Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:45, курсовая работа
Описание работы
Лесопромышленный комплекс в Российской Федерации является одним из ведущих секторов экономики. На долю России приходится более 24% запасов древесины всей планеты, в том числе более половины мировых запасов наиболее ценных хвойных пород. Без ущерба для природы и экономики в стране можно производить и перерабатывать до 600 млн. куб. м древесины в год. Лесоперерабатывающий комплекс (ЛПК) является одной из самых экспортно-ориентированных отраслей экономики России. По объемам экспорта ЛПК занимает 4-е место среди российских отраслей промышленности, после экспорта газа, нефти, черных и цветных металлов.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе 1.1. Проблемы развития лесопромышленного комплекса в России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию 7 1.2. Нормативно-правовой механизм государственного регулирования развития лесного комплекса в регионе 11 Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса 24 2.1. Динамика тенденций лесопользования и лесовосстановления в России 24 2.2. Анализ рациональности построения нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 33 2.3. Рациональное построение экономического механизма лесопользования 37 2.4. Прогнозы развития лесопользования в России 58 Заключение 69 Список использованной литературы 73
Лесопромышленный комплекс региона и
проблемы регулирования его деятельности
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы
и механизмы использования лесопромышленного
комплекса в регионе
1.1. Проблемы развития лесопромышленного
комплекса в России и ее регионах
и социальный подход к государственному
регулированию 7
1.2. Нормативно-правовой механизм
государственного регулирования
развития лесного комплекса в
регионе 11
Глава 2. Характеристика развития
лесопромышленного комплекса 24
2.1. Динамика тенденций лесопользования
и лесовосстановления в России 24
2.2. Анализ рациональности построения
нормативно-правового механизма
регулирования лесопромышленного
комплекса 33
2.3. Рациональное построение экономического
механизма лесопользования 37
2.4. Прогнозы развития лесопользования
в России 58
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Введение
Лесопромышленный комплекс в Российской
Федерации является одним из ведущих секторов
экономики. На долю России приходится
более 24% запасов древесины всей планеты,
в том числе более половины мировых запасов
наиболее ценных хвойных пород. Без ущерба
для природы и экономики в стране можно
производить и перерабатывать до 600 млн.
куб. м древесины в год.
Лесоперерабатывающий комплекс (ЛПК)
является одной из самых экспортно-ориентированных
отраслей экономики России. По объемам
экспорта ЛПК занимает 4-е место среди
российских отраслей промышленности,
после экспорта газа, нефти, черных и цветных
металлов. Кроме того, Россия в разы отстаёт
от развитых лесопромышленных стран по
уровню переработки древесины в целлюлозно-бумажном
производстве. Обладая пятой частью мировых
запасов лесов и имея огромный потенциал
для освоения лесных ресурсов, Российская
Федерация существенно уступает развитым
зарубежным странам по уровню заготовки
древесины. Использование лесов уже много
лет не приносит экономический доход ни
в федеральный, ни в региональные бюджеты.
Исходя из сформулированной цели, в дипломной
работе решаются следующие задачи:
1. изучить актуальные проблемы
развития лесопромышленного комплекса
в РФ и ее регионах и социальный
подход к государственному регулированию;
2. проанализировать нормативно-правовой
механизм государственного регулирования
развития лесного комплекса в
регионе;
3. рассмотреть особенности экономического
механизм государственного регулирования
лесопромышленного комплекса;
4. выделить динамику тенденций
лесопользования и лесовосстановления
в РФ;
5. провести комплексный анализ
рациональности построения нормативно-правового
механизма регулирования лесопромышленного
комплекса;
6. изучение особенностей рационального
построения экономического механизма
лесопользования;
7. предложить актуальные меры
по совершенствованию нормативно-правового
механизма лесопользования;
8. разработать систему рекомендаций
по совершенствованию экономического
механизма лесопользования;
9. рассмотреть актуальные прогнозы
развития лесопользования в России
на современном этапе развития.
Предмет исследования в дипломной работе
– это лесопромышленный комплекс РФ.
Объектом исследования в дипломной работе
выступает регулирование государством
деятельности лесопромышленного комплекса
в Российской Федерации.
Гипотеза исследования состоит в следующем:
Только постоянное совершенствование
нормативно-правовой базы государственного
регулирования лесопромышленного комплекса
позволит улучшить качество его функционирования
и вывести на более высокий уровень производство
в данной сфере, позволив лесопромышленному
комплексу реализоваться не только как
поставщику сырья, но и как производителю
в рамках российского государства и мировой
экономики в целом.
Теоретической основой для проведения
исследования в дипломной работе послужили
труды российских специалистов в сфере
менеджмента, экономики, государственного
управления и исследования лесопромышленного
комплекса такие как: В.А. Ивлев, В.А. Кондратюк,
В.Н. Костяев, О.Б. Мезенина Е.С. Романов,
Е.М. Рунова, Д.Н. Шевчук, С.В. Шимов, Д.В.Хлюстов,
Н.С. Цинцадзе, Т.А. Яковлева, В.И. Янышев
и др.
Глава 1. Теоретические проблемы
и механизмы использования лесопромышленного
комплекса в регионе
1.1. Проблемы развития
лесопромышленного комплекса в
России и ее регионах и социальный подход
к государственному регулированию
К ресурсам относится та часть природных
богатств, которая необходима для подержания
и развития сферы социально-экономических
отношений в человеческом обществе, т.е.
ресурс есть то, что используется человеком.
По Д.М. Кирееву, лесные ресурсы – это накапливающиеся
и хранящиеся в лесном фонде почвенные,
водные, растительные, животные источники
удовлетворения потребностей человека.
Известны различные варианты классификации
лесных ресурсов. Из них выделим классификацию
Н.А. Моисеева, в которой достаточно объемный
список ресурсов объединяется в три качественно
различные группы – древесные, недревесные
и средообразующие. К древесным ресурсам
относится стволовая часть деревьев. К
недревесным – пищевые, лекарственные,
технические ресурсы. В эту же группу недревесных
ресурсов, полагаем, можно включить также
рекреационные и эстетические полезности
(ресурсы) леса. К средообразующим относятся
ресурсы-функции, стабилизирующие состояние
компонентов лесных экосистем и биосферы
в целом.
Сведения о количественном и качественном
состоянии лесных ресурсов можно получить
из различных источников – тематических
карт, специальной литературы, научных
публикаций. Однако основными источниками
информации были и остаются материалы
лесоустройства, лесного экологического
мониторинга, лесного кадастра.
Лесоустройство монопольно владеет лесотаксационной
информацией, хранящейся в базах данных
ГИС. Отметим, что доступность лесоустроительной
информации потенциальному пользователю
ограничена необходимостью поиска хранителя
информации, обращения к нему, а также
стоимостью информации. Заказы на выполнение
разнообразных по тематике проектов, связанных
с разработкой природных ресурсов, ведения
лесного и охотничьего хозяйства, поэтому
поступают в лесоустроительные предприятия.
Формирование баз данных и создание тематических
слоев ГИС выполняется лесоустройством
за счет бюджетных средств или на договорной
основе, на деньги заказчика. При этом
запрашиваемые материалы и разработки
предоставляются заказчику в бумажном
варианте, в лучшем случае в виде файлов
текстовых редакторов. Со стороны лесоустройства
наблюдается явное нежелание тиражировать
посредством передачи заказчикам первичные
векторные и растровые слои с их атрибутивной
информацией о состоянии лесного фонда.
Выполнение полноценного и всестороннего
анализа о состоянии арендной территории
хозяйствующего субъекта при такой подаче
лесоустроительных отчетных материалов
невозможно, поскольку используется ручная
сортировка материалов – операция, соответствующая
уровню прошлого столетия. Декларируемая
возможность обмена информацией с базами
данных других предприятий, с базами данных
иерархически более высокого федерального
или краевого уровня на практике трудновыполнима.
Например, планирование работ на арендных
территориях лесозаготовительных предприятий
производится в соответствии с предписаниями
проектов освоения лесов. При этом очевидные
преимущества хранения и анализа в ГИС
разнообразной тематической лесной информации
на практике используются далеко не в
полной мере.
Модернизация лесоучетных работ может
быть выполнена в рамках единой государственной
системы мониторинга. Под лесным мониторингом
понимается система регистрации, сбора,
передачи, накопления, хранения и анализа
информации о качественных и количественных
характеристиках состояния лесов и протекающих
в них процессах под влиянием естественных
и антропогенных факторов, а также оценка
и прогноз тенденций изменений в состоянии
лесов. Лесной мониторинг выполняется
на базе государственной инвентаризации
лесного фонда, т.е. силами лесоустроительных
предприятий. В то же время используемые
методы таксации следует признать устаревшими
и требующими замены. Необходим переход
на новые технологии инвентаризации, предусматривающие
непрерывность учета лесных ресурсов.
Внедрение системы непрерывного лесоустройства
потребует использования современных
ГИС и совершенствования космических
методов зондирования лесного полога.
Перспективно направление получения лесотаксационной
информации на основе метода контролируемой
классификации пикселей цифровых космических
снимко. Предварительный этап – обучение
классификатора на основе данных таксации
пробных площадей размерами, равными пикселю
изображения земной поверхности. Перечислим
три практически равноценные по точности
метода получения данных таксации насаждений
на пробных площадях:
- традиционный метод наземного
обследования;
- по материалам крупномасштабной
аэросъемки;
- по материалам лазерной съемки.
Информация мониторинга – это прямые,
косвенные и производные показатели, характеризующие
наблюдаемые объекты. Информация представляется
в виде специальных и стандартных учетных
таблиц, аэрокосмических снимков, тематических
карт и хранится в базе данных. Мониторинг
наиболее полно реализуется в программной
среде ГИС и СУБД. Организация мониторинга
предполагает два этапа сбора и обработки
информации. На первом этапе отслеживаются
территориальные и количественные изменения.
На втором – производится количественный
и качественный анализ выявленных изменений.
Мониторинг осуществляется по принятой
методике на единой природной основе и
на постоянных участках наблюдений. В
итоге анализа получаемой мониторинговой
информации уточняются местные особенности
существования лесных экосистем, на основе
которых составляются рекомендации.
Сведения об объемах, качественных характеристиках
и стоимости ресурсов по состоянию на
текущий момент времени необходимы для
промышленного производства и на перспективу
для краткосрочного и стратегического
планирования. С целью учета природных
ресурсов по состоянию на сегодняшний
день ведется кадастр, где с определенной
точностью выявлено их количество, география
и характеристики (показатели). Кадастр
существует по отраслям природопользования.
Различают водный, земельный, лесной и
т. д. кадастры. Натуральные кадастровые
показатели-характеристики отвечают на
вопросы – сколько, где и какое качество.
Все эти показатели разработаны и адаптированы
для использования в практической деятельности.
Например, лесной кадастр содержит сведения
об экологических, экономических и иных
количественных и качественных характеристиках
лесного фонда. В Методике государственной
кадастровой оценки земель лесного фонда
Российской Федерации, утвержденной приказом
№ П/336 Росземкадастра от 17.10.2002 г., стоимость
лесных земель является функцией их продуктивности
и в расчет принимается только один вид
лесопользования – заготовка древесины.
Экологические функции лесных земель
при этом не рассматриваются. Экономическая
оценка лесов Красноярского края производится
по Шкале кадастровой стоимости лесных
земель, утвержденной Администрацией
Красноярского края (постановление №
1018-П от 09.01.2001 г.). Шкала учитывает стоимость
древесины на корню, живицы, второстепенных
лесных ресурсов побочного пользования,
использования культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целях, полезных
природных функций леса, а также расходы
на воспроизводство лесов. Стоимость древесины
на корню определяется для фактического
запаса на участке по ставкам лесных податей
с учетом расстояния вывозки. Стоимость
других полезностей леса учитывает различные
корректирующие коэффициенты и дифференцирована
по типам лесорастительных условий.
1.2. Нормативно-правовой
механизм государственного регулирования
развития лесного комплекса в
регионе
Использование лесов – это любая разрешенная
в лесах деятельность граждан и юридических
лиц, которая осуществляется с предоставлением
или без предоставления лесных участков,
с изъятием или без изъятия лесных ресурсов
(ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации).
На землях лесного фонда и землях иных
категорий конкретные виды разрешенного
использования устанавливаются в лесохозяйственных
регламентах. Леса могут использоваться
для одной или нескольких целей. Использование
лесов, представляющее собой предпринимательскую
деятельность, осуществляется на землях
лесного фонда лицами, зарегистрированными
в Российской Федерации в соответствии
с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей".
Освоение лесов осуществляется в целях
обеспечения их многоцелевого, рационального,
непрерывного, неистощительного использования,
а также развития лесной промышленности.
Освоение лесов ведется с соблюдением
их целевого назначения и выполнения ими
полезных функций.
В соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации все земли лесного
фонда и леса на землях обороны находятся
в федеральной собственности. Гражданское
законодательство и Лесной кодекс Российской
Федерации гарантируют гражданам право
на свободное пребывание на землях лесного
фонда и в не входящих в лесной фонд лесах.
Гражданам и юридическим лицам участки
лесного фонда могут предоставляться
в пользование на правах: постоянного
(бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного
срочного пользования.
В соответствии с Лесным кодексом Российской
Федерации (ЛК РФ) лесопользование является
платным. Многочисленные дискуссии о природе
платежей за использование лесных ресурсов
привели к тому, что их вывели из состава
налогов и сборов, регулируемых Налоговым
кодексом. Плата за пользование лесными
участками или "арендная плата" в
настоящее время регулируются Лесным
кодексом (ст. 73 ЛК РФ).
На основании договора аренды лесного
участка могут осуществляться практически
все виды деятельности, связанные с использованием
лесов. Договоры аренды в большинстве
случаев заключаются по результатам аукциона
по продаже права на заключение договора.
Исключение составляют случаи, когда предмет
договора аренды связан с публичными интересами;
когда использование лесов необходимо
для выполнения работ по геологическому
изучению недр, разработке месторождений
полезных ископаемых, для строительства
и эксплуатации искусственных водных
объектов, гидротехнических сооружений,
портов, для строительства, реконструкции
и эксплуатации линейных объектов (дороги,
трубопроводы, ЛЭП). К существенным условиям
договора аренды относятся сведения о
лесном участке (площадь, местоположение
и описание границ, кадастровый номер,
кадастровая карта, которая прилагается
к договору как неотъемлемая часть), о
сроке договора, о видах использования
лесов, расположенных на лесном участке,
предоставляемом в аренду. К существенным
условиям также относятся сведения о размере
арендной платы, условиях и сроках ее внесения,
а также об объемах рубок лесных насаждений
и изъятия других лесных ресурсов. В договоре
также отражаются условия, связанные с
особенностью договора аренды лесного
участка, – обязанности по охране, защите
и воспроизводству лесов, сведения об
обременении, ограничении использования
лесного участка.