Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:35, курсовая работа
Цель данной работы - изучить экономико-географическую характеристику производительных сил экономического района, размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленнос¬ти и сельского хозяйства, обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно-экономическими связями, а также рассмотреть общую характеристику Волго-Вятского экономического района.
Для достижения поставленных целей, требуется решить следующие задачи:
- проанализировать материал, изложенный в экономической литературе;
- изучить на основе современных источников научной и учебной литературы особенности размещения и развития Волго-Вятского экономического района и обоснование возможных направлений его будущего развития;
- установить проблемы развития ВВЭР;
- раскрыть всю необходимость решения этих проблем.
Введение…………..………………………………………………………………….4
1. Общая характеристика экономического рай-она………………………..……….7
1.1. Характеристика размещения производительных сил экономического района (регио-на)…………………………..…………………………………..………....7
1.2. Анализ экономико-географического положения экономического рай-она…...........................................................................................................................11
2. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………………….…………………..18
2.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплек-са……………………………………………………………………….......18
2.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлур-гии…………………………………………………………………….……………..19
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса………………………………………………………………………………..19
2.4. Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплек-са……………………………………………………………….........22
2.5. Экономико-географическая характеристика строительного комплекса………………………………………………………………….............................22
2.6. Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен-ности…………………………………23
2.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного ком-плекса………………………………………………………………………………..24
3. Характеристика транспортной системы экономического района (регио-на)................................................................................................................................27
3.1. Общая характеристика транспортной системы...………………………..…..27
3.2. Железнодорожный транс-порт...…………………………………………..…..27
3.3. Речной транс-порт……………….…………………………………………..….30
3.4. Морской транс-порт……………………………………………………………31
3.5. Автомобильный транс-порт…………………………………………….….…..31
3.6. Трубопроводный транс-порт...……………………………………………..….32
3.7. География грузовых перево-ок..………………………………….…………..33
3.8.География пассажирских перевозок...……………………………..……….…35
3.9. Внешнеторговые перевозки…………………….………………………….….36
Заключение …………………………………………….………………..…….…....38
Список используемых источников..………………………………………………40
Приложение 1....…….………………………………………………………………41
Приложение 2....…….………………………………………………………………42
Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поставило в сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-энергетическом балансе района велика доля дорогостоящих углей, поступающих из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Это позволило сократить использование твердых видов топлива. Основная часть электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. Гидроэнергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской (1430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт). Энергетический дефицит покрывается поступлением электроэнергии из Объединенной энергетической системы европейской части страны.
Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд. (1,3% всех запасов России). Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Его запасы имеются также в Нижегородской области и Республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется[5, с. 387].
металлургии
К отраслям, дополняющим промышленный комплекс района, относится черная металлургия, которая частично обеспечивает потребности машиностроительных предприятий региона в металле. Металлургический комплекс представлен заводами в Выксе и Кулебаках (Нижегородская область), Омутнинске (Кировская область) и металлургией крупных машиностроительных предприятий, таких, как АО «Красное Сормово».
Производство продукции черной металлургии в Волго-Вятском районе в 2012 г. составило: готового проката - 253 тыс. т; стали - 591 тыс. т и стальных труб - 531 тыс. т. Основная часть металла в Волго-Вятский район поступает с Урала и Западной Сибири[5, с. 389]
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса
Главную роль играют машиностроение и металлообработка. Их удельный вес в структуре промышленного производства составляет 39,4%. В регионе производятся автомобили, суда, станки, двигатели, Приборы, электротехническое и электронное оборудование.
Среди отраслей машиностроения рыночной специализации выделяются транспортное машиностроение, развитию которого способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Автомобиль - это рыночный товар, имеющий достаточно короткий цикл «производства-потребления». Среди предприятий автомобилестроения выделяется акционерное общество «ГАЗ», головное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает три вида продукции - грузовые, легковые автомобили и автобусы. В ОАО «ГАЗ» происходят изменения в структуре выпуска грузовых автомобилей. Освоен выпуск и идет наращивание производства 1,5 - тонных автомобилей «Газель», микроавтобусов, фургонов и специальных автомобилей (всего более 20 модификаций) на их базе.
Производство продукции на ОАО «ГАЗ» в 2011 г. характеризуется данными, приведенными в таблице 3.
Сборка автомобилей «Газель» производится и на заводах в других странах СНГ - на Украине и в Молдавии на основе комплектующих деталей, поступающих из Нижнего Новгорода.
Таблица 3. Производство продукции на ОАО «ГАЗ» по состоянию на 2011 г. [6, с. 385]
Показатель |
Значение показателя, тыс. шт. |
Легковые автомобили Грузовые автомобили Автобусы |
123,4 84,4 7,2 |
Павловским автобусным заводом (Нижегородская область) в 2011 г. было выпущено 8,7 тыс. шт. автобусов.
Снижение заказов на военную технику привело АО «Арзамасский машиностроительный завод» (Нижегородская область) к необходимости организовать выпуск вездеходной колесной техники для труднопроходимой местности. Плавающие четырехосные вездеходы, оснащенные оборудованием для пожаротушения, грузоподъемниками, манипуляторами, находят применение в организациях ТЭК, службах МЧС России.
Кроме того, в регионе работают завод автофургонов - в Шумерле (Чувашская Республика), автосамосвалов - в Саранске (Республика Мордовия).
Производство основных видов продукции транспортного машиностроения, выпускаемой в Волго-Вятском регионе, характеризуется данными, приведенными в таблице 4.
Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского района является судостроение, представленное ведущим предприятием страны АО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, а также предприятиями в городах Нижегородской области - Навашино и Городец.
Таблица 4. Производство основных видов продукции транспортного машиностроения, выпускаемой в Волго-Вятском регионе [6, с. 393].
Показатель |
Значение показателя |
Автомобили грузовые, тыс. шт. |
87,8 |
Автомобили легковые, тыс. шт. |
123,9 |
Автобусы, тыс. шт. |
17,6 |
Экскаваторы, шт. |
849,5 |
Вагоны грузовые магистральные, шт. |
1080,7 |
Тракторы, шт. |
213 |
Погрузчики, шт. |
35 |
Бульдозеры, шт. |
153 |
На АО «Красное Сормово» в 1991 г. доля военной продукции составляла 75% (атомные - из титана и дизельные подводные лодки). В 90-е годы завод перепрофилировался на выпуск гражданских судов, а военная продукция была уничтожена и сдана в металлолом. В последние годы завод строит сухогрузные теплоходы «река-море» грузоподъемностью 3,6 и 5,5 тыс. т, а также танкеры и поставляет их по средней цене 5 млн. долларов США в страны ЮВА, Латинской Америки, Иран, США и другие.
Большое развитие в регионе получила и отрасль рыночной специализации - электротехническая промышленность. Крупные предприятия этой отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод «Электровыпрямитель» является головным заводом объединения «Светотехника» и выпускает значительную часть электроламп и выпрямителей, производимых в России. В Саранске (Республика Мордовия) также расположено предприятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) - электроаппаратный завод.
Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство, получившие развитие во всех крупных городах региона. Более 50% фрезерных станков, производимых в России, выпускает Нижегородский завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является «Красный инструментальщик» (г. Киров). Среди предприятий отрасли следует отметить завод по производству оборудования для химической промышленности (Дзержинск) и пищевой промышленности (Нижний Новгород, Волжск).
2.4. Экономико-географическая характеристика химического и
нефтехимического комплекса
Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится свыше 10%. Развитие отрасли опирается на использование как местного, так и привозного сырья. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. Большое развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и быту. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района. Собственные месторождения фосфоритов пока используются только для производства фосфоритной муки. Однако в перспективе здесь возможно создание предприятий по производству сложных минеральных удобрений [10].
2.5. Экономико-географическая характеристика строительного
комплекса
Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мордовия. Из местных сырьевых ресурсов наиболее широко используются стекольные пески. Борский стекольный завод специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла.
Планируется строительство гипсово-ангидридного комбината в Чувашии. Мощность его составит 1 млн. т в год. По количеству добываемого гипса он будет занимать 2-е место в мире. Потребность строительства в ряде строительных материалов за счет местного производства покрывается не полностью. Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных материалов и конструкций - легких бетонов, асбоцементных панелей, деревянных, клееных, а также стальных конструкций [10].
2.6. Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. В структуре производства товарной продукции промышленности района на нее приходится 5,9%. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и для прилегающих регионов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе получила целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский район занимает 3-е место в России, уступая Северному и Уральскому. Крупнейшим предприятием отрасли является Балахнинский целлюлозно - бумажный комбинат, использующий древесину не только хвойных пород, но и лиственных[6, с. 382].
2.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса
Сельское хозяйство Волго-Вятского района располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофелезерновом растениеводстве, льноводстве.
В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные отношения, фермерское движение. Созданию фермерских хозяйств способствовало принятие законов о земле и землепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в производство товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и составляет не многим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур в них значительно превышают производительность в общественном секторе. [2, с.153]
Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зерновых культур составляет почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин приходится на Кировскую область - больше половины и Республику Мордовия - около 3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных культур лидируют озимая и яровая пшеница, а также рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производстве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим условиям региона. Широкое развитие получило картофелеводство. Производство картофеля в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами труда, что позволяет расширить площади возделывания данной культуры.
Из технических культур главной является лен-долгунец. Вместе с тем в последние десятилетия отмечаются сокращения посевных площадей под этой культурой, что вызвано низкой урожайностью и высокими затратами труда. Для производства льна необходимы специализированная техника, применение интенсивных технологий.
Важное значение в
регионе имеет животноводство, которое
широко представлено во всех административно-
Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает сетью перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы перерабатывающих предприятий было связано как с ростом производства сырья, так и с увеличением доли закупок в общем объеме производства. Однако предприятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокую степень изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975 года, а свыше трети из них - в довоенный период.