, когда один и тот же орган власти и разрабатывает бюджет, и исполняет его, и контролирует соответственно себя же.

Региональный бюджет принимается депутатским корпусом в виде закона данной территории.

В РФ сложилась ситуация, когда региональный бюджет представляет собой незначительный по объемам (10-15 страниц машинописного текста) документ, перечисляющий ключевые моменты аккумуляции и расходования бюджетных средств. Причем не всегда бюджетные показатели сбалансированы, более того, принимаются бюджеты с невыясненными источниками финансирования дефицита бюджета.

Крайне редко в составе текста закона о бюджете упоминаются внебюджетные фонды, ограничения на заимствования или бартер, очередность распределения средств, ответственность, и практически нигде особо не выделяются финансы муниципальных предприятий. Из такого документа невозможно получить представление о масштабах предстоящей органу власти работы.

Порядок принятия регионального бюджета:

На первом этапе Министерство финансов РФ доводит до сведения финансовых органов субъектов федерации основные макроэкономические параметры и методику расчета бюджета. В то же время комитет по экономике администрации субъекта готовит собственные расчеты по региональной экономике. Финансовый орган, руководствуясь указаниями Минфина РФ и комитета по экономике, доводит до сведения финансовых органов муниципалитетов порядок подготовки проекта бюджета и принимает от собственных бюджетных учреждений заявки на финансирование в следующем году.

На втором этапе подготовленный финансовым управлением проект бюджета попадает на рассмотрение в администрацию субъекта федерации, после чего проект бюджета согласовывается с Министерством финансов РФ. Практически параллельно идет процесс согласования финансовым органом субъекта федерации параметров местных бюджетов. Только после согласования бюджета субъекта федерации финансовый орган может окончательно согласовать бюджеты муниципалитетов.

Далее проект бюджета передается в законодательный орган власти, который утверждает закон о бюджете.

Продекларированная законодательством независимость органов власти в бюджетной сфере приводит к тому, что депутаты могут принять бюджет в ином виде, нежели он был согласован с вышестоящим финансовым органом. Тем не менее, вышестоящий финансовый орган будет нести ответственность только в рамках согласованных параметров, например доли отчислений от федеральных налогов или суммы дотаций, а региональное финансовое управление, пытаясь выполнить решение местных депутатов, будет придерживаться своих установок.

Такое раздвоение служит в будущем причиной негативных последствий, особенно когда в условиях острого дефицита орган власти неэффективно расходует бюджетные средства.

Финансовой базой региональных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. 
           Региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом программы повышения народного благосостояния. 
Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. 
Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

То есть, региональные бюджеты служат как бы узловым пунктом, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса и на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально-экономических проблем на местах. Одним из составных элементов регулирования финансовых ресурсов территории является образование внебюджетных фондов. По действующему законодательству органы местного самоуправления имеют право формировать внебюджетные фонды развития местного хозяйства. Региональный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства региона. Кроме этого, он имеет важное значение в перераспределении национального дохода между отраслями. Через региональный бюджет доходы более рентабельных отраслей определенной территории перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджета учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы. В различных общественно-экономических формациях сущность, роль бюджета, состав его доходов и расходов постоянно меняется. Так, величина денежных доходов, аккумулированных в региональном бюджете, зависит от уровня развития экономики региона, методов ведения хозяйства, стратегических и тактических задач финансовой политики региона. Сущностью регионального бюджета следует считать распределение и перераспределение средств по отраслям и территориям, что позволяет формировать рациональную структуру региональной экономики, усиливать ее социальную направленность, обеспечивать единый уровень социальной защищенности граждан определенной территории. Таким образом, через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энерго-машиностроению и другие. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых продуктов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма. С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и регулируются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др. Важную роль в выравнивании экономического и социального развития регионов играет оказание финансовой помощи из федерального бюджета. 
Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение - свыше 80%, на социальное обеспечение - около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство - 100%. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 ДОХОДЫ, РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

 

                Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Доходная часть бюджета состоит доходов и средств, привлеченных на определенных условиях, для покрытия дефицита бюджета.

Налоговые доходы бюджета региона можно классифицировать как собственные и закрепленные. К закрепленным относятся налоги и сборы, утверждаемые и вводимые иным уровнем власти. В РФ, например, применительно к закрепленным за муниципалитетами налогам можно отнести федеральные (например, налог на прибыль, НДС, подоходный налог с физических лиц) и региональные (например, налог на имущество юридических лиц) налоги. К собственным налогам муниципалитета относятся местные налоги и сборы. К собственным налогам субъекта федерации относятся региональные налоги и сборы.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных регионом, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Источниками погашения дефицита бюджета являются трансферты, заемные средства и внутренние ресурсы. Трансферты - это прямые выплаты из бюджета не связанные напрямую с его трудом.

Под трансфертами мы понимаем дотации, субсидии и субвенции. Дотация - это денежные средства, не имеющие целевого назначения; субсидия - средства, имеющие целевое назначение; субвенция - средства на финансирование части совместного проекта. Еще одна категория, которая должна быть в составе трансфертов, - это политические трансферты, предоставление которых обусловлено только политическими причинами.

По большому счету к трансфертам следовало бы отнести еще и отчисления от регулирующих налогов, поскольку это средства федерального бюджета, оставляемые регионам. Но, с другой стороны, эти отчисления характеризуются безвозвратностью и, за исключением отдельных политических уступок, безвозмездностью. Поэтому данные отчисления традиционно учитываются в составе доходов, однако необходимо постоянно иметь в виду временный характер их структуры и размеров.

В РФ региональный бюджет отличается от федерального бюджета отсутствием ответственного за формирование его доходной части. Государственная налоговая служба только контролирует налогоплательщиков регионального бюджета относительно правильности начисления и уплаты ими налогов в региональный бюджет. Что касается стопроцентного, как запланировано в утвержденном бюджете, поступления налогов, то такой задачи перед налоговыми органами никогда не ставилось.

Информация о работе Финансовая система Удмуртской республики