Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:41, курсовая работа
Целью работы является изучение экономического положения стран Азии в 2011 году.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить сле-дующие задачи:
• Изучить сущностные особенности развития мировой экономики;
• Показать международную специализацию различных стран Азии;
• Определить особенности экономического развития стран Юго-Восточной; Восточной; Южной и Центральной Азии.
Введение 3
1. Теоретические предпосылки развития стран Азии 5
1.1. Основные теоретические концепции развития мировой экономики 5
1.2. Принципы построения экономики в НИС Восточной и Юго-Восточной Азии 10
1.3. Супергиганты — Китай и Индия и новые индустриальные страны первой волны 13
2. Анализ экономического положения стран Азии 19
2.1. Государства Азии на политической карте мира 19
2.2. Отличительные особенности экономического развития стран Центральной Азии в 2011 году 21
2.3. Сравнительный анализ экономического развития стран Южной Азии 24
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения 43
Содержание
Тема работы особенно актуальна в современных условиях, поскольку углубляющаяся интернационализация товарных и финансовых рынков, усиливающаяся взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик оказывают все большее воздействие на развитие каждой отдельной страны. Экономические спады, финансовые и валютные кризисы, первоначально возникнув в отдельных странах или регионах, неизбежно приобретают глобальный характер. По оценкам экономического положения стран Азии в 2011 году эксперты прогнозируют, что в развивающихся странах Азии по-прежнему будет наблюдаться непрерывный рост в течение следующих двух лет, даже с учетом инфляции, геополитической неопределенности, говорит Азиатский банк развития (АБР) в своем основном новом отчете. В то же время, рост цен на продовольствие и нефть, разжигаемый потрясениями на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также недавней чрезвычайной ситуацией в Японии, представляют потенциальную угрозу для устойчивого экономического роста в интересах всех слоев населения. Необходимо тщательно управлять инфляцией с помощью комплекса мер политики действий, в том числе более гибкого управления валютными курсами и скоординированного контроля над движением капитала, так как недостаточно просто полагаться на ужесточение денежно-кредитной политики. Укрепление экономических взаимосвязей между странами Юга может создать новый глобальный рост, который может прийти на смену затишью, вызванному охлаждением спроса со стороны промышленно развитых стран на Севере.
Целью работы является изучение экономического положения стран Азии в 2011 году.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Объектом исследования является экономическое положение стран Азии.
Предметом – развитие стран Азии в посткризисный период.
Структура работы представлена введением, двумя главами основной части, заключение, списком использованной литературы и приложениями.
Мировая экономика (интерэкономика) — многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений1.
В целом мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединенных международными отношениями.
Мировая экономика возникла благодаря международному разделению труда, что повлекло за собой как разделение производства (то есть международную специализацию), так и его объединение — кооперацию.
В
понятии мировой экономики
Международный уровень представляет собой уровень взаимодействия национальных экономик, а также различных над- и межнациональных экономических институтов. При таком подходе основными субъектами международных экономических отношений обычно признаются государства, транснациональные корпорации — ТНК (будут рассмотрены ниже), международные экономические организации и интеграционные объединения национальных экономик.
Систему отношений, связывающих субъектов различной государственной принадлежности, а также субъектов транс- интер- и наднациональной принадлежности мы будем называть международными экономическими отношениями (МЭО)3.
Однако с другой стороны, в экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство. В межгосударственном экономическом пространстве к нему прибавляются следующие субъекты МЭО. Во-первых, международные экономические объединения, в рамках которых возникают прямые тесные многочисленных связи между экономиками стран различных регионов, и включающие в себя в качестве составных частей экономики интегрирующихся стран (ЕС, СНГ, НАФТА).
Во-вторых,
международные экономические
С решающими и совещательными полномочиями. Международные организации, имеющие полномочия принимать решения, обязательные для субъектов, в них входящих (организации с решающими полномочиями), создаются как странами, так и фирмами. Примерами таких структур являются Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), Мировой банк, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Лондонский клуб, Парижский клуб и т. д. Организации с решающими полномочиями нередко являются органами международных объединений, предполагающих частичную уступку суверенитета стран в пользу этих объединений. Примерами являются экономические органы ЕС, СНГ, ООН и других объединений.
Организации с совещательными полномочиями служат в качестве инструмента выработки наилучших решений международных экономических проблем. Примерами могут служить Большая восьмерка, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), форум организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и т. п.4
Формальные и неформальные организации. Формальные организации связывают участников учредительными документами, договорами, формальными обязательствами и другими юридическими документами (ВТО, ОПЕК). Неформальные — периодически или постоянно действующие совещания государственных деятелей различных стран. Примерами являются Большая восьмерка и Давосский форум.
По охвату — глобальные, то есть охватывающие все страны мира (ВТО), региональные (совещание стран АТЭС) и локальные (ШОС) организации.
По степени открытости. Существуют открытые организации, к которым может присоединиться любое государство, согласное с уставом и готовое выполнить некоторые требования для членов (ВТО), ограниченные, членство в которых ограничивается какими-либо формальными признаками, присущими её членам (ЕС, его членом может быть только европейское государство), и закрытые, членство в которых зависит не от желания претендентов, а от решения её членов (Большая восьмерка).
По функциям — совещательные, то есть созданные для консультаций (Большая восьмерка), регулирующие, целью существования которых является выработка правил и решение возникающих проблем (ВТО), управляющие (органы ЕС), поддерживающие, то есть такие, которые должны обеспечивать стабильность в определенных областях (МВФ).
Мировая экономика носит дополняющий характер по отношению к национальным экономикам. Основной уровень, на котором определяется состояние и функционирование экономики в современном мире — это макроуровень, то есть уровень национальных экономик. Можно выделить следующие критерии ключевого уровня функционирования экономики:
Все указывает на национальную экономику, так как именно национальные правительства — главный регулятор экономических процессов, большую часть ресурсов национальные экономики черпают из своих внутренних источников, а связи между основными хозяйствующими субъектами все же в большей степени формируются внутри национальных границ.
В то же время реальной экономической деятельностью занимаются фирмы и домохозяйства. Государства же управляют ими. Мировая экономика не содержит органов, способных осуществлять полномасштабное управление фирмами или государствами. Т.о., МЭ не является цельным самостоятельным объектом. Она является конгломератом экономических субъектов, связи между которыми гораздо слабее, чем макроэкономические связи. Так песчинки в куче песка, безусловно, как-то сцеплены, но связи между ними гораздо слабее, чем связи между атомами, составляющими отдельные песчинки. Поэтому свойства данного объекта определяются не на уровне кучи, а на уровне отдельной песчинки.
Главными движущими силами развития МЭО являются:
Учитывая все это, можно выделить следующие этапы развития МЭО.
Этап I. МЭО как система случайных связей.
Этап II. «Эпоха империй». МЭО, опирающиеся на военную силу. Принудительный характер МЭО. 2 волны: античные империи и колониальные империи (до сер. ХХ века). Промышленный переворот и возникновение международного разделения труда (МРТ) как существенной экономической реальности.
Этап III. Постиндустриальный этап развития МЭО. МЭО как инструмент значительного повышения эффективности функционирования экономических субъектов всех уровней. Вытеснение военной силы из МЭО.
Таким образом, можно выделить следующие этапы и периоды развития МЭ:
Этап I. МЭО как система случайных связей.
Этап II. «Эпоха империй»:
Период 1. «Локальные империи». Преимущественно аграрная, национально ограниченная экономика.
Период 2. Колониальные империи. Влияние НТП на экономику. Мануфактурно-аграрный характер производства. Начало перехода на свободные отношения в экономике.
Период 3. Промышленная революция. Индустриальная экономика.
Этап III. Постиндустриальная экономика. Крушение колониальных империй. Отказ от силы в МЭО. Информационно насыщенная экономика. НТП как главный фактор развития и производства.
Одним из наиболее перспективных экономических регионов является Восточная и Юго-Восточная Азия. В литературе сложилось устойчивое представление о том, что в Новых индустриальных странах Азии первой и второй волны сложилась экспортоориентированная экономическая модель. Подобное определение в явном виде присутствует в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей7.
Думается,
что это не соответствует
Наиболее важной чертой региональной экономической системы является активная роль государства в построении мощной экономики. Для этого оно использует обширный набор косвенных и прямых, экономических и, административных методов, целью применения которых является стимулирование национального предпринимательства и ориентирование его на развитие наиболее перспективных отраслей. Финансовые средства на индустриализацию привлекаются из-за рубежа сначала за счет займов, а потом в форме прямых капиталовложений и поступлений от экспорта. Для стимулирования капиталовложений используется гибкая селективно-поощрительная политика. Главной целью хозяйствования и на макро, и на микроуровне считается расширение объёмов производства даже и в ущерб рентабельности. В связи с этим фирмы используют заемные средства в гораздо большем объёме, чем обычно, доля собственных средств в капиталовложениях, как правило, не превышает 35 %8.