Генеральный план Санкт – Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Россия является одной из самых урбанизированных стран мира: количество городов – 1032, численность городского населения – 107793.7 тысяч человек (73,1% от общей численности), сельского – 39708.7 тысяч человек. Города и системы расселения России концентрируют огромный производственный и социальный потенциал страны, определяют решающие условия для ее экономического и духовного прорыва в 21 веке как великой державы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………2
1. Генеральный план Санкт – Петербурга………………………………………………..3
1.1. История…………………………………………………………………………………..3
1.2. Генеральный план Санкт – Петербурга в современной России……………………...5
1.3. Предпосылки строительства…………………………………………………………..8
1.4. Градостроительные приемы…………………………………………………………..11
1.5. Инфраструктура……………………………………………………………..…………16
1.6. Анализ развития процесса обеспечения территории Санкт-Петербурга документацией по проектам планировки и межевания……………………………………………………….19
2. Проблемы города……………………………………………………………………….23
2.1. Экологическая проблема Санкт – Петербурга………………………………………..23
2.2. Транспортная проблема Санкт – Петербурга...............................................................26
2.3. Схемы…………………………………………………………………………………...32
Заключение ……………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы и источников…………………………………….35

Файлы: 1 файл

Санкт - Петербург (Юшкова Анна Э-31).docx

— 2.67 Мб (Скачать файл)

             Введение…………………………………………………………………………………2

  1. Генеральный план Санкт – Петербурга………………………………………………..3
    1. История…………………………………………………………………………………..3
    2. Генеральный план Санкт – Петербурга в современной России……………………...5
    1.  Предпосылки строительства…………………………………………………………..8

    1.  Градостроительные приемы…………………………………………………………..11

    1. Инфраструктура……………………………………………………………..…………16

1.6. Анализ развития процесса обеспечения территории Санкт-Петербурга документацией по проектам планировки и межевания……………………………………………………….19

  1. Проблемы города……………………………………………………………………….23
    1. Экологическая проблема Санкт – Петербурга………………………………………..23
    2. Транспортная проблема Санкт – Петербурга...............................................................26
    3. Схемы…………………………………………………………………………………...32

Заключение ……………………………………………………………………………..34

      Список используемой  литературы и источников…………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Россия является одной из самых  урбанизированных стран мира: количество городов – 1032, численность городского населения – 107793.7 тысяч человек (73,1% от общей численности), сельского  – 39708.7 тысяч человек. Города и системы  расселения России концентрируют огромный производственный и социальный потенциал  страны, определяют решающие условия  для ее экономического и духовного  прорыва в 21 веке как великой державы.

В своей контрольной работе я  рассмотрю город Санкт – Петербург, его историю, генеральный план и такие проблемы города, как:

  1. Экологическая проблема.
  2. Транспортная проблема.

На данный момент Санкт – Петербург 2 по численности город России, население составляет 4 951 600 человек (по состоянию на 1 января 2012 года) в границах муниципального образования (после Москвы).

Город расположен на северо-западе Российской Федерации, в пределах Приневской низменности, на прилегающем к устью реки Невы побережье Невской губы Финского залива и на многочисленных островах Невской дельты.

В советский период до 26 января 1924 город носил имя Петрогра́д, далее до 6 сентября 1991 года — Ленингра́д и только после 1991 года стал называться Санкт – Петербург.

В своей контрольной работе я  рассмотрю город Санкт – Петербург, его историю, генеральный план и такие проблемы города, как:

  1. Экологическая проблема.
  2. Транспортная проблема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Генеральный план Санкт – Петербурга.

1.1 История.


Петербург был построен не на пустом месте: на месте будущего города существовали многочисленные поселения еще со времен Новгородской Республики. Предтечей  плана города был план крепости Санкт-Петербург, которую строили с 1703 года. Крепость выстроили деревянно-земляной, позже (в 1706—1738 годах) она была перестроена в камне.

На плане 1705 года показана Новгородская дорога, которая проходит через Пески по трассе современного Лиговского проспекта, и доходя до района современного Таврического сада, расходится на три тропы:

  • по берегу Невы к селу Спасское, располагавшимся на месте нынешнего Смольного;
  • по берегу Невы к Адмиралтейству. Для удобства сухопутного сообщения мастером И. Матвеевым была построена плотина по прямому указанию Петра I: «Перебить тое речку»;
  • по берегу Невы к месту будущего Александра-Невского монастыря.

План Санкт-Петербурга, 1705 год

Петербург 1710—1712-х годов.

В 1710 году было определено место для  религиозного центра столицы. С 1712 года началось строительство Александра-Невского монастыря (по преданию монастырь был построен на предполагаемом месте победы в 1240 году войск святого князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве).

По мнению историков, стихийная застройка Санкт-Петербурга продолжалась до 19 мая 1712 года, когда Пётр I своим указом перенёс столицу из Москвы в Санкт-Петербург.

Город в это время был связан с Россией только водными видами транспорта. Вышневолоцкая водная система начала функционировать в 1709 году. Это был первый путь в новую столицу, и уже после её постройки с 1712 года по указанию Петра I началось строительство столичного тракта между Москвой и Санкт-Петербургом, который взял на себя часть пассажирских и грузовых перевозок того времени. Из-за этого, а также от любви Петра к водному транспорту, первые планы города содержали большое количество водных коммуникаций.

1712 год. Первые планы.

Из копии царского указа 1712 года за подписью Доменико Трезини известно, что «…в 1712 году ЕИв повелел сделать чертёж Московской стороны… И все таковые указы и приказы на письмо мне не даны были, но словесно…». Московской стороной (позже — Литейная часть) назывался район на левом берегу Невы, на котором началось расселение царской семьи и приближённых, прибывших из Москвы. Следы этой планировки сохранились в расположении современных Шпалерной, Захарьевской, Чайковского, Фурштатской улиц и в перпендикуляных им Литейного проспекта,проспекта Чернышевского, Потёмкинской и Таврической улиц.

Руководство и надзор за строительством осуществляла «Канцелярия городовых дел» во главе с Ульяном Синявиным, главным архитектором которой являлся Доменико Трезини. Этой канцелярии вменялось в обязанности определять места для строительства, проектировать и строить жилые дома для огромного числа переселенцев. Указ 9 апреля 1714 года гласил: «…каким манером дома строить, брать чертежи от архитектора Трезина» 

Фрагмент плана 1720-х годов с планировкой Московской стороны.

Объективные трудности  строительства Петербурга и их преодоление.

К этому времени в Санкт-Петербурге велось деревянное строительство. Архитекторы  города не могли выполнить каменную застройку города по объективным причинам: этому препятствовала трудоёмкость и низкие теплотехнические свойства материала. Кроме того, подвозка строительных материалов в город была отдельной непростой задачей. Особенностью строительства города было проектирование и строительство деревянных зданий, покрашенных под камень. Одно такое здание было сохранено в первозданном виде в виде музея основателя города.

Другим необходимым условием развития каменного домостроения было наличие  квалифицированных каменщиков. Толчком для строительства каменных зданий в Петербурге стал указ от 9 октября того же года, временно запрещавший каменное строительство в других частях России.

Выдержка из указа:

Запрещается во всём Государстве, пока не удовольствуются строением на несколько лет, всякое каменное строение, какого бы имени не было, под разорением всего имения и ссылкою.

Другим аспектом строительства  Петербурга была подболоченность местности и близкое залегание грунтовых вод. Для осушения территории планировалась прокладка новых каналов, таких как Красный канал. Эти меры, а также использование бытового и промышленного мусора для засыпки подболоченных, низменных участков привело к дополнительному подъёму уровня поверхности на 0,5…1,5 метра.

Прокладка новых каналов также  была нужна для выполнения транспортных функций, водозабора, как сточные  коллекторы. Некоторые из них, исчерпав своё назначение, были засыпаны.

«Образцовые» чертежи  домов.

Также в практику вводились «образцовые» чертежи. Трезини разработал типовые дома для «подлых» (одноэтажные, с дверью и 4 окнами по фасаду) и для зажиточных горожан (тоже одноэтажные, с 14 окнами по фасаду и дверью по центру, а также мезонином в 3 окна). Эти «образцовые» чертежи Трезини выполнил не позднее 1714 года.[4]

Также известен выполненный в 1716 году «образцовый» чертёж Жана Леблона дома для «именитых» (долгое время ошибочно приписываемый Трезини)[4]. Этот был двухэтажный дом с фасадом на семь осей (6 окон и дверь в центре) и высокой крышей. К этому проекту Пётр дал комментарий: «…И понеже по Леблоновым чертежам во всех палатных строениях, а особливо в Питербургских домах окны зело велики, а шпанцы меж ними зело малы, чего для ему объявите, чтобы в жилых полатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат».

«Образцовый» чертёж дома для «именитых», Жан Леблон, 1716.

 

1.2 Генеральный план Санкт-Петербурга  на современном этапе. 
Генеральный план Санкт-Петербурга стал одним из первых документов территориального планирования в России, разработанным и прошедшим процедуру утверждения в полном соответствии с новым Градостроительным кодексом Российской Федерации.


Генеральный план Санкт-Петербурга и, как следствие, его последовательная реализация нацелены на гармоничное  и устойчивое развитие мегаполиса, обеспечивающее сбалансированный учет экологических, экономических, социальных факторов при осуществлении градостроительной  деятельности, безопасность и благоприятные  условия жизни горожан.

Закон «О Генеральном плане и  границах зон охраны объектов культурного  наследия на территории Санкт-Петербурга», вступивший в силу с января 2006 года, направлен на формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое  качество среды жизнедеятельности  и производства. Этой же цели способствуют крупные инвестиционные проекты Комитета по инвестициям и стратегическим проектам: развитие аэропорта «Пулково», строительство автомагистрали Западного скоростного диаметра, строительство морского пассажирского терминала на Васильевском острове, преобразование территории станции Московская — Товарная и другие. Действуя в рамках Генерального плана развития Санкт-Петербурга, Комитет по инвестициям разработал систему помощи инвесторам Investor Guideline, предоставляющую инвесторам необходимую информацию на каждом этапе принятия инвестиционного решения.

В состав Генерального плана входят материалы, устанавливающие цели и  задачи территориального планирования Санкт-Петербурга, основные параметры  развития города, виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга и материалы, устанавливающие очередность  размещения и развития основных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и основных функциональных зон. Генеральный  план разработан в соответствии с  Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга «О регулировании градостроительной  деятельности в Санкт-Петербурге», а также в соответствии с целями и задачами развития Санкт-Петербурга, сформулированными в документах государственного планирования социально-экономического развития города. Генеральный план обеспечивает сбалансированное развитие города по основным функциональным зонам: жилым, общественно-деловым, промышленным, транспортным и рекреационным .

Основной тенденцией жилищного  строительства последних лет  стал переход от «точечного» строительства  жилых домов к комплексному развитию территорий (в первую очередь, —  неосвоенных), что позволяет рационально  организовывать проектирование и подготовку территории под освоение, создавать  более качественную среду обитания. Генеральный план предусматривает  увеличение объемов жилищного строительства  на свободных территориях, увеличение резервных территорий для промышленного  строительства и рост показателей  жилобеспеченности. К расчетному сроку (2015 год) средняя норма жилищной обеспеченности составит 28 кв. метров на человека, при существующем показателе в 21 кв. метр, а к 2025-му году — 35 кв. метров на человека. Это приведет к общему повышению качества жилого фонда Санкт-Петербурга, увеличит разнообразие городской среды, обеспечит условия для создания доступного и комфортного жилья, позволит сократить и ликвидировать ветхий и аварийный фонд.

В Генеральном плане взята установка  на целенаправленное развитие общественно-деловой  функции, поскольку она соответствует  идеологии перехода города на постиндустриальные рельсы. Под общественно-деловую  сферу, связанную с развитием  науки, высшего образования, обслуживания населения, банковской деятельности, учреждений отдыха и так далее в Генеральном  плане заложены значительные территории, в 1,8 — 2,0 раза превышающие современные  объемы.

Генеральный план в качестве главной  градообразующей базы сохраняет  промышленность Санкт-Петербурга, которая  располагает мощным потенциалом. Развитие промышленности на данном этапе осуществляется за счет предоставления территорий под  новые производства во внешнем промышленном поясе — около 500 га на 2015 год и 1,5 тыс. га на 2025 год. Данная мера обеспечит  стабильное развитие городской экономики, увеличение объемов производства годового валового регионального продукта и  объема привлекаемых инвестиций. Наряду с сохранением многофункционального профиля экономики Санкт-Петербурга как основы его устойчивого развития, приоритетное внимание уделяется объектам инновационных видов деятельности, наиболее эффективно использующих потенциал  города.

Полноценное развитие современного мегаполиса невозможно без учета развития транспортной инфраструктуры. Решения Генерального плана формируют Санкт-Петербургский  мультимодальный транспортный узел международного значения на основе развития всех видов внешнего и внутригородского транспорта, а также систем обслуживания и сопровождения перевозок. В сфере внешнего транспорта особое внимание уделяется следующим транспортным коридорам: новый скоростной вход со стороны Москвы (СПАМ), Кольцевая магистраль (КАД), Западный скоростной диаметр (ЗСД). Задачей внутригородской транспортной инфраструктуры является обеспечение транспортных связей периферийных районов города скоростными видами пассажирского транспорта с центром Санкт-Петербурга. В Генеральном плане предусмотрено увеличение протяженности внутригородской инфраструктуры (железные дороги, метрополитен, скоростной трамвай, наземный экспресс) с 350,5 км до 481,8 км в 2015 году и до 630,7 км к 2025году. В области улично-дорожной сети Санкт-Петербурга из 829 км вновь создаваемых городских улиц и дорог 330 и 450 км соответственно придется на долю магистралей непрерывного и скоростного движения, что обеспечит повышение пропускной способности улично-дорожной сети и степени безопасности движения.

Информация о работе Генеральный план Санкт – Петербурга