Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Лесопромышленный комплекс в Российской Федерации является одним из ведущих секторов экономики. На долю России приходится более 24% запасов древесины всей планеты, в том числе более половины мировых запасов наиболее ценных хвойных пород. Без ущерба для природы и экономики в стране можно производить и перерабатывать до 600 млн. куб. м древесины в год.
Лесоперерабатывающий комплекс (ЛПК) является одной из самых экспортно-ориентированных отраслей экономики России. По объемам экспорта ЛПК занимает 4-е место среди российских отраслей промышленности, после экспорта газа, нефти, черных и цветных металлов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе
1.1. Проблемы развития лесопромышленного комплекса в России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию 7
1.2. Нормативно-правовой механизм государственного регулирования развития лесного комплекса в регионе 11
Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса 24
2.1. Динамика тенденций лесопользования и лесовосстановления в России 24
2.2. Анализ рациональности построения нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 33
2.3. Рациональное построение экономического механизма лесопользования 37
2.4. Прогнозы развития лесопользования в России 58
Заключение 69
Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

радима.docx

— 218.20 Кб (Скачать файл)

Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе

1.1. Проблемы развития лесопромышленного  комплекса в России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию 7

1.2. Нормативно-правовой механизм  государственного регулирования  развития лесного комплекса в  регионе 11

Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса 24

2.1. Динамика тенденций лесопользования  и лесовосстановления в России 24

2.2. Анализ рациональности построения  нормативно-правового механизма  регулирования лесопромышленного  комплекса 33

2.3. Рациональное построение экономического механизма лесопользования 37

2.4. Прогнозы развития лесопользования в России 58

Заключение 69

Список использованной литературы 73

 

Введение

Лесопромышленный комплекс в Российской Федерации является одним из ведущих секторов экономики. На долю России приходится более 24% запасов древесины всей планеты, в том числе более половины мировых запасов наиболее ценных хвойных пород. Без ущерба для природы и экономики в стране можно производить и перерабатывать до 600 млн. куб. м древесины в год.

Лесоперерабатывающий комплекс (ЛПК) является одной из самых экспортно-ориентированных отраслей экономики России. По объемам экспорта ЛПК занимает 4-е место среди российских отраслей промышленности, после экспорта газа, нефти, черных и цветных металлов. Кроме того, Россия в разы отстаёт от развитых лесопромышленных стран по уровню переработки древесины в целлюлозно-бумажном производстве. Обладая пятой частью мировых запасов лесов и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, Российская Федерация существенно уступает развитым зарубежным странам по уровню заготовки древесины. Использование лесов уже много лет не приносит экономический доход ни в федеральный, ни в региональные бюджеты.

Исходя из сформулированной цели, в дипломной работе решаются следующие задачи:

1. изучить актуальные проблемы  развития лесопромышленного комплекса  в РФ и ее регионах и социальный  подход к государственному регулированию;

2. проанализировать нормативно-правовой  механизм государственного регулирования  развития лесного комплекса в  регионе;

3. рассмотреть особенности экономического  механизм государственного регулирования  лесопромышленного комплекса;

4. выделить динамику тенденций  лесопользования и лесовосстановления в РФ;

5. провести комплексный анализ  рациональности построения нормативно-правового  механизма регулирования лесопромышленного  комплекса;

6. изучение особенностей рационального  построения экономического механизма лесопользования;

7. предложить актуальные меры  по совершенствованию нормативно-правового  механизма лесопользования;

8. разработать систему рекомендаций  по совершенствованию экономического механизма лесопользования;

9. рассмотреть актуальные прогнозы  развития лесопользования в России  на современном этапе развития.

Предмет исследования в дипломной работе – это лесопромышленный комплекс РФ.

Объектом исследования в дипломной работе выступает регулирование государством деятельности лесопромышленного комплекса в Российской Федерации.

Гипотеза исследования состоит в следующем: Только постоянное совершенствование нормативно-правовой базы государственного регулирования лесопромышленного комплекса позволит улучшить качество его функционирования и вывести на более высокий уровень производство в данной сфере, позволив лесопромышленному комплексу реализоваться не только как поставщику сырья, но и как производителю в рамках российского государства и мировой экономики в целом.

Теоретической основой для проведения исследования в дипломной работе послужили труды российских специалистов в сфере менеджмента, экономики, государственного управления и исследования лесопромышленного комплекса такие как: В.А. Ивлев, В.А. Кондратюк, В.Н. Костяев, О.Б. Мезенина Е.С. Романов, Е.М. Рунова, Д.Н. Шевчук, С.В. Шимов, Д.В.Хлюстов, Н.С. Цинцадзе, Т.А. Яковлева, В.И. Янышев и др.

 

Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе

1.1. Проблемы развития  лесопромышленного комплекса в  России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию

К ресурсам относится та часть природных богатств, которая необходима для подержания и развития сферы социально-экономических отношений в человеческом обществе, т.е. ресурс есть то, что используется человеком. По Д.М. Кирееву, лесные ресурсы – это накапливающиеся и хранящиеся в лесном фонде почвенные, водные, растительные, животные источники удовлетворения потребностей человека. Известны различные варианты классификации лесных ресурсов. Из них выделим классификацию Н.А. Моисеева, в которой достаточно объемный список ресурсов объединяется в три качественно различные группы – древесные, недревесные и средообразующие. К древесным ресурсам относится стволовая часть деревьев. К недревесным – пищевые, лекарственные, технические ресурсы. В эту же группу недревесных ресурсов, полагаем, можно включить также рекреационные и эстетические полезности (ресурсы) леса. К средообразующим относятся ресурсы-функции, стабилизирующие состояние компонентов лесных экосистем и биосферы в целом.

Сведения о количественном и качественном состоянии лесных ресурсов можно получить из различных источников – тематических карт, специальной литературы, научных публикаций. Однако основными источниками информации были и остаются материалы лесоустройства, лесного экологического мониторинга, лесного кадастра.

Лесоустройство монопольно владеет лесотаксационной информацией, хранящейся в базах данных ГИС. Отметим, что доступность лесоустроительной информации потенциальному пользователю ограничена необходимостью поиска хранителя информации, обращения к нему, а также стоимостью информации. Заказы на выполнение разнообразных по тематике проектов, связанных с разработкой природных ресурсов, ведения лесного и охотничьего хозяйства, поэтому поступают в лесоустроительные предприятия.

Формирование баз данных и создание тематических слоев ГИС выполняется лесоустройством за счет бюджетных средств или на договорной основе, на деньги заказчика. При этом запрашиваемые материалы и разработки предоставляются заказчику в бумажном варианте, в лучшем случае в виде файлов текстовых редакторов. Со стороны лесоустройства наблюдается явное нежелание тиражировать посредством передачи заказчикам первичные векторные и растровые слои с их атрибутивной информацией о состоянии лесного фонда.

Выполнение полноценного и всестороннего анализа о состоянии арендной территории хозяйствующего субъекта при такой подаче лесоустроительных отчетных материалов невозможно, поскольку используется ручная сортировка материалов – операция, соответствующая уровню прошлого столетия. Декларируемая возможность обмена информацией с базами данных других предприятий, с базами данных иерархически более высокого федерального или краевого уровня на практике трудновыполнима. Например, планирование работ на арендных территориях лесозаготовительных предприятий производится в соответствии с предписаниями проектов освоения лесов. При этом очевидные преимущества хранения и анализа в ГИС разнообразной тематической лесной информации на практике используются далеко не в полной мере.

Модернизация лесоучетных работ может быть выполнена в рамках единой государственной системы мониторинга. Под лесным мониторингом понимается система регистрации, сбора, передачи, накопления, хранения и анализа информации о качественных и количественных характеристиках состояния лесов и протекающих в них процессах под влиянием естественных и антропогенных факторов, а также оценка и прогноз тенденций изменений в состоянии лесов. Лесной мониторинг выполняется на базе государственной инвентаризации лесного фонда, т.е. силами лесоустроительных предприятий. В то же время используемые методы таксации следует признать устаревшими и требующими замены. Необходим переход на новые технологии инвентаризации, предусматривающие непрерывность учета лесных ресурсов.

Внедрение системы непрерывного лесоустройства потребует использования современных ГИС и совершенствования космических методов зондирования лесного полога. Перспективно направление получения лесотаксационной информации на основе метода контролируемой классификации пикселей цифровых космических снимко. Предварительный этап – обучение классификатора на основе данных таксации пробных площадей размерами, равными пикселю изображения земной поверхности. Перечислим три практически равноценные по точности метода получения данных таксации насаждений на пробных площадях:

- традиционный метод наземного  обследования;

- по материалам крупномасштабной  аэросъемки;

- по материалам лазерной съемки.

Информация мониторинга – это прямые, косвенные и производные показатели, характеризующие наблюдаемые объекты. Информация представляется в виде специальных и стандартных учетных таблиц, аэрокосмических снимков, тематических карт и хранится в базе данных. Мониторинг наиболее полно реализуется в программной среде ГИС и СУБД. Организация мониторинга предполагает два этапа сбора и обработки информации. На первом этапе отслеживаются территориальные и количественные изменения. На втором – производится количественный и качественный анализ выявленных изменений. Мониторинг осуществляется по принятой методике на единой природной основе и на постоянных участках наблюдений. В итоге анализа получаемой мониторинговой информации уточняются местные особенности существования лесных экосистем, на основе которых составляются рекомендации.

Сведения об объемах, качественных характеристиках и стоимости ресурсов по состоянию на текущий момент времени необходимы для промышленного производства и на перспективу для краткосрочного и стратегического планирования. С целью учета природных ресурсов по состоянию на сегодняшний день ведется кадастр, где с определенной точностью выявлено их количество, география и характеристики (показатели). Кадастр существует по отраслям природопользования. Различают водный, земельный, лесной и т. д. кадастры. Натуральные кадастровые показатели-характеристики отвечают на вопросы – сколько, где и какое качество. Все эти показатели разработаны и адаптированы для использования в практической деятельности.

Например, лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. В Методике государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом № П/336 Росземкадастра от 17.10.2002 г., стоимость лесных земель является функцией их продуктивности и в расчет принимается только один вид лесопользования – заготовка древесины. Экологические функции лесных земель при этом не рассматриваются. Экономическая оценка лесов Красноярского края производится по Шкале кадастровой стоимости лесных земель, утвержденной Администрацией Красноярского края (постановление № 1018-П от 09.01.2001 г.). Шкала учитывает стоимость древесины на корню, живицы, второстепенных лесных ресурсов побочного пользования, использования культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, полезных природных функций леса, а также расходы на воспроизводство лесов. Стоимость древесины на корню определяется для фактического запаса на участке по ставкам лесных податей с учетом расстояния вывозки. Стоимость других полезностей леса учитывает различные корректирующие коэффициенты и дифференцирована по типам лесорастительных условий.

1.2. Нормативно-правовой  механизм государственного регулирования  развития лесного комплекса в  регионе

Использование лесов – это любая разрешенная в лесах деятельность граждан и юридических лиц, которая осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации).

На землях лесного фонда и землях иных категорий конкретные виды разрешенного использования устанавливаются в лесохозяйственных регламентах. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов ведется с соблюдением их целевого назначения и выполнения ими полезных функций.

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации все земли лесного фонда и леса на землях обороны находятся в федеральной собственности. Гражданское законодательство и Лесной кодекс Российской Федерации гарантируют гражданам право на свободное пребывание на землях лесного фонда и в не входящих в лесной фонд лесах. Гражданам и юридическим лицам участки лесного фонда могут предоставляться в пользование на правах: постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (ЛК РФ) лесопользование является платным. Многочисленные дискуссии о природе платежей за использование лесных ресурсов привели к тому, что их вывели из состава налогов и сборов, регулируемых Налоговым кодексом. Плата за пользование лесными участками или "арендная плата" в настоящее время регулируются Лесным кодексом (ст. 73 ЛК РФ).

На основании договора аренды лесного участка могут осуществляться практически все виды деятельности, связанные с использованием лесов. Договоры аренды в большинстве случаев заключаются по результатам аукциона по продаже права на заключение договора. Исключение составляют случаи, когда предмет договора аренды связан с публичными интересами; когда использование лесов необходимо для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, портов, для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (дороги, трубопроводы, ЛЭП). К существенным условиям договора аренды относятся сведения о лесном участке (площадь, местоположение и описание границ, кадастровый номер, кадастровая карта, которая прилагается к договору как неотъемлемая часть), о сроке договора, о видах использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду. К существенным условиям также относятся сведения о размере арендной платы, условиях и сроках ее внесения, а также об объемах рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов. В договоре также отражаются условия, связанные с особенностью договора аренды лесного участка, – обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов, сведения об обременении, ограничении использования лесного участка.

Информация о работе Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности