Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:35, курсовая работа
Цель данной работы - изучить экономико-географическую характеристику производительных сил экономического района, размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленнос¬ти и сельского хозяйства, обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно-экономическими связями, а также рассмотреть общую характеристику Волго-Вятского экономического района.
Для достижения поставленных целей, требуется решить следующие задачи:
- проанализировать материал, изложенный в экономической литературе;
- изучить на основе современных источников научной и учебной литературы особенности размещения и развития Волго-Вятского экономического района и обоснование возможных направлений его будущего развития;
- установить проблемы развития ВВЭР;
- раскрыть всю необходимость решения этих проблем.
Введение…………..………………………………………………………………….4
1. Общая характеристика экономического рай-она………………………..……….7
1.1. Характеристика размещения производительных сил экономического района (регио-на)…………………………..…………………………………..………....7
1.2. Анализ экономико-географического положения экономического рай-она…...........................................................................................................................11
2. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………………….…………………..18
2.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплек-са……………………………………………………………………….......18
2.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлур-гии…………………………………………………………………….……………..19
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса………………………………………………………………………………..19
2.4. Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплек-са……………………………………………………………….........22
2.5. Экономико-географическая характеристика строительного комплекса………………………………………………………………….............................22
2.6. Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен-ности…………………………………23
2.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного ком-плекса………………………………………………………………………………..24
3. Характеристика транспортной системы экономического района (регио-на)................................................................................................................................27
3.1. Общая характеристика транспортной системы...………………………..…..27
3.2. Железнодорожный транс-порт...…………………………………………..…..27
3.3. Речной транс-порт……………….…………………………………………..….30
3.4. Морской транс-порт……………………………………………………………31
3.5. Автомобильный транс-порт…………………………………………….….…..31
3.6. Трубопроводный транс-порт...……………………………………………..….32
3.7. География грузовых перево-ок..………………………………….…………..33
3.8.География пассажирских перевозок...……………………………..……….…35
3.9. Внешнеторговые перевозки…………………….………………………….….36
Заключение …………………………………………….………………..…….…....38
Список используемых источников..………………………………………………40
Приложение 1....…….………………………………………………………………41
Приложение 2....…….………………………………………………………………42
В прибытии удельный вес приведенный в таблице 7 грузов в целом по Волго-Вятскому району составляет 90%; по субъектам Российской Федерации, входящим в район, он колеблется от 80% по республике Марий Эл до 96% по Чувашской республики. Наибольшая доля в грузах прибытия находится на минерально-строительные материалы(33%).
Таблица 7. Отправление и прибытие грузов по Волго-Вятскому району. [6, с. 388]
Грузы |
Всего по району |
В том числе по субъектам РФ | ||||
Республика Марий Эл |
Республика Мордовия |
Чувашская Республика |
Кировская область |
Нижегородская область | ||
Отправление – всего млн.т. |
23,0 |
0,4 |
1,8 |
0,8 |
6,0 |
14,0 |
В том числе: Нефтяные |
8,5 |
- |
- |
0,1 |
0,1 |
8,3 |
Лесные |
2,7 |
0,1 |
- |
- |
2,4 |
0,3 |
Минерально-строительные материалы |
3,6 |
0,2 |
1,3 |
0,2 |
0,5 |
1,4 |
Химиеческие и минеральные удобрения |
1,4 |
- |
- |
- |
1,4 |
0,1 |
Прочие |
4,8 |
0,1 |
0,4 |
0,5 |
1,5 |
2,3 |
Прибытие - всего млн.т. |
24,0 |
1,0 |
2,5 |
2,4 |
5,5 |
12,6 |
В том числе: Уголь |
3,1 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
1,4 |
1,1 |
Нефтяные |
4,8 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
1,1 |
2,7 |
Черные металлы |
1,9 |
- |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
1,5 |
Минерально-строительные материалы |
7,9 |
0,3 |
1,5 |
1,1 |
1,0 |
4,0 |
прочие |
3,9 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
1,3 |
2,0 |
3.8. География пассажирских перевозок
С 1985 года Нижний Новгород имеет свое метро, общая протяженность которого составляет 20 км.
Сеть автомобильных дорог Нижегородской области составляет 15,7 тыс. км, из них 95% дорог с твердым покрытием. По территории Нижегородской области проходят автомагистрали федерального значения: Москва - Н.Новгород -Казань и Н.Новгород - Саранск.
Автомобильные перевозки составляют 49% от общего объема грузовых перевозок и 92% от пассажирских.
Разработана и
реализуется целевая
Всего в области маршрутная сеть насчитывает 945 маршрутов общей протяженностью 49084 км.
В области разработана целевая программа "Нижегородский автобус", которая предусматривает использование возможностей конверсионных предприятий для развития автобусостроения.
Большую роль в жизни области играет речной транспорт. В 1994 году закончилась приватизация Волжского Объединенного Речного Пароходства. На базе пароходства в области созданы и действуют в настоящее время 3 речных порта, 3 пароходных компании, 1 пароходство и 25 организаций, обслуживающих флот.
Воздушными воротами района является аэропорт г. Н.Новгорода. В основном международный аэропорт "Нижний Новгород" обслуживается авиакомпанией "Нижегородские авиалинии". В настоящее время в аэропорту ведется строительство второй взлетно-посадочной полосы. Авиакомпания "Нижегородские авиалинии" обслуживает внутрироссийские линии, полеты в страны СНГ, а также выполняет чартерные рейсы в Египет, Турцию, Сирию, Индию, Пакистан, Арабские Эмираты.
3.9. Внешнеторговые перевозки
Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится более 70% всех экспортных поставок, преимущественно это нефтяные грузы. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок региона приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России. [6, с. 393].
Вывод: В Волго-Вятском экономическом районе хорошо развиты все виды транспорта. Транспортная система характеризуется большим количеством перевозок грузов и пассажиров. Так как район граничит с Центральным районом на западе, то основная доля перевозок грузов выпадает на железнодорожный транспорт Москва-Нижний Новгород. Нижегородский водно - транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. Через ВВЭР проходят важнейшие транспортные пути России: река Волга, железнодорожные магистрали, соединяющие Западную и Восточную экономические зоны, север-
ные и южные регионы страны.
В границах района проходит магистраль федерального значения, федеральная дорога, дороги республиканского и областного назначения. Через Волго-Вятский район проходят нефте- и газопроводы из Поволжья и Сибири.
.
Заключение
Проведение экономических реформ и формирование рыночных отношений, предоставление большей самостоятельности областям и республикам требуют учета региональной специфики во всех направлениях экономического и социального развития районов.
Одними из главных задач регионального развитая являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.
Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре легкой и пищевой промышленности требует изменений в инвестиционной политике, т. е. увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного потребления и продуктах питания.
С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы хозяйствования: появляется больше фермерских хозяйств, внедряются арендные формы, получают развитие личные подсобные хозяйства. Усиливается специализация региона на более продуктивных зерновых культурах, активнее проводится приватизация перерабатывающих предприятий района и восстанавливаются нарушенные хозяйственные связи.
Необходима модернизация инфраструктурных объектов, современное состояние которых не обеспечивает в должной степени развитие рыночных структур в районе.
Стимулирование развития экспортных и импорт заменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского района.
Регион располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.
Список используемых источников
Учебники, монографии, брошюры
Р31 М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.-666 с- (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). 376-405
Электронные ресурсы