Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:35, курсовая работа
Цель данной работы - изучить экономико-географическую характеристику производительных сил экономического района, размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленнос¬ти и сельского хозяйства, обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно-экономическими связями, а также рассмотреть общую характеристику Волго-Вятского экономического района.
Для достижения поставленных целей, требуется решить следующие задачи:
- проанализировать материал, изложенный в экономической литературе;
- изучить на основе современных источников научной и учебной литературы особенности размещения и развития Волго-Вятского экономического района и обоснование возможных направлений его будущего развития;
- установить проблемы развития ВВЭР;
- раскрыть всю необходимость решения этих проблем.
Введение…………..………………………………………………………………….4
1. Общая характеристика экономического рай-она………………………..……….7
1.1. Характеристика размещения производительных сил экономического района (регио-на)…………………………..…………………………………..………....7
1.2. Анализ экономико-географического положения экономического рай-она…...........................................................................................................................11
2. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………………….…………………..18
2.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплек-са……………………………………………………………………….......18
2.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлур-гии…………………………………………………………………….……………..19
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса………………………………………………………………………………..19
2.4. Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплек-са……………………………………………………………….........22
2.5. Экономико-географическая характеристика строительного комплекса………………………………………………………………….............................22
2.6. Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен-ности…………………………………23
2.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного ком-плекса………………………………………………………………………………..24
3. Характеристика транспортной системы экономического района (регио-на)................................................................................................................................27
3.1. Общая характеристика транспортной системы...………………………..…..27
3.2. Железнодорожный транс-порт...…………………………………………..…..27
3.3. Речной транс-порт……………….…………………………………………..….30
3.4. Морской транс-порт……………………………………………………………31
3.5. Автомобильный транс-порт…………………………………………….….…..31
3.6. Трубопроводный транс-порт...……………………………………………..….32
3.7. География грузовых перево-ок..………………………………….…………..33
3.8.География пассажирских перевозок...……………………………..……….…35
3.9. Внешнеторговые перевозки…………………….………………………….….36
Заключение …………………………………………….………………..…….…....38
Список используемых источников..………………………………………………40
Приложение 1....…….………………………………………………………………41
Приложение 2....…….………………………………………………………………42
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Ярославский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Московский государственный университет путей сообщения»
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономическая география транспорта»
на тему «Экономико-географическая характеристика транспортной системы Волго-Вятский экономического района»
Ярославль, 2012
Содержание
Введение…………..…………………………………………
1. Общая характеристика
1.1. Характеристика размещения
производительных сил
1.2. Анализ экономико-
2. Экономико-географическая
2.1. Экономико-географическая
2.2. Экономико-географическая характеристика
черной и цветной металлургии…………………………………………………
2.3. Экономико-географическая характеристика
машиностроительного комплекса………………………………………………………
2.4. Экономико-географическая характеристика
химического и нефтехимического комплекса………………………………………………………
2.5. Экономико-географическая характеристика
строительного комплекса………………………………………………………
2.6. Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности…………………………………23
2.7. Экономико-географическая характеристика
агропромышленного комплекса………………………………………………………
3. Характеристика транспортной
системы экономического района (региона).....................
3.1. Общая характеристика
3.2. Железнодорожный транспорт...……
3.3. Речной транспорт……………….…………………
3.4. Морской транспорт…………………………………
3.5. Автомобильный транспорт…………………………………………….….…
3.6. Трубопроводный транспорт...…………………………………………….
3.7. География грузовых перевозок..………………………………….………….
3.8.География пассажирских перевозок...……………………………..……….…
3.9. Внешнеторговые перевозки…………………….………………………….…
Заключение …………………………………………….…
Список используемых источников..………………………………………………
Приложение 1....…….…………………………………………………………
Приложение 2....…….…………………………………………………………
Данная курсовая работа представлена по теме: «Экономико-географическая характеристика транспортной системы Волго-Вятский экономического района». Актуальность выбранной темы объясняется тем, что Волго-Вятский район расположен на востоке Восточно-Европейской равнины, в бассейнах рек Волги и Вятки, является очень важным районом для Российской Федерации в производственном плане.
Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями рыночной специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность.
В структуре промышленного производства региона на долю отраслей группы А (производство средств производства) приходится 75,5%, а на долю продукции отраслей группы Б, производящих предметы потребления, приходится 25,5%, что отражает структуру промышленного производства России.
Кризис последних лет, охвативший всю экономику страны, негативно отразился и на состоянии экономики Волго-Вятского района: снизились объемы промышленного производства, показатели жизненного уровня населения, нарушились хозяйственные связи.
На долю ведущих отраслей хозяйства района приходится свыше 60% объема промышленного производства товарной продукции региона.
Несмотря на значительное промышленное развитие республик Волго-Вятского региона в последнее время, все еще сохраняется разрыв в уровнях экономического и социального развития национальных образований Нижегородской и Кировской областей. Недостаточно, кроме Нижегородской области, в регионе идут процессы становления рыночных структур, а так же переход к рыночной экономике. Положительными моментами являются расширение экспортно-импортных операций в регионе и привлечение иностранных инвестиций.
Цель данной работы - изучить экономико-географическую характеристику производительных сил экономического района, размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленности и сельского хозяйства, обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно-экономическими связями, а также рассмотреть общую характеристику Волго-Вятского экономического района.
Для достижения поставленных целей, требуется решить следующие задачи:
- проанализировать материал,
изложенный в экономической
- изучить на основе современных источников научной и учебной литературы особенности размещения и развития Волго-Вятского экономического района и обоснование возможных направлений его будущего развития;
- установить проблемы развития ВВЭР;
- раскрыть всю необходимость решения этих проблем.
Объектом исследования в курсовой работе является Волго-Вятский экономический район. Предметом исследования являются:
В данной работе необходимо проанализировать географическое положение экономического района на карте России, а также его топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов; дать оценку хозяйственной специализации экономического района; сделать выводы по экономико-географическом положение транспортной системы района.
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая география транспорта» состоит из введения, основной части, которая включает в себя 3 главы, обозначающих наиболее важные пункты в характеристике Волго-Вятского экономического района, заключения и двух экономических карт-схем, на которых отражены экономико-географическая характеристика экономического района и характеристика транспортной системы.
В данной курсовой работе при рассмотрении особенностей Волго-Вятского экономического района использованы учебники и электронный ресурсы представленные в списке использованной литературы.
экономического района (региона)
Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями рыночной специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность.
В структуре промышленного производства региона на долю отраслей группы А (производство средств производства) приходится 75,5%, а на долю продукции отраслей, производящих предметы потребления - группы "Б" приходится 25,5%, что отражает структуру промышленного производства России.
На долю ведущих отраслей хозяйства района приходится свыше 60% объема промышленного производства товарной продукции региона.
Главную роль играют машиностроение и металлообработка. Их удельный вес в структуре промышленного производства составляет 39,8%. В регионе производятся автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудования. Среди отраслей машиностроения рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовали наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший комплекс автомобилестроения.
Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное ведущим предприятием страны АО "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде, выпускающее суда на подводных крыльях современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Судостроение представлено также в городах Нижегородской области Навашино и Городец.
Большое развитие в регионе получила и отрасль рыночной специализации - электротехническая промышленность. Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство, получившие развитие во всех крупных городах региона.
Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала.
Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится около 9%. Развитие отрасли опирается на использование как местного, так и привозного сырья. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов.
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта: железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимает топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности.
Характерной особенностью
территориальной организации
Кировская область
по объемам промышленного