Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:35, курсовая работа
Цель данной работы - изучить экономико-географическую характеристику производительных сил экономического района, размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленнос¬ти и сельского хозяйства, обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно-экономическими связями, а также рассмотреть общую характеристику Волго-Вятского экономического района.
Для достижения поставленных целей, требуется решить следующие задачи:
- проанализировать материал, изложенный в экономической литературе;
- изучить на основе современных источников научной и учебной литературы особенности размещения и развития Волго-Вятского экономического района и обоснование возможных направлений его будущего развития;
- установить проблемы развития ВВЭР;
- раскрыть всю необходимость решения этих проблем.
Введение…………..………………………………………………………………….4
1. Общая характеристика экономического рай-она………………………..……….7
1.1. Характеристика размещения производительных сил экономического района (регио-на)…………………………..…………………………………..………....7
1.2. Анализ экономико-географического положения экономического рай-она…...........................................................................................................................11
2. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………………….…………………..18
2.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплек-са……………………………………………………………………….......18
2.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлур-гии…………………………………………………………………….……………..19
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса………………………………………………………………………………..19
2.4. Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплек-са……………………………………………………………….........22
2.5. Экономико-географическая характеристика строительного комплекса………………………………………………………………….............................22
2.6. Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен-ности…………………………………23
2.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного ком-плекса………………………………………………………………………………..24
3. Характеристика транспортной системы экономического района (регио-на)................................................................................................................................27
3.1. Общая характеристика транспортной системы...………………………..…..27
3.2. Железнодорожный транс-порт...…………………………………………..…..27
3.3. Речной транс-порт……………….…………………………………………..….30
3.4. Морской транс-порт……………………………………………………………31
3.5. Автомобильный транс-порт…………………………………………….….…..31
3.6. Трубопроводный транс-порт...……………………………………………..….32
3.7. География грузовых перево-ок..………………………………….…………..33
3.8.География пассажирских перевозок...……………………………..……….…35
3.9. Внешнеторговые перевозки…………………….………………………….….36
Заключение …………………………………………….………………..…….…....38
Список используемых источников..………………………………………………40
Приложение 1....…….………………………………………………………………41
Приложение 2....…….………………………………………………………………42
Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение. [4, с.76]
Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние 20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона. Экономический кризис 1990-х годов определил существенный спад производства во всех отраслях и сферах Волго-Вятского региона.
Вывод: Район специализируется на машиностроении. Ведущую роль играют автомобиле- и судостроение, станкостроение, приборостроение, электротехническое машиностроение. Чтобы преодолеть барьеры на пути выхода многих видов машиностроительной продукции на мировой рынок, необходимо повысить их качество. Большое значение имеют химическая и нефтехимическая промышленность, отрасли лесного комплекса. Направления специализации обусловлены имеющимися водными, лесными и трудовыми ресурсами, исторически сложившейся промышленной базой Нижнего Новгорода.
Благодаря соседству с Поволжским, Уральским, Северным и Центральным экономическими районами дает возможность доставлять нефть, газ, металлы, сырье для целлюлозно-бумажной промышленности, а также сбывать готовую продукцию
3. Характеристика
транспортной системы
3.1. Общая характеристика транспортной системы
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта - железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина и строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России. [1, с.131]
3.2. Железнодорожный транспорт
Наибольшее значение для перевозок грузов в районе имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 2/3 всех межрайонных перевозок. В 2010 г. всеми станциями, расположенными на железнодорожной сети региона, было отправлено 25 млн.т. грузов.
Горьковская железная дорога занимает ведущее положение в обслуживании потребностей промышленности, сельского хозяйства и населения ВВЭР.
Эксплуатационная длинна железнодорожных путей ВВЭР составляет 3,5 тыс. км (4% от эксплуатационной дины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. км2 территории - 133 км (средняя по РФ- 51 км).
Значения этих показателей по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Волго-Вятский район и имеющим железнодорожное сообщение, приведены в таблице 5.
Таблица 5. Субъекты РФ входящие в состав Волго-Вятского экономического района имеющие железнодорожное сообщение [6, с. 390]
Субъекты РФ |
Эксплуатационная длина ж.д. путей, км |
Плотность ж.д. путей сообщения на 10 тыс.км2, территории км |
Волго-Вятский экономический район, всего |
3463 |
133,0 |
В том числе: Республика Марий-Эл |
204 |
87,9 |
Республика Мордовия |
543 |
207,3 |
Чувашская республика |
397 |
298,5 |
Кировская область |
1104 |
91,4 |
Нижегородская область |
1215 |
158,0 |
Две широтные магистрали (Пермский и Казанский хода), входящие в состав железнодорожной сети района, обеспечивают грузообмен между восточными и западными регионами страны (приложение 2).
Горьковская железная дорога в границах Волго-Вятского экономического района имеет две магистрали: (Владимир) - Ильино - Нижний Новгород - Котельнич - Киров - Яр - (Пермь) с ответвлением от Котельнич на Свечу (Вологда) и Муром - Арзамас - Канаш - Свияжск - (Казань), которые соединены меридиональной линией Нижний Новгород - Арзамас - Красный Узел. По территории района проходят также тупиковые линии: Зеленый Дол - Йошкар-Ола - Яранск, Канаш-Чебоксары (имеющие важное значение для экономики республик Марий Эл и Чувашской) и Яр - Лесная, обслуживающая лесную промышленность и добычу фосфоритов. Линия Киров - Сусоловка (Котлас) связывает Горьковскую дорогу с Воркутинским направлением Северной железной дороги.
Кроме того, Республику Мордовия обслуживают железнодорожные линии Куйбышевской дороги: широтная Инза - Рузаевка - Кустаревка и соединяющая Куйбышевскую и Горьковскую дороги Рузаевка - Красный узел.
В 2011 г. запроектировано расширение железнодорожной сети России и, в частности, Волго-Вятского района, после предполагаемого строительства магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь, которая соединит между собой существующие и подлежащие строительству новые линии (на территории Республики Коми и Кировской области новая линия Сыктывкар - Черная) и пройдет по территории трех экономических районов: Северного, Волго-Вятского и Уральского.
В 1994 г. на Критской
конференции министров
В свою очередь, в России разработали проекты, дополняющие эти два коридора новыми направлениями. Они были представлены на Третьей Международной конференции по проблемам транспорта, которая прошла в середине июля 1996 г. в Хельсинки. В частности, предлагалось продлить коридор № 2 в восточном направлении. Этот коридор получил название «Балтийский мост» - Москва - Нижний Новгород - Урал.
Продолжение Критского коридора № 2 от Москвы до Урала имеет исключительно важное значение в реализации транспортно-экономических связей широтного направления и в экспортно-импортных перевозках развитых в экономическом отношении российских регионов со странами Западной и Восточной Европы.
Общая российская территория, обслуживаемая Критским коридором № 2, при продлении его до Урала составит 1152 тыс.км2 (примерно 7% от общей территории России), а население 17-ти субъектов РФ, проживающих в этом регионе, - 51,4 млн. человек (почти 35% от общего населения России).
По мнению российских специалистов, а также экспертов Европейской комиссии, вопрос продления Критского коридора № 2 на восток может решиться поэтапно, и в качестве первого этапа выбрано направление Москва - Нижний Новгород [6, с. 390].
3.3. Речной транспорт
Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский водно - транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо - Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.
В районе Нижнего Новгорода намечается построить международный грузовой транспортный узел. Проект предусматривает устройство перегрузочного комплекса мощностью до 20 млн.т в год, включая контейнерный терминал с оборотом в 5 млн.т контейнеров в год.
Проект прошел предварительную экспертизу и одобрен Минтрансом, региональным представительством МВЭС, транспортной дирекцией ЕС и администрацией Нижнего Новгорода.
Расположенный на пересечении внутренних железнодорожных, автомобильных и водных путей, новый терминал становится международным. Учитывая возрастающую роль судов класса «река-море» в международных сообщениях, нижегородский терминал будет способствовать более эффективному с географо-экономической точки зрения перераспределению потоков экспортно-импортных грузов. [4, с. 385]
3.4. Морской транспорт
В Европейской части России в результате строительства соединительных каналов (Беломорско - Балтийского, Волго-Вятского, Волго-Донского) была ликвидирована территориальная разобщённость внутренних водных путей и создана единая глубоководная транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Чёрное моря. Протяжённость единой глубоководной системы (ЕГС) составляет 6,5 тыс. км, гарантированная глубина практически на всей её протяжённости составляет 4 м.
Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.
Балтийский бассейн - к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.
3.5. Автомобильный транспорт
Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирайонных перевозок. К крупнейшим автодорогам относятся: магистраль федерального значения Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань; федеральная дорога Чебоксары – Ульяновск; дороги республиканского и областного назначения: Казань - Йошкар-Ола - Яранск - Котельнич -Киров; Нижний Новгород - Арзамас - Саранск, Саранск - Ульяновск и т.д.
Протяженность автодорог с твердым покрытием (включая ведомственные дороги) по Волго-Вятскому району с распределением по субъектам Федерации, входящим в его состав, приведены в таблице 6.
Таблица 6. Протяженность автодорог с твердым покрытием по Волго-Вятскому району [6, с. 381]
Субъекты РФ |
Протяженность, км |
Плотность автодорог на 10 тыс.км2, территории км |
Волго-Вятский экономический район, всего |
42272 |
1623,3 |
В том числе: Республика Марий-Эл |
3795 |
1635,8 |
Республика Мордовия |
5615 |
2143,1 |
Чувашская республика |
4653 |
3724,1 |
Кировская область |
17428 |
1442,7 |
Нижегородская область |
10481 |
1362,9 |
Протяженность автодорог с твердым покрытием составляет 5,7% от этого показателя по России в целом.
3.6. Трубопроводный транспорт
Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.
Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.
По территории Волго-Вятского экономического района проложены газопроводы: Сибирь-Центр, Альметьевск - Нижний Новгород, Саратов - Нижний Новгород, Киров-Котельнич; нефтепровод Альметьевск - Нижний Новгород с разветвлением в районе Нижнего Новгорода на Рязань и Ярославль. [4, с.132]
3.7. География грузовых перевозок
Промышленный потенциал Волго-Вятского экономического района и его географическое положение определяют объем и состав отправления и прибытия по родам грузов. В 2011 году отправление составило 23 млн.т (2,4% от общего отправления по железнодорожной сети России); прибытие - 24 млн.т. (2,5 % от сетевого прибытия). Прибытие района на 1 млн.т превышало его отправление.
Распределение объемов отправления и прибытия грузов по субъектам Российской Федерации, входящих в состав Волго-Вятского района с распределением по основным родам грузов, дано в таблице 7.
Приведенные в таблице 7 грузы, характеризующие специализацию отраслей промышленности района, составляют 91% от общего отправления Волго-Вятского района. По субъектам РФ, входящим в район, их удельный вес колеблется от 89% по Нижегородской области до 100% по республикам Марий Эл и Чувашской. На нефтяные грузы (Нижегородское ОАО «НОРСИ» - бензин и дизельное топливо, работающее на нефти, доставляемой трубопроводным транспортом) приходится 37% от общего отправления. На втором мечте объему отправления (21%)находятся грузы группы «прочие» (автомобили, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование, продукция химической и нефтехимической промышленности, целлюлоза, бумага, товары легкой промышленности.